Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость.
К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Статистика бьют тревогу. Многие причины – от нас не зависящие и изменить что-либо не в наших силах.
Но есть одна, на мой взгляд, очень важная – это формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья.
Опыт моей педагогической работы показывает, что только физически развитые и практически здоровые дети достигают успехов и вершин познания мира.
Для реализации данного направления моей педагогической деятельности был разработан проект “Азбука здоровья” для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Целью его является формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни и обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе сознания.
Для развития целостного понимания ценности здоровья у детей мною были определены следующие задачи:
- Обогащать представления детей о витаминах, их роли в жизни человека.
- Содействовать сохранения и укреплению здоровья детей, развивать потребность в здоровом, активном образе жизни.
- Воспитывать осознанное отношение их своему здоровью.
Я разработала перспективный план, который позволил целенаправленно и систематически работать в данном направлении и достичь высоких результатов.
Качественная реализация проекта позволила сформировать у детей следующие представления:
- что такое здоровье и как его сберечь;
- что такое витамины;
- о своих органах, их работе и значении;
- что такое режим, гигиена и закаливание;
- о самых значимых витаминах, в чём они содержаться и как влияют на здоровье;
- о том, что есть полезные и неполезные продукты, какие они;
- то полезно для моего организма;
- вода, какая она бывает, какая полезная для здоровья;
- как работает наш главный орган;
- что такое микробы и вирусы;
- какие бывают болезни, что их вызывает;
- как предупреждать болезни;
- некоторые правила оказания себе первой помощи
- что такое аптека, для чего она нужна;
- лекарственные растения;
- лекарственные растения нашей тундры.
Перспективный план реализации проекта “Азбука здоровья”
Сентябрь
1.Познавательное занятие.
Тема: “Что такое здоровье?”
Задачи:
- Систематизировать знания детей о составляющих понятия “здоровье”
- Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье.
2.Познавательная беседа “Режим дня”
Задачи:
- Объяснить детям понятие “Режим”
- Воспитывать необходимость соблюдения режима дня.
3. Встреча с интересными людьми. (Педиатр - Даскиева З.А.)
Тема: “Гигиена - залог здоровья!”
Задачи:
- Формировать представление о значении соблюдения гигиены в жизни людей.
- Воспитывать навыки гигиены.
4.Спортивное развлечение “ Мама, папа, я – спортивная семья”
Задачи:
- Пропаганда активного, здорового семейного отдыха.
- Создание условий для тесного продуктивного сотрудничества между Родителями и педагогами в воспитании детей.
Октябрь
1.Познавательное занятие
Тема “Как устроено тело человека”
Задачи
- Познакомить детей со значением скелета и внутренних органов для жизнедеятельности человека.
- Воспитывать осознанное отношение к физическим упражнениям.
2. Познавательная беседа.
Тема: “Одежда и здоровье”
Задачи:
- Познакомить с понятием температуры тела человека и опасностями переохлаждения и перегрева.
- Воспитывать осознанное отношение к подбору одежды по погоде.
З.Встреча с интересными людьми. (Инструктор по физической культуре Коваль Е.М.)
Тема: “Здоровье - главная ценность человеческой жизни”.
Задачи:
- Познакомить с формами организации физической активности и их значение для здоровья человека
- Воспитание потребности в занятиях физической культуры.
4.Спортивный досуг “Знай своё тело”
Задачи:
- Закрепить ранее полученные представления о значение скелета и других органов для жизнедеятельности человека.
- Воспитывать любовь и осознанное отношение к выполнению упражнений и игр, которые наиболее полезны для развития мускулатуры.
Ноябрь
1.Познавательное занятие.
Тема: “Твоё питание - твоё здоровье”
Задачи:
- Дать детям знания о полезных и не очень полезных продуктах.
- Формировать представление о том, что для роста и здоровья необходимо правильно питаться.
- Воспитывать ответственность за своё здоровье
2. Экскурсия на кухню детского сада.
Тема: “И вкусно, и полезно!”
Задачи:
- Закреплять представление детей о значимости сбалансированного питания.
- Воспитывать осознанное отношение к результатам труда других людей.
З.Выставка рисунков “Весёлый натюрморт”
Задачи:
- Закреплять знания детей о правильном питании и ценных продуктах.
- Развивать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов.
4. Совместная деятельность.
Тема: “Карта полезных продуктов”
Задачи:
- Систематизировать полученные знания о полезных продуктах.
- Воспитывать умение применять полученные знания.
5. Консультация родителям
Тема: “Разумно есть - долго жить!”
Задачи: Показать родителям значение правильного питания для своевременного физического развития детей.
Декабрь
1.Познавательное занятие.
Тема: “Живительные силы”
Задачи:
- Рассказать детям о значимости и важности воды для организма.
- Воспитывать необходимость соблюдения санитарных норм при употреблении воды в пищу.
2. Экспериментальная деятельность
Тема: “Превращения воды”
Задачи:
- Расширять знания детей о различных состояниях воды.
- Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам нашей планеты.
З.Сочинение сказок, загадок, стихов о воде.
Задачи:
- Развитие речи, сочинительской деятельности.
- Воспитание культуры речи.
4. Совместная деятельность.
Тема: Коллаж “В чём содержится вода”.
Задачи:
- Систематизировать полученные ранее знания детей о воде.
- Воспитывать познавательный интерес.
5.Консультация для родителей “Поговорим о воде”
Задачи: Показать родителям значение воды для своевременного физического развития детей.
6. Забавы на воде “Весёлая акватория”.
Задачи:
- Формирование осознанного отношения к своему здоровью.
- Закрепление правил поведения на воде.
Январь
1.Познавательное занятие
Тема: “Вита - значит, жизнь”
Задача:
- Познакомить детей с происхождением слова “витамин”.
- Дать понятие об основных витаминах (“А”, “В”, “С”, “Д”, “Е”)
- Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.
2.Речь и речевое общение. Изготовление книг самоделок
Тема: “Вкусные истории в стране витаминов” (составление книги рецептов).
Задачи:
- Развивать умение применять знания в новых условиях.
- Воспитывать творческие способности.
3.Познавательная беседа
Тема: “Что необходимо для роста и зрения?”
Задачи:
- Познакомить детей с витамином А.
- Дать представление о том, вы каких продуктах его содержание наиболее высоко и как он положительно влияет на организм.
4. Тематический вечер “Вита- значит жизнь!”
Задачи:
- Создание условий для сотрудничества с родителями в воспитании детей.
- Воспитание культуры здорового семейного отдыха.
Февраль
1.Познавательное занятие
Тема: “Где живут витамины “В” и “Р”?”
Задачи:
- Познакомить с ролью витаминов “В”, “Р” для нормальной жизнедеятельности.
- Воспитание необходимости употреблять в пищу продукты, содержащие данные витамины.
2. Экскурсия в аптеку.
Задачи:
- Познакомить детей с работой аптеки.
- Расширять кругозор детей о витаминах.
- Воспитывать культуру поведения.
3. Сюжетно- ролевая игра “Аптека”
Задачи:
- Закреплять представление о работе аптеки.
- Воспитывать уважение к представителям данной профессии.
4. Встреча с интересными людьми (провизор)
Тема: “Витамины всем нужны”
Задачи:
- Уточнить представления детей о том, что нам для роста и здоровья необходимо принимать разные виды витаминов.
- Продолжать воспитывать уважение к представителям данной профессии.
5. Изобразительная деятельность.
Тема:“Весёлая пекарня”
Задачи:
- Развитие навыка лепки из теста, мелкой мускулатуры пальцев.
- Воспитание бережного отношения к хлебу.
Март
1. Познавательное занятие.
Тема: “Витамин “Неболейка” (витамин “С”)
Задачи:
- Познакомить с ролью витамина “С”.
- Воспитание необходимости употреблять в пищу продукты, содержащие данные витамины.
2. Сюжетно- ролевая игра “Кафе”
Задачи
- Развитие потребности в полезной пище.
- Обогащение социального опыта.
- Воспитание навыков культуры поведения.
3. Изобразительная деятельность.
Тема: “Друзья Неболейки”
Задачи:
- Развитие навыков лепки из глины.
- Воспитание аккуратности, умение доводить начатое дело до конца.
4. Социальное развитие.
Выход в кафе “Чунга-Чанга” с родителями.
Задачи:
- Пропаганда семейного культурного досуга.
- Обогащение социального опыта
- Закрепление правил поведения в общественном месте
Апрель
1.Познавательное занятие
Тема: “Наши зелёные друзья”
Задачи:
- Познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями, используемых для лечения заболеваний (лимон, мята, петрушка, календула, укроп)
- Воспитывать осознанное отношение к употреблению в пищу лекарственных растений.
2.Познавательная беседа “Аптекарский огород”
Задачи:
- Уточнять и расширять представления детей о том, что необходимо для посадки и роста растений (условия, оборудование)
- Воспитывать трудолюбие.
3.Экспериментальная деятельность.
Тема: “Что нам надо для роста?”
Задачи: Расширить знание детей о необходимых условиях выращивания лекарственных растений.
4.Консулътация родителям
Тема: “Советуем посадить дома”
Задачи: Помощь в организации совместной деятельности детей и родителей.
5. Развлечение “ Зелёная аптека”
Задачи:
- Закреплять представление о положительном влиянии лекарственных растений на организм человека.
- Воспитание бережного отношения к лекарственным растениям.
Май
1.Праздник “Азбука здоровья”
Задачи:
- Подведение итогов проекта “Азбука здоровья”.
- Воспитание чувства ответственности за своё здоровье и необходимости заботиться о нём.
- Создание условий для сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей.
2.Выставка детских работ “Азбука здоровья”
Задачи: Знакомство родителей с работами своих детей, выполненных в рамках проекта “Азбука здоровья”.