Комплексный проект "Азбука здоровья" для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость.

К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Статистика бьют тревогу. Многие причины – от нас не зависящие и изменить что-либо не в наших силах.

Но есть одна, на мой взгляд, очень важная – это формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья.

Опыт моей педагогической работы показывает, что только физически развитые и практически здоровые дети достигают успехов и вершин познания мира.

Для реализации данного направления моей педагогической деятельности был разработан проект “Азбука здоровья” для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Целью его является формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни и обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе сознания.

Для развития целостного понимания ценности здоровья у детей мною были определены следующие задачи:

  1. Обогащать представления детей о витаминах, их роли в жизни человека.
  2. Содействовать сохранения и укреплению здоровья детей, развивать потребность в здоровом, активном образе жизни.
  3. Воспитывать осознанное отношение их своему здоровью.

Я разработала перспективный план, который позволил целенаправленно и систематически работать в данном направлении и достичь высоких результатов.

Качественная реализация проекта позволила сформировать у детей следующие представления:

  • что такое здоровье и как его сберечь;
  • что такое витамины;
  • о своих органах, их работе и значении;
  • что такое режим, гигиена и закаливание;
  • о самых значимых витаминах, в чём они содержаться и как влияют на здоровье;
  • о том, что есть полезные и неполезные продукты, какие они;
  • то полезно для моего организма;
  • вода, какая она бывает, какая полезная для здоровья;
  • как работает наш главный орган;
  • что такое микробы и вирусы;
  • какие бывают болезни, что их вызывает;
  • как предупреждать болезни;
  • некоторые правила оказания себе первой помощи
  • что такое аптека, для чего она нужна;
  • лекарственные растения;
  • лекарственные растения нашей тундры.

Перспективный план реализации проекта “Азбука здоровья”

Сентябрь

1.Познавательное занятие.

Тема: “Что такое здоровье?”

Задачи:

  • Систематизировать знания детей о составляющих понятия “здоровье”
  • Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье.

2.Познавательная беседа “Режим дня”

Задачи:

  • Объяснить детям понятие “Режим”
  • Воспитывать необходимость соблюдения режима дня.

3. Встреча с интересными людьми. (Педиатр - Даскиева З.А.)

Тема: “Гигиена - залог здоровья!”

Задачи:

  • Формировать представление о значении соблюдения гигиены в жизни людей.
  • Воспитывать навыки гигиены.

4.Спортивное развлечение “ Мама, папа, я спортивная семья”

Задачи:

  • Пропаганда активного, здорового семейного отдыха.
  • Создание условий для тесного продуктивного сотрудничества между Родителями и педагогами в воспитании детей.

Октябрь

1.Познавательное занятие

Тема Как устроено тело человека”

Задачи

  • Познакомить детей со значением скелета и внутренних органов для жизнедеятельности человека.
  • Воспитывать осознанное отношение к физическим упражнениям.

2. Познавательная беседа.

Тема: “Одежда и здоровье”

Задачи:

  • Познакомить с понятием температуры тела человека и опасностями переохлаждения и перегрева.
  • Воспитывать осознанное отношение к подбору одежды по погоде.

З.Встреча с интересными людьми. (Инструктор по физической культуре Коваль Е.М.)

Тема: “Здоровье - главная ценность человеческой жизни”.

Задачи:

  • Познакомить с формами организации физической активности и их значение для здоровья человека
  • Воспитание потребности в занятиях физической культуры.

4.Спортивный досуг “Знай своё тело”

Задачи:

  • Закрепить ранее полученные представления о значение скелета и других органов для жизнедеятельности человека.
  • Воспитывать любовь и осознанное отношение к выполнению упражнений и игр, которые наиболее полезны для развития мускулатуры.

Ноябрь

1.Познавательное занятие.

Тема: “Твоё питание - твоё здоровье”

Задачи:

  • Дать детям знания о полезных и не очень полезных продуктах.
  • Формировать представление о том, что для роста и здоровья необходимо правильно питаться.
  • Воспитывать ответственность за своё здоровье

2. Экскурсия на кухню детского сада.

Тема: “И вкусно, и полезно!”

Задачи:

  • Закреплять представление детей о значимости сбалансированного питания.
  • Воспитывать осознанное отношение к результатам труда других людей.

З.Выставка рисунков “Весёлый натюрморт”

Задачи:

  • Закреплять знания детей о правильном питании и ценных продуктах.
  • Развивать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов.

4. Совместная деятельность.

Тема: “Карта полезных продуктов”

Задачи:

  • Систематизировать полученные знания о полезных продуктах.
  • Воспитывать умение применять полученные знания.

5. Консультация родителям

Тема: “Разумно есть - долго жить!”

Задачи: Показать родителям значение правильного питания для своевременного физического развития детей.

Декабрь

1.Познавательное занятие.

Тема: “Живительные силы”

Задачи:

  • Рассказать детям о значимости и важности воды для организма.
  • Воспитывать необходимость соблюдения санитарных норм при употреблении воды в пищу.

2. Экспериментальная деятельность

Тема: “Превращения воды”

Задачи:

  • Расширять знания детей о различных состояниях воды.
  • Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам нашей планеты.

З.Сочинение сказок, загадок, стихов о воде.

Задачи:

  • Развитие речи, сочинительской деятельности.
  • Воспитание культуры речи.

4. Совместная деятельность.

Тема: Коллаж “В чём содержится вода”.

Задачи:

  • Систематизировать полученные ранее знания детей о воде.
  • Воспитывать познавательный интерес.

5.Консультация для родителей “Поговорим о воде”

Задачи: Показать родителям значение воды для своевременного физического развития детей.

6. Забавы на воде “Весёлая акватория”.

Задачи:

  • Формирование осознанного отношения к своему здоровью.
  • Закрепление правил поведения на воде.

Январь

1.Познавательное занятие

Тема: “Вита - значит, жизнь”

Задача:

  • Познакомить детей с происхождением слова “витамин”.
  • Дать понятие об основных витаминах (“А”, “В”, “С”, “Д”, “Е”)
  • Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.

2.Речь и речевое общение. Изготовление книг самоделок

Тема: “Вкусные истории в стране витаминов” (составление книги рецептов).

Задачи:

  • Развивать умение применять знания в новых условиях.
  • Воспитывать творческие способности.

3.Познавательная беседа

Тема: “Что необходимо для роста и зрения?”

Задачи:

  • Познакомить детей с витамином А.
  • Дать представление о том, вы каких продуктах его содержание наиболее высоко и как он положительно влияет на организм.

4. Тематический вечер “Вита- значит жизнь!”

Задачи:

  • Создание условий для сотрудничества с родителями в воспитании детей.
  • Воспитание культуры здорового семейного отдыха.

Февраль

1.Познавательное занятие

Тема: “Где живут витамины “В” и “Р”?”

Задачи:

  • Познакомить с ролью витаминов “В”, “Р” для нормальной жизнедеятельности.
  • Воспитание необходимости употреблять в пищу продукты, содержащие данные витамины.

2. Экскурсия в аптеку.

Задачи:

  • Познакомить детей с работой аптеки.
  • Расширять кругозор детей о витаминах.
  • Воспитывать культуру поведения.

3. Сюжетно- ролевая игра “Аптека”

Задачи:

  • Закреплять представление о работе аптеки.
  • Воспитывать уважение к представителям данной профессии.

4. Встреча с интересными людьми (провизор)

Тема: “Витамины всем нужны”

Задачи:

  • Уточнить представления детей о том, что нам для роста и здоровья необходимо принимать разные виды витаминов.
  • Продолжать воспитывать уважение к представителям данной профессии.

5. Изобразительная деятельность.

Тема:“Весёлая пекарня”

Задачи:

  • Развитие навыка лепки из теста, мелкой мускулатуры пальцев.
  • Воспитание бережного отношения к хлебу.

Март

1. Познавательное занятие.

Тема: “Витамин “Неболейка” (витамин “С”)

Задачи:

  • Познакомить с ролью витамина “С”.
  • Воспитание необходимости употреблять в пищу продукты, содержащие данные витамины.

2. Сюжетно- ролевая игра “Кафе”

Задачи

  • Развитие потребности в полезной пище.
  • Обогащение социального опыта.
  • Воспитание навыков культуры поведения.

3. Изобразительная деятельность.

Тема: “Друзья Неболейки”

Задачи:

  • Развитие навыков лепки из глины.
  • Воспитание аккуратности, умение доводить начатое дело до конца.

4. Социальное развитие.

Выход в кафе “Чунга-Чанга” с родителями.

Задачи:

  • Пропаганда семейного культурного досуга.
  • Обогащение социального опыта
  • Закрепление правил поведения в общественном месте

Апрель

1.Познавательное занятие

Тема: “Наши зелёные друзья”

Задачи:

  • Познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями, используемых для лечения заболеваний (лимон, мята, петрушка, календула, укроп)
  • Воспитывать осознанное отношение к употреблению в пищу лекарственных растений.

2.Познавательная беседа “Аптекарский огород”

Задачи:

  • Уточнять и расширять представления детей о том, что необходимо для посадки и роста растений (условия, оборудование)
  • Воспитывать трудолюбие.

3.Экспериментальная деятельность.

Тема: “Что нам надо для роста?”

Задачи: Расширить знание детей о необходимых условиях выращивания лекарственных растений.

4.Консулътация родителям

Тема: “Советуем посадить дома”

Задачи: Помощь в организации совместной деятельности детей и родителей.

5. Развлечение “ Зелёная аптека”

Задачи:

  • Закреплять представление о положительном влиянии лекарственных растений на организм человека.
  • Воспитание бережного отношения к лекарственным растениям.

Май

1.Праздник “Азбука здоровья”

Задачи:

  • Подведение итогов проекта “Азбука здоровья”.
  • Воспитание чувства ответственности за своё здоровье и необходимости заботиться о нём.
  • Создание условий для сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей.

2.Выставка детских работ “Азбука здоровья”

Задачи: Знакомство родителей с работами своих детей, выполненных в рамках проекта “Азбука здоровья”.