Соединительные гласные О и Е в сложных словах (6-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока:

образовательные:

  • знать об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е;
  • уметь правильно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах;

развивающие:

  • развивать аналитико-синтетическую деятельность учащихся на основе заданий, направленных на развитие интереса к предмету;
  • слуховое внимание при устной форме работы со словами;
  • зрительную память;
  • творческое воображение;
  • умение передавать мысли в устной и письменной формах речи;

воспитательные:

  • воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оформление урока:

а) таблицы по лексике (5 класс), развитию речи;

б) опорные слова по теме “Соединительные гласные О и Е в сложных словах”:

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

– Запишите число, классная работа.

II. Повторение.

– Какую орфограмму изучали на прошлом уроке? (“Соединительные гласные О и Е в сложных словах”)

– Сегодня продолжим работу над этой орфограммой.

– Назовите тему урока.

Соединительные гласные О и Е в сложных словах

– Запишите ее в тетрадь.

– Сформулируйте задачи урока:

1) Что должны знать? (Знать об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е)

2) Что должны уметь? (Уметь правильно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах)

ЗАДАНИЕ

– Вам нужно “собрать в корзинку” сложные слова, в которых были бы те же корни, что и в данных словах:

лист луна вода буря птица
падать ходить падать ломать ловить

– Обозначьте условия выбора изученной орфограммы в образованных словах, пользуясь памяткой.

Памятка
Как правильно объяснить орфограмму?

  1. Назови слово, какой частью речи оно является?
  2. Определи, какое это слово (простое или сложное)?
  3. Объясни, как образовано данное слово?
  4. Укажи, с помощью чего образовано это слово?
  5. Объясни, почему в этом слове пишется соединительная гласная О или Е?

ПРОВЕРКА ДАННОГО ЗАДАНИЯ

Учащиеся выходят к доске, рассказывают, как образовано слово, и объясняют его правописание, “собирая корзинку”.

ВЫВОД

  1. Как образуются сложные слова?
  2. При каких условиях используется соединительная гласная О в сложных словах?
  3. При каких условиях используется соединительная гласная Е в сложных словах?
  4. Расскажите о правописании гласных О и Е в сложных словах (учащиеся рассказывают правило). Приведите примеры.

III. Закрепление изученного материала.

1.

– Выполните упражнение № 168.

– Выпишите сложные слова, обозначая условия выбора соединительных гласных О и Е.

  1. Дожд..мер – дождь, мерить
  2. Пчел..вод – пчела, водить
  3. Пар..ход – пар, ходить
  4. Язык..вед – язык, ведать
  5. Глаз..мер – глаз, мерить

– Оцените себя.

  1. Значение каких слов непонятно?
  2. Объясните их правописание.

2.

– Пользуясь “Памяткой юного исследователя слова”, составьте анкету слов:

Книг..люб Пут..шествие

– Учащиеся работают по группам над словами.

Памятка юного исследователя слова

1. “БИОГРАФИЯ” СЛОВА (объясни по словарю лексическое значение слова).

2. “СЕРДЦЕ” СЛОВА (назови корень этого слова).

3. БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ (подбери однокоренные слова).

4. ДАЛЬНИЕ РОДСТВЕННИКИ (подбери слова с таким же корнем).

5. “ПАСПОРТ” СЛОВА (определи часть речи, непостоянные признаки этого слова; составь словосочетание с ним).

- Каждая группа представляет анкету слова перед классом.

3.

Дифференцированное выполнение заданий:

КАРТОЧКА № 1

Выпишите из предложений сложные слова, объясняя их образование.

  1. Интересная профессия – лесовод.
  2. Водостоки не успевали перехватить всю массу воды, и она водопадами сливалась по откосам.
  3. Пароход благополучно миновал гряду и пошел дальше.
  4. Однажды зимним утром в лес пришли лесорубы.

КАРТОЧКА № 2

Составьте текст, используя слово КНИГОЛЮБ.

КАРТОЧКА № 3

Составьте текст, используя слово ПУТЕШЕСТВИЕ.

IV. Подведение итогов урока.

- Какова была цель урока?

- От каких условий зависит написание орфограммы “Соединительные гласные О и Е в сложных словах”?

- Что нового узнали?

V. Домашнее задание.

1) Повторить корни и правило (стр.245).

2) Упр.655 (по заданию).

ПРИЛОЖЕНИЕ

АНКЕТА СЛОВА “КНИГОЛЮБ”

1. “БИОГРАФИЯ” СЛОВА: любитель книг, чтения.

2. “СЕРДЦЕ” СЛОВА: книг – и – люб.

3. БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ: книголюбский (прилагательное).

4. ДАЛЬНИЕ РОДСТВЕННИКИ: книговедение, книгопечатание, книгоноша, книгохранилище. книгообмен.

5. “ПАСПОРТ” СЛОВА: существительное мужского рода, в именительном падеже, единственном числе. Старый книголюб.

АНКЕТА СЛОВА “ПУТЕШЕСТВИЕ”

1. “БИОГРАФИЯ” СЛОВА: поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям.

2. “СЕРДЦЕ” СЛОВА: путь – и – шествие.

3. БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ: путешествовать, путешествующий, путешественник.

4. ДАЛЬНИЕ РОДСТВЕННИКИ: Путепровод, путеобходчик

5. “ПАСПОРТ” СЛОВА: существительное среднего рода, в именительном падеже, единственном числе. Интересное путешествие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ, 1994.
  2. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть III: Проблемные уроки.
  3. Научно-практич. пособие для учителей. – Ростов н/Д: Изд-во “Учитель”, 2006.
  4. Сборник “Организация учебно-исследовательской деятельности школьников: из опыта работы МОУ “Общеобразовательный лицей № 17”, г. Северодвинска”. Сборник материалов. – Архангельск, 2006.
  5. Пахомова Н. Ю. “Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов”, - М., “Аркти”, 2003.