Путешествие по природным зонам нашей Родины (в форме КВН) (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Серьезные проблемы мы будем решать -
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит дать ответ:
"Знаем мы природные зоны - или нет?"

Цели и задачи:

  • проверить знания учащихся по естествознанию;
  • развивать сообразительность, память, логическое мышление учащихся;
  • развивать речь учащихся;
  • развивать эмоционально-нравственное, практически-деятельностное отношение детей к окружающей среде;
  • воспитание любви к родине;

Оборудование:

  • карточки с заданиями;
  • картинки с изображением животных и растений;
  • оформленная доска;
  • жетоны для команд;

Подготовка к уроку: ученики заранее готовятся к игре - делятся на три команды, придумывают названия, эмблемы, приветствия команд. Вспоминают песни о растениях, зверях, птицах и т. д.

Ход урока

1. Оргмомент.

а)

Интересная игра сегодня у нас,
К ней готовился каждый из вас.
Чтоб победить, надо много знать,
Уметь думать, логически рассуждать.
Вам я думаю, всё по плечу,
Ведь я вас четвёртый год учу.
И верю, что каждого ждёт свой успех,
Душою болею за вас за всех.

б) Сегодня мы собрались, чтобы поиграть в КВН, совершить увлекательное путешествие по природным зонам нашей Родины, ещё раз проверить наши знания о природе, растительном и животном мире России.

в) У нас соревнуются три команды. Давайте познакомимся с ними.

(приветствие команд).

2. Разминка.

Перед тем как начать игру, необходимо проверить готовность команд. Вспомним, какие природные зоны есть на территории нашей страны.

(Учитель задаёт вопросы, за правильный ответ команды получают жетоны).

  • самая северная природная зона нашей страны; (Арктика)
  • самая большая природная зона России; (зона лесов)
  • как называется небольшая зона на побережье Черного моря; (Субтропики)
  • южная природная зона, расположенная на берегах Каспийского моря; (зона пустынь)
  • зона, расположенная южнее зоны лесов, это бескрайняя равнина; (зона степей)
  • эта зона протянулась с запада на восток, по всему побережью северных морей; (Тундра)

Каждая команда получает задание: "Расположите (запишите) эти зоны так, как мы их изучали, как они расположены на карте нашей страны (задание команды выполняют на листочках)".

Итак, мы видим, что команды к игре в КВН готовы. (за правильные ответы команды получают жетоны).

3. Игровая ситуация "Угадай природную зону".

Каждой команде вручается конверт - письмо с описанием природной зоны, нужно прочитать письмо, назвать природную зону.

а) тундра

б) степь

в) пустыня

4. Игровой конкурс "Растения и животные".

а) узнать растение по описанию, записать на листочке, назвать природную зону (за правильный ответ команда получает жетоны).

  • это растение похоже на накипь, на корочку, растёт на скалах и валунах (лишайники - арктическая зона);
  • какое дерево является символом России (берёза - смешанные леса);
  • это дерево имеет не гниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму (лиственница - тайга);
  • высокое растение, достигает 35 метров в высоту, долгожитель, листья продолговатые, с зубчиками, плоды человек употребляет в пищу (каштан - субтропики);
  • я - травянистое растение, моя задача - удерживать пески (колосняк - пустыни);
  • какое дерево при цветении распространяет чудесный аромат, есть такой мёд (липа - широколиственные леса);
  • это растение медленно растёт, похоже на маленький кустарник, является пищей для оленей (ягель-олений лишайник - тундра);
  • мягок, а не пух, зелен, а не трава (мох - тундра);
  • это травянистое растение с корнем - метелочкой, узкими листьями и мягкими волосками (ковыль - степи)

б) узнать животное по описанию (за правильный ответ команда получает жетоны).

  • священный жук Древнего Египта (жук-скарабей)
  • это самые умные морские животные, замечательные пловцы, в море ориентируются с помощью своих звуковых сигналов (дельфины - субтропики);
  • у этого животного лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва (тушканчик - пустыня);
  • у какого животного пять чёрных полос на спине (бурундук - тайга);
  • лесной исполин, кто это (лось - смешанные леса)
  • это животное умеет не только прыгать, но и летать (белка-летяга - хвойные и смешанные леса);
  • очень красивые птицы с необычным клювом (тупики - Арктика)
  • я из отряда лисиц небольшая на вид, но уши большие (лисичка-корсак - пустыни);
  • самый знаменитый зверь Приокско-Террасного заповедника (зубр - лесов);

Эти животные записаны на листочках, надо расселить их по зонам, соединить стрелочкой с нужной зоной. Задание одинаковое для всех команд. Побеждает та команда, которая первой сдаст листок с правильными ответами.

5. "Песенная перекличка"

Кто споёт или назовёт больше песен о растениях, животных (за правильный ответ команда получает жетоны).

6. Конкурс капитанов

Выходят три капитана и отвечают на вопросы,которые записаны на билетах;

  • самые высокие горы России;
  • каменным поясом земли называют...;
  • самое большое озеро в мире;
  • что такое птичьи базары;
  • река, впадающая в Каспийское море;
  • эта равнина величайшая в мире, её называют холмистой;
  • какой лес называют тайгой;
  • самая длинная река в России;
  • где находится заповедник "Остров Врангеля";
  • самое глубокое озеро в России;
  • какие моря относятся к Атлантическому океану;
  • в список Всемирного наследия внесено озеро...;

Конкурс "Цепи питания"

Определить в какой природной зоне существуют следующие цепи питания, (задания даны на листочках)

а) ива - белая куропатка - кречет (тундра);

б) зерно - грызуны - соболь (зона лесов);

в) сайка - тюлени - медведи (арктическая зона);

8. Игра "Найди лишний"

В предложенных заданиях вычеркнуть лишний объект, обосновать свой ответ (задания на карточках или фронтальная работа).

а) иглица, каштан, самшит, тис ягодный;

б) кипарис, пальма, роза, магнолия;

в) тушканчик, песчанка, кобылка, хомяк;

9. Подведение итогов.

Учитель совместно с жюри подсчитывают общее количество баллов для каждой команды - так определяется группа-победитель; проводят поощрение активных участников.

Во время краткой беседы с учащимися подводятся итоги - о чём сегодня шёл разговор, что повторили, чему научились.

Учитель: "Природу надо охранять, беречь, заботиться о ней! Необходимо знать как вести себя в общении с природой, чтобы не нанести ей вред."

Учащимся было предложено домашнее задание - составить пожелания людям об охране природы, о рациональном её использовании (в устной форме, в виде рисунков или поделок).

Приложение к игровой ситуации "Угадай природную зону"

а) Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей страны. Природа здесь сурова. Зима долгая (7-8 месяцев), холодная. (мороз -50 градусов). Дуют сильные ветра. Лето короткое, прохладное. Зимой - 2 месяца длится полярная ночь. (ТУНДРА)

б) Эта зона - бескрайние равнины. Лето продолжительное, очень теплое, засушливое. Дождей выпадает немного, в основном ливневые. Зима короткая, но довольно прохладная. Почвы плодородны. (СТЕПЬ)

в) Это южная природная зона, небольшая по площади. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, очень жаркое и сухое, температура воздуха в тени +40 градусов. Зима короткая и холодная. Поверхность этой зоны покрыта валами из песка, эти валы постоянно передвигаются. (ПУСТЫНЯ).