Методическая разработка урока по теме "Кремний и его соединения"

Разделы: Химия


Используемая технология: педагогическая мастерская.

Цель урока:

  • сформировать знания учащихся о химическом элементе кремнии, о свойствах образованных им простых и сложных веществ;
  • воспитывать доброжелательность, коммуникабельность;
  • развивать творческое мышление.

Оборудование: коллекция "Минералы и горные породы" ч. 1,3, схема - конспект, ксерокопии для учащихся, конверты с заданиями; для демонстрации: химический стакан, пробирки, фарфоровая чашечка, спиртовка, штатив, стеклянная палочка; интерактивная доска, графический планшет, магнитофон.

Реактивы: раствор силиката натрия, соляной кислоты, гидроксида натрия, индикатор, вода.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Ученики садятся по шесть человек в четыре группы, в каждой есть руководитель.

2. Изучение материала

Обращаем внимание на запись на доске "Кремний - основной элемент неживой природы." Предлагается записать на листках свои чувства, ассоциации.

ИНДУКЦИЯ:

Силициум с латыни кремень означает
Берцелиус его открыл и так назвал
Ученый Гесс ввел русский термин - кремний
Слышна в нем мощь утесов, скал
В земной коре второе место он прочно занимает,
Хотя в свободном виде в природе не встречают
Известен кремний стал лишь с 19 века,
Но неоценима его роль со времен древнего человека
Без него не построить себе особняк,
Чашки кофе не выпить без фарфора никак
Звон хрустальный не слышать
И как о берег бьют волны
Не носить топ - моделям серьги, броши, кулоны.
Ну а чистый кремний хоть имеет структуру алмаза
Полупроводниковыми свойствами владеет без отказа
Способностью мага он обладает
Энергией солнца вовсю управляет
Часам точный ход обеспечит кристалл
Прочность сталей усилишь, введя кремний в сплав
Живой организм кремний тоже имеет
Из-за него человек силикозом болеет
Недостаток его скелет ослабляет
Если меньше 3-х грамм, то и взгляд не сияет
Химической активностью кремний не блистает,
Но в щелочах и фтороводороде себя он окисляет.
Его оксид кислотный на редкость очень твердый
В воде не растворим,
Для получения разных стекол ничем не заменим.

САМОКОНСТРУКЦИЯ Мысли, впечатления, ассоциации, вопросы, какие возникли после прослушивания стихотворения, предлагается записать на листочках. Зачитывается стихотворение еще раз.

СОЦИОКОНСТРУКЦИ Предлагается обсудить в группе, что записал каждый учащийся и записать вопросы, какие возникли от группы.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ После обсуждения ребята от группы зачитывают вопросы.

САМОКОНСТРУКЦИЯ Учащимся предлагается самим ответить на эти вопросы.

СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ Учащиеся группой разрабатывают проект, отвечая на вопросы, содержащиеся в конвертах.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - АФИШИРОВАНИЕ Обнародование - защита проекта руководителями групп, демонстрирующими своё решение, используя графический планшет. Одновременно афиширует свой проект учитель в виде схемы (приложение № 1), используя интерактивную доску, уменьшенные в размерах копии раздаются каждому ученику. Иллюстрируется защита проекта демонстрационными опытами 1. Получение кремниевой кислоты. 2.Свойства кремниевой кислоты.

3. Домашнее задание. После обоюдного афиширования учащимся предлагается ответить дома на неотвеченные вопросы, переписать в рабочую тетрадь. Раздаются темы докладов к следующему уроку.

4. РЕФЛЕКСИЯ Вопрос к ребятам о настроении, с каким они работали.

Для обнародования его из конверта №3 предлагается извлечь рисунки и в зависимости от настроения выбрать либо песчаные часы, если время безвозвратно попусту утекло, либо спутник, если настроение было нормальным, либо горы, песчаный пляж на лазурном берегу, если настроение было хорошим. Учащиеся наклеивают один из соответствующих рисунков на доску. Подводится итог урока.

Содержимое конвертов.

СОРЖИМОЕ КОНВЕРТА№1

КАРТОЧКА № 1

КРЕМНИЙ - ЭТО

1. Простое вещество

2. Химический элемент

3. Химический элемент и простое вещество.

Как вы считаете, какое определение подходит

А) Для раскрытия темы "Кремний и его свойства"

Б) Для раскрытия темы "Соединения кремния и их свойства"?

Обоснуйте своё предположение.

После этого ознакомьтесь с содержанием конверта №2. Работая с заданием №1 и №2, выберите правильные, на ваш взгляд, ответы, постарайтесь обосновать их, выбрав из набора карточек те, что будут доказывать ваш выбор; разложите предполагаемые ответы на вашем столе, перепишите их себе на лист; в качестве ответов принимаются формулы, уравнения реакции, стихи, прозы, схемы- все, что вы знаете или предполагаете. Принимаются даже самые фантастические предположения.

УД АЧИ, РЕБЯТА!

ЗАДАНИЕ №1

Кремний и его свойства.

1. Положение кремния в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

- Химический знак кремния.

- Относительная атомная масса.

- Степень окисления.

2. Строение атомов кремния.

- Распределение электронов по уровням и подуровням.

- Степень окисления.

- Валентность.

3. Химическая формула вещества кремния.

- Молярная масса.

- Степень окисления.

- Химическая связь.

4. Нахождение в природе.

- Физические свойства кремния.

- Химические свойства кремния.

- Получение Si в промышленности (выберите карточки с соответствующими уравнениями реакций).

Получение кремния в лаборатории.

Применение.

Вопрос: В чем причина сходства и различия простых веществ - кремния и углерода?

Задание №2.

Соединения Si

1. Оксид кремния (4)

- Физические свойства.

- Химические свойства.

- Нахождение в природе.

2. Кремниевая кислота (выберите карточки с соответствующими уравнениями реакций).

Запишите молекулярные и ионные уравнения.

- получение.

- химические свойства.

3. Силикаты (выберите карточки с соответствующими уравнениями реакций. Запишите ионные и молекулярные уравнения).

- получение.

- физические свойства.

- химические свойства.

- применение.

Вопрос: в чем причина различия свойств кислородных соединений углерода и кремния?

Содержимое конверта №2.

(Карточки, ответы на задания №1 и №2. Могут быть и неверные ответы). Учащийся должен выбрать правильные ответы на поставленные вопросы.

            t
H2Si03 = H20+Si02

                t
2MgO+Si = 2Mg+Si02

            t
3Si+2N2=Si3+4N4 нитрид кремния

2Na+Cl2=2NaCl

Si+2Cl2=Si+4C14

К20*A1203*6Si02+C02+2H20=Al203*2Si02*2H20+4Si02+K2C03

ортоклаз                                                              каолинит

Si Ar (Si) =28 ст.ок=+4,-4

Si+2F2=Si+4F4

02+2Mg =2MgO

Si M (Si) =28г\моль ст. ок.=о, ковалентная связь

SiO2+кислота не идет, кроме Si02+4HF = SiF4+2H20

                t
SiCl4+2H2=Si+4HCl

                t
Si02+2Mg=Si+2MgO Si02+2NaOH=Na2Si03+H20 силикат натрия

        t
Si+02=Si+402

Si02+CaC03=CaSi03+C02 силикат кальция

Si02 +H20 не идет

            t
Si02+2C=Si+2CO

3Si02+4Al=3Si+2Al203

Na2Si03+2HCl=2NaCl+H2Si03

Na2Si03+C02+H20=Na2C03+H2Si03

Na2Si03+C02+H20=CaSi03+2NaCL

K2Si03+2HCL=H2Si03+2KCL

Н2SiO3+ИНДИКАТОР (ЦВЕТ НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ)

Si+2NaOH+H20=Na2Si03+2H2

SI+C=SiC КАРБИД КРЕМНИЯ ИЛИ КАРБОРУНД

Si+2Br2=SiBr4

            t     
Si+Mg=Mg2Sr-4

Si+КИСЛОТА не идет, КРОМЕ 3Si+12HF+4HN03=3SiF4+4NO+8H20

Si+ГАЛОГЕНОВОДОРОДЫ не идет, КРОМЕ Si+4HF=SiF4+2H2

            t
H2Si03=H20+Si02

Приложение.