Тема урока: «Туман и облака. Осадки».
Задачи урока:
1) обогатить учащихся новыми сведениями о превращениях воды в природе (туман, облака);
2) познакомить с разными видами облаков;
3) сформировать представления учащихся об осадках, выпадающих из облаков (дождь, снег, град) и об осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморозь);
4) развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения школьников в исследовательскую работу.
Ход урока
Урок сопровождается показом компьютерной презентации. (Приложение)
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Создание ситуации успеха
- Что мы называем явлением природы?
- Какие явления природы связаны с превращениями воды? (Образование облаков, дождь, туман, снегопад, выпадение града.)
III. Объявление темы урока
Подчеркнуть слова: «туман» и «облака».
1. - Что такое туман? (Это скопление мельчайших капелек воды, которые образовались из невидимого водяного пара в холодном воздухе.)
2. Чтение рассказа в хрестоматии, с. 54, «Как возникают туманы?»
- Запотевают ли оконные стекла при одинаковой температуре воздуха в помещении и на улице? (Нет. Образование капель воды из водяного пара возможно только при условии его охлаждения, разницы в температуре в комнате и за окном.)
- Прав ли автор, говоря, что туман исчезает? (Туман не исчезает, а превращается в водяной пар.)
I вариант. Докажите, что туман - «друг» человека. (Туман стелется низко над землей, спасает растения в садах и на полях от заморозков.)
II вариант. Докажите, что туман - «недруг». (В тумане плохо видно, поэтому люди могут заблудиться в пути. А пешеходам надо особенно осторожно переходить дорогу.)
- Вы сами можете поучаствовать в образовании тумана. Холодным осенним утром на улице при дыхании человека образуется маленькое облачко тумана. Можно также в сильный мороз открыть в комнате форточку. Из открытой форточки начинают спускаться клубы тумана. Это происходит потому, что в комнате воздух сохраняет много водяных паров. Когда такой воздух попадает в холодное место, водяные пары в нем начинают превращаться в мельчайшие капельки воды, которые мы видим как туман.
IV. Знакомство с тайнами облаков
- Что же такое облака?
1. Облака - это тот же туман, только находятся они высоко над земной поверхностью.
2. Чем темнее цвет облаков, тем больше в них капелек воды.
3. Если воздух очень холодный, водяной пар превращается в кристаллики льда или снежинки и в виде дождя, града или снега падает из туч на землю.
- Чем похожи туман и облака?
- А чем они отличаются? (И туман, и облака состоят из капель воды.) А их отличие в том, что туман низко стелется над поверхностью суши или водоемов, а облака образуются и плывут высоко над земной поверхностью. Кроме того, облака могут состоять не только из капель воды, но и кристалликов льда, снежинок.
- Все ли облака находятся на одной и той же высоте над поверхностью Земли?
- Вы можете описать формы облаков? Вам приходилось видеть облака, похожие на перья птиц, на замки, на горы, сказочных животных? Облака, которые плывут низко над землей?
Облака, похожие на перья птиц, всегда плывут высоко - высоко в небе - это перистые облака.
С наступлением весны, летом, осенью можно наблюдать кучевые облака. Они похожи на разбросанные по небу ярко - белые клочки ваты. Они быстро движутся по небу и постоянно меняют свою форму. Образуются они на высоте 1-7 км и состоят из мельчайших капелек воды.
Дождевые облака обрушивают на землю ливневые дожди, грозы, град. В пасмурные дни все небо покрыто серыми низкими облаками. Это слоистые облака. Они образуются при встрече теплого воздуха с холодным.
Летом и осенью эти облака являются вестниками затяжных дождей, а зимой - обильных снегопадов.
- Рассмотрите рисунок на стр.83 учебника, покажите соседу по парте кучевые, дождевые и слоистые облака. А он пусть скажет, есть среди них облака, похожие на те, которые мы видим?
Задание № 41 в тетради для самостоятельных работ.
V. Физкультминутка
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! ( Руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.Поворачиваясь вправо, (поворот вправо)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (поворот влево).
Поглядим из-под ладошек.И направо, и еще (поворот вправо)
Через левое плечо. (поворот влево)
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
VI. Мы сказали, что снег, дождь, град - это явления природы. Как еще мы их можем назвать? (Осадки.)
1. Это осадки, выпадающие на землю с неба.
Разделились на группы. Дети читают по группам рассказы в хрестоматии и делают краткие сообщения.
а) «Где и как рождается снег?» (стр.51)
б) « Откуда взялся град в летний день? (стр.59)
в) «Дождевое облако» (стр.50)
2.Только ли из облаков появляются осадки на земле?
- Туман появляется непосредственно из воздуха. ( В холодном воздухе водяные пары сгущаются, превращаются в мельчайшие капельки воды, которые мы видим как туман.)
- Если водяной пар не успевает подняться высоко, а остывает около земли, то летом на траве и листьях деревьев появляются маленькие капельки воды. Это роса. ( Хрестоматия стр.56.)
- Поздней осенью и зимой, когда температура воздуха опускается ниже 0, водяной пар превращается в мельчайшие кристаллики. Так образуется иней. (Стр.57 хр.)
- Что такое изморозь? (Стр. 58 хр.)
VII. Итог урока
- Какие явления природы связаны с превращениями воды?
VIII. Домашнее задание
Стр. 84 - ответы на вопросы. № 42 в тетради для самостоятельной работы.