Путешествие эрудитов по стране Сообразилии

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Формировать мыслительные навыки – учить детей размышлять, находить правильное решение и уметь доказывать правильность своего выбора.
  2. Развивать память, внимание.
  3. Развивать умение работать в группах.
  4. Дать детям возможность полезного и увлекательного отдыха-игры.

Оборудование: карта Страны Сообразилии, вымпелы с названиями команд, фишки, экран подсказок и штрафных очков, карточки-билетики с заданиями, карточки со стихами, карточки со школьными анекдотами, плакаты с ребусами, анаграммами, математическими задачками, мешок с леденцами, дополнительные задания для штрафной площадки, грамоты (вымпелы) за активное участие в игре, сладкие призы (по возможности), бумага, ручки.

Дорогие друзья! Завершается самая длинная и напряженная третья четверть. Вы – молодцы! Вы хорошо учились, вы участвовали во многих мероприятиях, и, наверное, пришла пора немного отдохнуть. Позвольте пригласить вас в увлекательное путешествие по стране Сообразилии. Сегодня в Сообразилии – День веселья, шуток и смеха. И мы пройдём по дорогам этой удивительной страны, заходя в гостеприимно распахнутые двери Дворцов, Замков и Владений, побываем в Волшебном лесу, на Квакином болоте. Нас ждёт Поляна отдыха и Леденцовая избушка. А закончится наше путешествие на Аллее Славы.

У нас три команды. Накануне, готовясь к этой игре, мы разделились на команды, учитывая желания ребят, т.к. хотим, чтобы в команду объединились наиболее приятные и симпатичные друг другу люди. У нас три команды, но цель – не победа, цель – отдых и развлечение. На этом пути команды будут помогать друг другу. У каждой команды – своя фишка, которая будет отмечать её путь на карте Сообразилии. Давайте определим, фишка какого цвета достанется той или иной команде. Прошу подойти ко мне по одному представителю от каждой команды. (розыгрыш фишек).

Каждый ход принесёт весёлые задания, где вам придётся проявить весь свой ум, смекалку и чувство юмора. Часть заданий будет на бумаге, а часть – в устной форме.

У каждой команды есть 3 подсказки:

  • Помощь друзей;
  • Помощь гостей
  • Помощь классного руководителя.

А ещё есть три жизни.

Когда все три жизни сгорят и будут использованы все подсказки, неправильные ответы будут приносить штрафные очки, за которые вам придётся отчитаться на Штрафной площадке.

Остаётся только разыграть очерёдность ходов!

Счастливой и весёлой игры!

Итак, ребята, через открытую дверь нашего класса мы с вами попадаем в удивительную страну, и первое, что попадается на нашем пути – это Шифровальная станция. Опытный шифровальщик должен увидеть всё между строк… Нас с вами ждут анаграммы. Для каждой команды своё задание.

За этими странными словами спрятались названия ваших команд.

Рестал (стрела)

Нилоям (молния)

Кеатар (ракета)

(Название каждая команда «вытягивает» в виде билетика, а также оно дублируется плакатом на доске).

Ребята расшифровывают анаграммы и получают вымпел с названием своей команды.

А за этими странными словами спрятались названия чисел. Попробуйте назвать эти числа. (Карточки-билеты для команд и плакаты на доске для гостей и болельщиков).

тир (3)

 

 

 

дед тацвань (12)

 

 

 

смесь едят (70)

ноди (1)

 

 

 

танец двадь (12)

 

 

 

не двадцать(12)

скоро (40)

 

 

 

мил дарил (1.000 000 000)

 

 

 

царь Дитт(30)

Долго ли коротко ли шли команды и пришли во Дворец Математиков… Давайте порешаем задачки! (Ведущий задаёт каждой команде по одной устной задаче).

  1. Сколько кусков сахара растворяются в папином чае, если сам папа бросил туда 3 куска, а Маша, как только папа зазевался, положила ещё 12 кусков? (15).
  2. У одноголового змея один хвост. Сколько хвостов у трёхголового змея? А у девятиголового? А у стоголового? (1).
  3. На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них - не 1 рубль. Какие это монеты? (1 р. и 2 р.).

Это была разминка. А теперь – задания чуть посложнее. Предлагаю выбрать карточку с заданием для своей команды. (Дети «тянут билетики»).

  • Никому не известное число увеличилось вдвое, посмотрело на себя в зеркало и увидело там 811. Какое это было число до увеличения вдвое? (59).
  • Сколько кошек сидит на стуле, если известно, что сумма чисел их хвостов и лап есть однозначное число? При этом по крайней мере одна кошка находится на стуле наверняка. (1).
  • В 12-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет всего 2 человека, от этажа к этажу количество жильцов увеличивается вдвое. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других? (1).

Прекрасно! Мы можем двигаться дальше.

Перед нами Долина Ребусов. Что нас здесь ожидает? Конечно же, ребусы. (Предлагаются ребусы на карточках. Они же дублируются в виде плакатов на доске).

Вот и осталась позади Долина Ребусов… Посмотрите, перед нами гора, а в ней – пещера! В этой пещере живут гномы. Самые общительные из них – Загадалка, Забывалка и Путалка приготовили для вас вопросы и задачки. (Устные вопросы).

  1. Однажды во время футбольного матча нападающий хозяев поля гном Путалка забил эффектный гол в ворота команды "Дырка". Догадайся, почему партнёры не похвалили Путалку за мастерский удар? (забил в свои ворота).
  2. Однажды во время хоккейного матча гном Загадалка провёл решающую шайбу в ворота команды противника. Тренер внимательно следил за игрой и после её окончания вышел на хоккейную площадку, чтобы подбодрить хоккеистов, но Загадалку он не похвалил. Почему? (это был тренер команды соперника).
  3. Однажды гном Путалка залез через забор в чей-то сад за яблоками. Он набрал полные карманы яблок, как вдруг появился злобного вида пёс. Но собака почему-то не бросилась на Путалку, а радостно завиляла хвостом. Как вы думаете, почему? (это был его сад и его собака).

Молодцы, ребята! Мы можем двигаться дальше.

О! Квакино болото! На Квакином болоте живут сообразильские … кто? Правильно, лягушки! Как и обычные лягушки, они любят квакать, а ещё – загадывать загадки. Вот и нам предлагают, так сказать, поквакать. Чтобы пройти через Квакино болото, вы должны отгадать по три слова, в каждом из которых есть «КВА». (Детям предлагаются задания-билетики, а на доске вывешиваются соответствующие плакаты).

Карточка 1: Напиток (квас), знак азбуки (буква), лягушка (квакушка).

Карточка 2: Овощ (тыква), геометрическая фигура (квадрат), столица России (Москва).

Карточка 3: Ягода (клюква), жилище (квартира), стеклянный домик для рыб (аквариум).

Посмотрите, перед нами раскинулись Владения Григория Остера. Это очень известный человек. Всем нравятся его вредные советы и смешные задачки. Давайте их порешаем! (задачки на карточках).

  • Когда младенца Кузю поцарапала кошка, он орал 5 минут, когда его укусила оса, он орал на 3 минуты больше, но когда собственная мать набросилась на него и начала мыть с мылом, Кузя орал в два раза дольше, чем после укуса осы. Мама мыла Кузю 9 минут. Сколько минут орал уже вымытый Кузя? (7).
  • В специальный ящик можно положить 68 куриных яиц. Если уминать их ногами, то поместится в 100 раз больше. Сколько уминаемых ногами яиц можно уложить в 3 таких же одинаковых ящика? (0).
  • В кухне находится 39 мух. 6 мух пьют чай из лужи на столе, 12 летают вокруг лампочки, остальные идут пешком по потолку. Сколько мух идут пешком по потолку? (21).

А ещё Г. Остер пишет очень оригинальные стихи. Предлагаю вам выбрать для себя какой-нибудь стих, подготовиться в течение 1–2 минут и потом порадовать нас своим исполнением.

(Ребятам раздаются на карточках стихи Г.Остера и отводится время на подготовку).

 * * *
Если вас поймала мама
За любимым делом вашим,
Например, за рисованьем
В коридоре на обоях,
Объясните ей, что это –
Ваш сюрприз к Восьмому марта.
Называется картина:
«Милой мамочки портрет».

 * * *
Потерявшийся ребёнок
Должен помнить, что его
Отведут домой, как только
Назовёт он адрес свой.
Надо действовать умнее,
Говорите: «я живу
Возле пальмы с обезьяной
На далёких островах».
Потерявшийся ребёнок,
Если он не дурачок,
Не упустит верный случай
В разных странах побывать

* * *
Если ты боишься ночью
Оставаться в темноте,
Захвати с собою спички,
Перед тем как спать идти.
Подожги матрас, подушку,
Одеяло, простыню –
И тебе не будет страшно:
Станет в комнате светло.

Ну вот и Поляна Отдыха. Подустали? Предлагаю поиграть. (Учитель может воспользоваться любой из предлагаемых ниже игр. Первая игра посложнее. Вторая – проще и подвижнее).

1. Нам понадобится по 2–3 человека от каждой команды.

Команда рассчитываются по порядку номеров. В классе остается первый участник, остальные выходят за дверь. Первому номеру зачитывают инструкцию: «Последний член вашей команды должен не повторить, а выполнить эту инструкцию. Он должен построить всю команду в алфавитном порядке, но начиная не с первой, а со второй буквы фамилии. Например, не Иванов, а Ванов и т.д., а потом доложить мне «Задание выполнено!»

Первый участник должен запомнить эту инструкцию как можно точнее и передать второму участнику, и т.д. А потом мы все вместе посмотрим, что из этого получится.

2. Игра «Держи – бросай». Потребуется длинная верёвка, с завязанными концами. Все дети и ведущий образуют круг и берут в руки верёвку.

Правила игры: нужно выполнять команды ведущего с точностью до наоборот. Если звучит команда «держи!», то верёвку нужно бросить, и наоборот. Ведущий время от времени путает участников, с целью заставить их допустить ошибку. Игра на выбывание. Побеждает самый внимательный игрок.

А вот и Сообразильская школа! Давайте немножко окунёмся в школьную жизнь. Вот вам несколько задач (устно).

  1. Марина сделала в диктанте 12 ошибок, а Гриша, который у неё списал, – 32 ошибки. Сколько собственных ошибок в диктанте у Гриши? (20).
  2. В школе учатся 70 учеников. Остальные 430 учеников «валяют дурака». Сколько всего учеников в этой школе? (500).
  3. Коля свой дневник с двойками закопал на глубину 5метров, а Толя закопал свой дневник на глубину 12метров. На сколько метров глубже закопал свой дневник с двойками Толя? (на 7).

А вот вам задачки посложнее (на карточках-билетах):

  • Инопланетяне, посетившие школу 141, резко отличаются от жителей Земли. У каждого из них по 4 руки, 4 ноги и 2 совести. На сколько меньше всего перечисленного у ученика этой школы Степана Стульчикова, если известно, что рук и ног у него столько же, сколько у обычного человека, а совести нет совсем (на 6, т.е. на 2 руки, 2 ноги и 2 совести).
  • На педсовет собрались 40 строгих учительниц, и все стали по очереди ругать одного печального третьеклассника. Каждая учительница ругала беднягу по 12 минут. Сколько часов ругали печального третьеклассника? (8 часов или 480 минут).
  • Саша Чернов сел делать домашнее задание и сидел за столом 2 часа. 20 минут он ковырял в носу и думал о мороженом. 10 минут искал в ящике стола ластик, чтобы стереть с учебника географии неприличную картинку, на рисование которой затратил перед этим 40 минут. Остальное время Саша спрягал французские глаголы. Сколько глаголов проспрягал Саша, если на каждый глагол у него ушло по 25 минут? (2).

А ещё в школе бывают переменки. И на них дети часто рассказывают анекдоты. Конечно же, про школу. Предлагаю вам выбрать карточку с анекдотом и рассказать его так, чтобы все от души посмеялись…

* * *
– Какого рода слово «яйцо», спрашивают у ученика?
– Никакого.
– Почему?
– Потому что неизвестно, кто из него вылупится, – петух или курица!

* * *
Двоечник Вовочка играет с собакой в шахматы.
– Какая умная собака, – удивляется проходящая мимо учительница.
– Почему умная? – обижается мальчик. – У нас с ней ничья.

* * *
Утром Вовочка спрашивает маму:
– Мам, а можно я сегодня в школу не пойду?
– Как же, Вовочка, надо! Ведь ты же директор!

А теперь перед нами раскинулся Волшебный лес.

В нём живут разные зверушки. Угадай, о ком речь (устные задания).

  1. Со Мной Сумка (кенгуру).
  2. Длинношей (жираф).
  3. Горжусь Хвостом (павлин).
  4. Колючка (ёж).
  5. За щекой Всё Храню (хомяк).
  6. Доктор Стук (дятел).
  7. На Одной Стою (цапля).
  8. Дай Орешка (белка).
  9. Гавгавчик (собака).
  10. Лежу В Луже (свинья).
  11. Новости На Хвосте (сорока).
  12. Не Считай Ноги Собьёшься (сороконожка).

А ещё там живёт эхо. Оно поможет нам ответить на вопросы (устно).

  1. Что может пироги испечь?
  2. Что беспокоит барана?
  3. Кто сидит у окошка?
  4. Кто любимец королев?
  5. Кто плавает в пруду за лесом?
  6. Кто нашёл много косынок?
  7. Что видит Карлсон?
  8. Что не могут поднять снегири?
  9. Кто знает, где лежит удочка?
  10. Кто перехитрил ловца?
  11. Сколько ребят шалят опять?
  12. Сколько поваров месят тесто?

Вот мы и добрались до Замка подвохов. Здесь задают простые, на первый взгляд, вопросы. Но где-то в самом вопросе есть закавыка, которая меняет весь смысл вопроса. Помните, «На берёзе росло 10 яблок. 2 из них сорвали. Сколько яблок осталось на берёзе?» с такими вопросами надо быть очень внимательными. Итак…

  • За чем вы обедаете? (за столом).
  • Какое колесо не крутится при правом развороте? (запасное).
  • Под каким деревом сидит заяц, когда идет дождь? (под мокрым).
  • Из какой посуды нельзя ничего поесть? (из пустой).
  • Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? (когда дверь открыта).
  • Крыша одного дома не симметрична: один её скат более пологий, чем другой. Предположим, что петух откладывает яйцо на гребень крыши. В какую сторону упадет яйцо - в сторону более пологого или крутого ската?
    (петухи яиц не несут).

А вот и Леденцовая избушка. Здесь за каждый правильный ответ дают леденец.

  • Сидит на окне кошка, и хвост как у кошки, а не кошка. Кто это? (кот).
  • Какое слово всегда звучит неверно? (неверно).
  • Что можно приготовить, но нельзя съесть? (домашнее задание или цемент, или мазь и т.д.).
  • В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько останется? (20).
  • Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? (нет).
  • Назовите пять дней, не называя чисел (напр., 1, 2, 3,..) и названий дней (напр., понедельник, вторник, среда...). (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
  • Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все 12).
  • Что все люди на Земле делают одновременно? (живут).
  • Можно ли зажечь спичку под водой? (да, в подводной лодке).
  • Какой рукой лучше размешивать чай? (той, в которой ложка).

Перед нами Штрафная площадка. Пора подвести итоги! Приятно, что мы обошлись без штрафных очков (если они есть, то команда «отрабатывает» свой штраф с помощью дополнительных вопросов), а значит, нам открыт путь в Аллею Славы…

А сейчас пришло время воздать должное вашему уму, вашей сообразительности, вашему упорству и вашей дружбе. (Детям вручаются грамоты и сладкие призы).

Вот и закончилось наше путешествие. Мы снова вернулись в наш класс. Вы – молодцы! Надеюсь, что вам было интересно. Желаю вам приятного каникулярного отдыха!

Список использованной литературы.

  1. Остер Г. Вредные советы: Как пережить трудное детство. – М.: Астрель АСТ, 2001.
  2. Остер Г. Задачник (ненаглядное пособие по математике). – М.: «Спарк – М», 1992.
  3. 800 новых логических и математических головоломок. – М.: Астрель; АСТ, 2003.
  4. 200 школьных кроссвордов: 1-2 классы. – М.: ТЦ "Сфера", 2002.
  5. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. – М.: Росткнига, 2007.