Тема: «Большая буква в названиях городов, улиц, деревень, рек»
Цели:
1) формировать представления о названиях стран, городов, сёл, улиц, рек;
2) развивать умение писать названия с большой буквы;
3) обобщить знания об употреблении большой буквы в именах собственных;
4) воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
Оборудование:
1) записи на доске, иллюстрации птиц, домашних животных, карточки со словарными словами, портреты известных людей;
2) учебник. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. М: Просвещение, 2008 г.
Ход урока
I. Организационный момент
- Готовы ль вы начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книги, ручки и тетрадки?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
- Сегодня на уроке мы вспомним об изученных именах собственных, поговорим об известных людях, в разные времена прославлявших Россию и узнаем, какое дерево является символом России.
II. Чистописание
- Проведём минутку чистописания.
1. Пальчиковая гимнастика.
Пять воробьёв на заборе сидели
Один улетел, а четыре заели
И пели, пока не сморила усталость.
Один улетел – и их трое осталось.
Сидели вдвоём и немного скучали.
Один улетел и их двое осталось.
Попели, напелись, и вдруг разлетелись.
- Какое словарное слово встретилось в стихотворении?
- Какое сочетание в слове помогает запомнить написание безударных гласных? (- оро -)
2. Запись сочетания – оро –.
III. Актуализация опорных знаний
1. Отгадывание загадок
- Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки в тетрадь в столбик. Выделите орфограмму и поставьте ударение.
(Вывешиваю рисунки птиц при отгадывании загадок.)
1. В деревне есть часы такие,
Не мёртвые, а живые.
Ходят без завода.
Они птичьего рода.
(Петух)2. Всех я за день навещу,
Всё, что знаю, растрещу!
(Сорока)3. Я весь день ловлю жуков.
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
(Воробей)4. Носит серенький жилет,
Но у крыльев – чёрный цвет
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: Кар-кар! Кар-кар!
(Ворона)
- Что общего в написанных словах?
- Какое слово можно назвать лишним? (Петух) Почему?
- Какой частью речи являться эти слова? Докажите.
- Проверьте, правильно ли вы написали словарные слова?
(На доске вывешиваю карточки со словарными словами).
2. Образование имён собственных (фамилий)
- Образуйте от данных словарных слов фамилии и напишите их через тире.
- Как написали образованные слова? Почему?
-Фамилии – это имена собственные. А имена собственные пишутся с большой
буквы.
- Какие ещё имена собственные мы изучили?
- Что такое кличка животного? (Имя животного.)
3. Определение клички животного
- Соедините названия животных с их кличками.
Конь | Воронок | |
Кошка | Мурка | |
Корова | Зорька | |
Собака | Дружок |
- С какой буквы пишутся клички животных?
IV. Музыкальная физминутка «Весёлые гуси»
Жили у бабуси два весёлых гуся.
Один серый, другой белый,
Два весёлых гуся.Мыли гуси лапки в луже у канавки.
Один серый, другой белый
Спрятались в канавке.Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!»
Один серый, другой белый,
Гуси, мои гуси!Выходили гуси, кланялись бабусе –
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе.
- Какие клички вы бы дали гусям?
- Давайте дадим имя бабушке.
- А в какой деревне могли бы жить наши герои? Мы знаем, где живут бабушка и гуси.
V. Сообщение темы урока
- Как называются страна и город, где мы живём?
- У каждого населённого пункта, страны, улицы, реки есть своё название. Сегодня мы узнаем, как они пишутся.
VI. Изучение нового материала
1. Чтение текста с доски
Летом наша семья путешествовала по России. Мы побывали в её крупных городах: Москве, Воронеже, Курске. Погостили у бабушки в деревне Костино. В ней всего две улицы: Садовая и Заречная. Есть глубокая и чистая река Воронка. Путешествие – интересный и полезный отдых!
- Что написано на доске? (Текст.) Докажите.
- Какой это текст? (Повествование)
- Прочитайте в тексте название страны.
- С какой буквы написано название страны?
- Как написаны названия городов, деревни?
- Что ещё написано в тексте с большой буквы?
- Сформулируйте правило по ходу нашего рассуждения. (Название стран, городов, деревень, улиц, рек пишутся с большой буквы.)
- Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек – это орфограмма.
2. Выписывание имен собственных в тетрадь
3.Чтение правила на стр. 21-22
4. Рассказ-беседа
(На стенах: карта России; портреты известных людей.)
- Наша страна занимает самую большую территорию в мире. Россия – речной и озерный край. Величайшие реки её: Волга, Дон, Енисей, Обь, Лена. Байкал – самое глубокое пресноводное озеро в мире.
В России родились великие талантливые люди: учёные, поэты, писатели, художники. Вам, конечно, знакомы эти имена. А.С. Пушкин – поэт, автор сказок. А.В. Суворов – великий полководец, не проиграл ни одного сражения, ему принадлежат слова: «Тяжело в учении, легко в бою». М.В. Ломоносов – учёный, поэт. И.И. Шишкин – художник.
Все они любили свою Родину – Россию. И ради неё творили и трудились. Вспомним слова А.С. Пушкина: «Служить Родине, отдавать ей всё лучшее, на что человек способен, высшее его назначение».
Каждый из нас является частью России. И мы обязаны знать её историю и родной язык, беречь и любить природу. Я надеюсь, когда вы вырастите, то станете достойными гражданами своей страны.
5. Знакомство с новым словарным словом
- А сейчас мы узнаем, какое дерево является символом России. На этот вопрос ответим, если мысленно уберём буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке.
ПФБКТХЕШСРЁЩЗЦА (Вывешиваю иллюстрацию.)
- Это новое словарное слово, которое научимся записывать правильно. (Вывешиваю карточку со словом.)
- Что такое берёза? (Дерево)
- Берёза на Руси – самое любимое дерево и является ее символом. От цвета коры она получила своё имя, которое обозначает «белый». В древние времена новый год начинался праздничным обрядом не у ёлки, а у берёзы. Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня. По преданию, она имела вид священного белого дерева – русской берёзы. Из её бересты плели кузова, делали туеса, использовали вместо бумаги. Из берёзы делают целебный дёготь, почки заваривают от простуды. А какие березовые веники для бани!
- Произнесите слово берёза по слогам, определите ударный слог. Назовите безударные гласные, которые надо запомнить.
- Какая мысль моего рассказа о берёзе поможет вам запомнить непроверяемые безударные гласные?
6. Стихотворение для запоминания словарного слова
- Берёза так была бела,
Что буква «Е» из слова «белый»
К ней незаметно перешла
И уходить не захотела.
7. Запись предложения со словом берёза с комментированием
VII. Закрепление
1. Работа по карточке №1
- В каждом ряду слов найдите лишнее:
а) Россия, Белоруссия, Украина, Смоленск;
б) Днепр, Дон, Волга, Байкал;
в) Сидоров, Степан, Иванов, Кутузов;
г) Оля, Таня, Суворов, Гриша.
2. Выполнение упражнения 36
3. Работа с карточкой №2 в парах
- Незнайка прислал письмо. Правильно ли он подписал конверт?
VIII. Итог
- Урок подошёл к концу.
- Какие имена собственные вы знаете?
- Как нужно правильно писать имена собственные?
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв - подруг.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметнее быть и виднее.Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города,
Буква большая совсем не пустяк,
В букве большой - уважения знак.