Информационные технологии на интегрированном уроке русского языка и окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Окружающий мир

Тема: «В гости к Весне»

Русский язык

Тема:«Безударные гласные в корне слова»

Цели:

1) Дать учащимся представление о характерных признаках весны в живой и неживой природе.
2) Продолжать формировать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова.
3) Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; воспитывать интерес и любовь к природе.

Задачи:

1) Актуализировать знания, связанные с изменениями в живой и неживой природе весной, путём применения алгоритма.
2) Совершенствовать умение находить орфограмму на безударную гласную и давать лексическое значение слова.
3) Развивать творческое воображение.
4) Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, сигнальные карточки – тесты «Минутка», детали к аппликации, клей, учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», рабочая тетрадь к учебнику 2-й класс.

Ход урока

Урок сопровождается показом компьютерной презентации. (Приложение)

1. Организационный этап

Я рада нашей встрече, друзья!
Мы сегодня на уроке будем вспоминать,
рассуждать, объяснять и задания выполнять.
А чтоб урок пошёл вам впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

2. Мотивационный этап

(Слайд 1)

Договорите стихотворения Н. Некрасова:

Если речка голубая
Пробудилась от сна
И бежит, в поля сверкая, -
Значит к нам пришла … (весна)

Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поёт пичужек стая, -
Значит к нам пришла … (весна)
Если солнце разрумянит
Наши щёки докрасна,
Нам ещё приятней станет, -
Значит к нам пришла …(весна)

3. Подготовка учащихся к новой теме

(Слайд 2)

а) Введение: - Мы идём в гости к весне. Точнее она идёт к нам, в наши края. Весна – это прекрасное время года! Это пробуждение!

б) Повторение: - в тетрадях по «Окружающему миру» стр. 3 задание №2 - обозначьте цифрами порядок следования весенних месяцев.

(Слайд 3)

Проверьте себя на слайде.

Поднимите руки, у кого правильно?

(Слайд 4)

в) Работа по карточкам – тестам в парах.

- Догадайтесь и закрасьте красным карандашом.
- Как называется самое начало весны?

(Слайд 5)

 

(Слайд 6)

Поднимите руку, у кого правильно.

4. Освоение новых знаний

- Почему начало весны называют весна света? (Солнце встает высоко над горизонтом.)

(Слайд 7)

Солнце выше над
горизонтом,
чем зимой

- Какие стали дни?

(Слайд 8)

Дни стали длиннее;
потепление

- Какое небо весной? А облака?

Голубое, высокое небо.
По нему плывут белые,
Легкие облака

- От тепла и солнца, что происходит со снегом и льдом?

(Слайд 9)

Таяние снега, льда.
На реках ледоход, половодье

- Что такое половодье? (Объясняют.)
- Подтверждение. (Работа со словарем.)
- На доске открыть и разобрать, обнаружив корни.

- Какие осадки выпадают весной?

(Слайд 10)

Осадки в виде снега и дождя

Вывод: Это весна вносит свои изменения в неживую природу.

- А в живой природе на что влияет весеннее потепление?

(Слайд 11)

- набухают почки
- появляются листочки
- цветение растений

- Если начинают цвести растения, то кто появляется?

насекомые

-У каких живых существ изменяется жизнь?

(Слайд 12)

изменяется жизнь зверей

Вывод. От того, что солнце встает высоко над горизонтом, изменяется жизнь живой природы. Идёт весна!

5. Закрепление новых знаний

Выборочное чтение текста по учебнику стр. 86-87.

6. Физкультминутка

- для глаз;
- поэтическая пауза.

Стихотворения рассказывают учащиеся.

Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд, -
Будто раскололи.
С.Я. Маршак

Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.
А.Фет

Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела.
Как февраль ни злися,
Как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик, -
Всё весною пахнет!
А.Н. Майков

7. Постановка учебной задачи

а) Работа над словами по теме «Весна»: - к концу урока вам надо будет написать приветствие весне.

- Какую орфограмму надо знать, чтобы грамотно написать слово?

(Слайд 13)

В . сна

- Что для этого надо сделать?
- Подберите однокоренные слова.

вёсны, веснушки, весенний

(Слайд 14)

- Какое слово проверочное?
- Повторяем алгоритм «Проверка безударных гласных»:

- Какое надо знать правило?

Отвечают.

(Слайд 15)

Если гласная
Вызвала сомнение
Срочно ставь её
Под ударение.

б) Переход к словам неживой природы. Игра «Проверь себя». (Работа с сигнальными карточками.)

- По ходу работы называют проверочное слово.

(Слайд 16)

в) Работа со словарём О.Д. Ушакова. «Однокоренные слова» стр.18.Прочитайте однокоренные слова к слову

г) Закрепление. Групповая работа.

- Подберите проверочные слова к словам живой и неживой природы.

«Помогите Лесовичку».

(Слайд 17)

8. Творческая работа

- Теперь вы готовы написать приветствие весне.

(Слайд 18)

(Слайд 19)

- Эти фрагменты вам помогут написать «Приветствие весне» - мини-сочинение.

9. Самостоятельная работа учащихся

- Прочитайте.

Приветствие Весне.
В небе ясно светит солнышко. На улице капель. У крыльца лужа. Снег потемнел. Это значит пришла весна! (Пустовит Карина, ученица 2-го «Б» класса.)

Дружная Весна.
Всюду журчит вода. Ярко сияет солнышко. Наступила дружная весна. Лопнули первые почки на деревьях. Ожил лес. Весело поют птички. Привет весне! (Гончаров Даниил, ученик 2-го «Б» класса.)

Чудная пора.
Наступила чудная пора – Весна! Лес проснулся. Ожили деревья. Вот цветёт черёмуха, ландыш, медуница. Как они радуют глаз! (Фомичёва Евгения,ученица 2-го «Б» класса.)

(Слайд 20)

10. Вывод

- О каких признаках весны вы написали?
- Что вам запомнилось на уроке?

(Слайд 21)

- Спасибо за активную работу!

(Презентация к уроку представлена в Приложении.)