Программное содержание:
- Расширять и уточнять знания детей о среде обитания попугая.
- Продолжать развивать логическое мышление детей: умение собирать разрезные картины из 8 частей.
- Совершенствовать диалогическую речь; поддерживать разговор, отвечать на вопросы воспитателя, высказывать собственное мнение.
- Продолжать учить комбинировать различные приемы нетрадиционной техники в аппликации (обрывание и скатывание (комкание бумаги) в создании объемного образа ягод рябины и калины.
- Воспитывать такие качества как: отзывчивость, внимательность.
- Пополнить активный словарь детей словами: забавные, хитрые.
Материал: изображение попугая, разрезанная на части; письмо в конверте; фланелеграф; листы бумаги на каждого ребенка, где нарисованы ветки рябины и калины; салфетки; клей, налитый в блюдце, конверт.
Предшествующая работа: познавательное занятие по теме: «Попугай»; собирание разрезных картин из 6-7 частей, на разные темы.
Ход занятия
(Дети играют в игровом уголке. Вдруг на коврик к ним залетает конверт. Дети сразу обращают на него внимание. Зовут воспитателя.)
Педагог: Интересно, от кого же это письмо? Правильно ли оно к нам попало? Сейчас посмотрим (воспитатель читает адрес: МДОУ «Шихазанский д/с №1 «Искорка», детям средней группы.)
Педагог: Дети, правильно попало письмо к нам? (Ответы детей) Посмотрим, что там в конверте? (в ль выкладывает из конверта на стол изображение попугая, разрезанная на части, и в недоумении обращается к детям, что же это такое.... и т.д. Дети должны догадаться, что эти части нужно собрать. Чтобы всем было видно, воспитатель предлагает все это собрать на фланелеграфе. Когда соберут части, появляется изображение знакомого им попугая.) (Приложение 1)
Педагог:- Кто же это, ребята?
Дети: - Попугай
Педагог: - Теперь догадались, кто же нам письмо написал? (ответы детей: попугай Кеша).
Педагог: - Правильно , это наш знакомый попугай Кеша, мы давно ждали от него ответа на наше письмо. Ребята, вы не забыли где живут попугаи?
(дети рассказывают, что знают о попугаях).
Педагог: - Молодцы, как много вы знаете о попугаях. Наверное, нам надо прочитать письмо. Что же он нам пишет?
Здравствуйте, дорогие друзья!
Пишет вам, как вы уже догадались, ваш знакомый попугай. Я был очень рад получить ваше письмо. До этого я никогда не получал письма и очень обрадовался, прочитав ваше письмо. Я много узнал о вашем крае, о вашей природе, о том, что указывается, и у вас живут разные птицы, растут много деревьев и кустарников, Что у вас сейчас зима, много снега. Какие вы молодцы, что живете дружно, весело.
И у меня тоже много друзей и мы все живем весело и дружно.
Мы попугаи очень забавные птицы, можем радоваться и огорчаться, играть, развлекаться и даже хитрить.
Ребята, мне стало очень интересно, что это за ягоды такие: калина и рябина, которыми питаются у вас зимой птицы. У нас нет таких ягод и я никогда их не видел и не пробовал.
Мне бы очень хотелось посмотреть как они выглядят. Не могли бы вы мне прислать эти ягоды? Жду с нетерпением вашего письма. До свидания, ваш друг, Кеша.
Педагог:- Ребята, вам хочется познакомить попугая Кешу ягодами калины и рябины?(ответы детей)
- А что новое вы узнали о попугаях из письма? (ответы детей.)
Педагог: - Правильно. (активизировать в речи слова: забавные, хитрые.)
Педагог:- А как вы думаете, что же нужно сделать, чтобы помочь попугаю? (ответы детей)
Педагог: - Правильно, ребята. Можно, конечно, сорвать ягоды и послать, но их сперва надо высушить, потому что по дороге ягоды могут испортиться и это займет много времени. А попугай хочет побыстрее посмотреть, как выглядят эти ягоды.
Педагог:- Ребята , а я могу вам предложить .как помочь попугаю?(ответы детей).
Понравиться вам мое предложение. Сможем мы с вами ягоды показать аппликацией? (Отв. детей)
Педагог: - Наверное для работы сядем за столы. Вот перед вами лежат листы бумаги, на которых нарисованы веточки деревьев. (Приложение 2) А от каких деревьев эти листья? (ответы детей).Но попугай у нас ,что хочет посмотреть? (ягоды). Значит, что мы должны с вами сделать? (ответы детей)
Педагог: -А ягоды вам я сегодня предложила сделать аппликацией, и сделаем мы их с помощью салфеток. (в-ль показывает образец).
- Посмотрите какие красивые ягоды получились.
А чтобы получились такие ягоды, нам надо взять салфетки, которые лежат на столе и аккуратно начать их обрывать, примерно на такие кусочки, (дети обрывают всю салфетку на кусочки.)
Педагог: -А теперь каждый кусочек комкаем между двумя пальцами и получатся у нас вот такие ягодки (дети комкают каждый кусочек). Когда все закончат, воспитатель предлагает из этих шариков создать композицию гроздьев рябины и калины путем приклеивания комочек( комочки опускают в клей и приклеивают на основу.)
Педагог: -Ребята, посмотрите, какие красивые получились гроздья рябины и калины. Как вы думаете, понравятся попугаю наши ягодки? ( ответы детей). (Приложение 3) (в-ль показывает конверт)
Педагог: Дети, когда наши рисунки высохнут, мы их сложим в конверт и отправим к попугаю Кеше.
- А еще как хотели мы сегодня помочь попугаю? (ответы детей: собрать ягоды, высушить и отправить).
- Тогда пойдем, вымоем руки и оденемся на прогулку, а на прогулке мы соберем ягоды, их обязательно высушим и отправим попугаю Кеше.
Литература
1. Программа воспитания ребенка- дошкольника. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во; 1995.
2. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под редакцией Р. Г. Казаковой- М.: ТЦ Сфера 2005.