Конспект комплексного занятия по познавательной деятельности (формирование элементарных математических представлений в старшей группе)

Разделы: Работа с дошкольниками


Образовательные цели

  • Закреплять и обобщать знания детей по темам «Лето» и «Осень».
  • Совершенствовать счёт в пределах 10, умение отвечать на вопросы «сколько?», формирование понятий «больше», «меньше», «столько же».

Развивающие цели

Развивать умения концентрировать и распределять внимание, логическое мышление, мелкую моторику.

Воспитательные цели

  • Формирование самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.
  • Воспитание любви к природе и всему живому.

Оборудование

Чудо-дерево, берёзовые, кленовые и дубовые листочки, корзинка с орешками (футляры от киндеров), карточки с картинками, листы с лабиринтами и полоски бумаги (по числу детей),магнитофон, кассета с записью П.И.Чайковского из альбома «Времена года».

Предварительная работа

Наблюдения за бабочкой в летние и осенние месяцы, слушание и обсуждение на музыкальном занятии пьесы П.И.Чайковского из цикла «Четыре времени года», чтение художественной и научной литературы о жизни насекомых.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Педагог. Дежурные, вы сегодня осматривали комнатные растения? Может их надо полить, убрать сухие листья? ( Выслушать ответы детей)

(дети обращают внимание на бабочку, сидящую на цветке)

Какая красивая бабочка!

Как же она оказалась в нашей группе?! Ребята, скажите мне, пожалуйста, а какое время года наступило?

Дети. Осень.

Педагог. А в какое время бабочек летает много и разных по своей окраске?

Дети. Летом.

Педагог. Что же нам с ней делать? (Выслушать ответы детей)

Вы сказали правильно, если мы её у себя оставим, она погибнет, ведь осенью все насекомые прячутся. Как же нам быть?

(Подвести детей к тому, что надо попасть в лето).

Педагог. Правильно ребята, надо бабочку вернуть в лето. Как же это сделать? Звенит колокольчик.

(Обращают внимание детей на чудо-дерево находящееся в группе, на котором висит колокольчик)

Педагог. Какое интересное дерево! А листьев на нём сколько!

С каких деревьев на нём листочки?

Дети. С берёзы, дуба, клёна.

Педагог. Мы уже с вами говорили, что наступила осень. А осенью, какая часто бывает погода?

(Выслушать ответы детей)

Педагог. Верно, часто дует ветер. Что делает ветер с листочками?

Дети. Срывает их с деревьев.

Педагог. Вот и мы давайте подуем как ветер.

(Выполняют упражнение на дыхание)

Подул сильный ветер и сорвал сначала все берёзовые листочки, затем дубовые. Какие листочки остались на дереве?

Дети. Кленовые

Педагог. Посчитайте, сколько у нас берёзовых листочков? (4)

- сколько дубовых? (3)

- сколько кленовых? (3)

- каких листочков больше?

- каких меньше?

Педагог. Налетел опять ветерок и разложил на дорожке листья так, чтобы два одинаковых по цвету листочка не оказалось рядом. Попробуйте выложить такую дорожку.

Молодцы!

(Раздаётся звук колокольчика, под чудо-деревом находят корзинку)

Педагог. Что это за корзина появилась под чудо-деревом?

Корзина не пустая, в ней лежат орешки, но они не простые, в них задания.

(Обратить внимание детей на то, что некоторые орешки пустые. Чтобы найти необходимый орешек, его надо потрясти)

Дети по очереди берут орешки из корзины, один орешек, одно задание.

1. Задание на обобщение.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

(детям предлагается найти недостающий предмет для картинки верхнего ряда из предметов, расположенных в нижнем ряда. Объяснить, почему выбрали именно этот предмет, почему другие предметы не подходят.)

2. Задание на внимание (индивидуально на листах)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

( необходимо поставить определённый значок в данный предмет.)

3. Задание лабиринт.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

( показать бабочке дорогу домой. По выполнению задания, детям предлагается закрыть глаза, звучит музыка П.И.Чайковского из цикла «Четыре времени года», «Июнь-Баркаролла», открывают глаза и видят полянку)

Выслушиваются ответы детей, что они действительно попали в лето.

!!!Если первым попадается задание лабиринт, оно выполняется, но полянка детям не показывается. Далее задания выполняются по мере доставания из корзины.

Педагог. Мы помогли найти дорожку к домику бабочки, её цветку.

Сколько на ней других бабочек. Давайте посадим и нашу бабочку на цветок, пусть радуется.

Посмотрите в корзинку, не осталось ли там орешков?

( достают последний орешек)

4. Задание на развитие памяти.

Чтобы нам запомнить наше путешествие в лето, давайте сплетём веночки. Разделитесь на подгруппы и выложите веночки в том порядке, как показано на рисунке.

(Дети индивидуально работают с заготовленными полосками, на которые прицепляют нужный цветок ,с готовыми веночками дети играют и возвращаются в группу )

На дне корзинки находят конверт, в котором всем предлагается поиграть в игру

«Найди свой домик »[2]

(В конце игры звучит музыка, соответствующая осени «Октябрь - Осенняя песня», дети определяют, что за мелодия и возвращаются в группу.)

Литература

1. Г.А.Урунтаева,Ю.А.Афонькина «Помоги принцу найти золушку» М.: Просвещение, 1994г.( задания на обобщение, приложение1)

2. В.И.Селиверстов «Речевые игры с детьми» М.: «Владос»,1994 (игра)