Анализ уровня базового образования

Разделы: Администрирование школы


Работа школы в 2007/2008 учебном году была ориентирована на итоги аттестации обучения и направлена на реализацию цели: повысить качество обучения за счет внедрения технологий психолого-педагогических подходов в обучении и воспитании и решению задач:

1.Продолжить работу по образовательной подготовке учащихся:

– повышать мотивацию обучения;
– формировать навыки культуры умственного труда;
– формировать систему общих и специальных умений и навыков;
– формировать коммуникативные и рефлексивные навыки.

2.Продолжить работу по диагностике:

– отслеживающую динамику развития учащихся;
– фиксирующую уровень обученности учащихся на каждом этапе школьного образования.

3.Разработать проблемы личностного и профессионального самоопределения.

4.Дальнейший поиск и апробация форм, методов и способов развития у учащихся творческого мышления.

5.Совершенствовать систему внеурочной деятельности по предметам.

Для реализации поставленных задач в школе на начало учебного года имелась необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения. Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальную и групповую работы со слабоуспевающими учащимися и учащимися, мотивированными на учебу, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей и природных задатков учащихся, повышение мотивации к обучению у учащихся, а также ознакомление учителей с новой методической литературой.

Для решения оперативной цели школы “Психолого-педагогических подходов в обучении и воспитании”

– составлен план работы школы;
– составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам;
– создана структура методической службы в школе;
– все методические объединения имели четкие планы работы;
– проводилась работа по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни;
– работа по организации учебно-воспитательного процесса по решению главной задачи школы носила научно-методический характер и была построена на диагностической основе.

Содержание среднего общего образования в школе определяется образовательной программой, разработанной и реализуемой самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов.

Сохранность контингента в учащихся представлена в цифрах.

Год Кол-во уч-ся на начало года Кол-во учащихся на конец года Сохранность %
2005-2006 540 522 97%
2006-2007 502 486 97%
2007-2008 462 456 99%

Уменьшение контингента учащихся связано с общей тенденцией уменьшения детей школьного возраста.

Порядок приема и отчисления учащихся регламентируется Законом РФ “Об образовании”, Типовым положением об общеобразовательном учреждении и Уставом ГОУ СОШ № 276. Личные дела учащихся сформированы и хранятся в соответствии с требованиями. Изучение структуры движения обучающихся показало, что выбытие происходит по заявлению родителей, что фиксируется в книге приказов. Приказы оформляются грамотно с обоснованием, на всех выбывших имеются подтверждения.

Режим работы учреждения смешанный 5– 6-ти дневная учебная неделя. Организация учебного процесса регламентируется учебным планом и расписанием занятий. Учебный план школы разработан на основе Закона РФ “Об образовании”, приказом МО РФ от 09.02.1998г .№ 322 “ Об утверждении Базисного Учебного плана общеобразовательных учреждений РФ”.Учебный план утвержден директором школы, согласован с органами Управления образования Северо-Восточного административного округа. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся соответствует максимально допустимому количеству часов с учетом шестидневной учебной недели. Учебный план состоит из инвариантной и вариативной части. Инвариантная часть составлена в соответствии с Базисным учебным планом и обеспечивает выполнение требований государственных образовательных стандартов. Вариативная часть реализует программы:

  • начального общего образования с изучением предмета и иностранного языка со 2-го класса, преподавание по программе “Гармония”;
  • основного общего и среднего (полного) образования с расширением изучения предметов “Физика” 9-11 кл.;
  • “Биология”-6-8 кл.; Второй иностранный язык с 5-го класса; География – 6-8 кл.; Экономическая география 10 кл.; Экономика – что обеспечивает усиление базового компонента учебного плана.

С целью углубления и коррекции знаний учащихся организованы индивидуально-групповые занятия по математике – 5 кл-6 кл.; алгебре 7-8 кл.; Русский язык – 5, 6, 7, 10-11 кл.; Физике – 7, 9-11 кл.; в классах КРО 7б, 8в – по алгебре, геометрии, физике, русскому языку.

Программно-методическое обеспечение позволило в полном объеме реализовать учебный план.

В текущем учебном году обучение организовано по типовым общеобразовательным программам, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации, типовым адаптированным программам.

Календарно-тематическое планирование учителей разработано в соответствии с содержанием учебных программ по изучаемым предметам общеобразовательного цикла и утверждено директором школы.

Расписание учебных занятий составлено с учетом целесообразности воспитательно-образовательного процесса, создания необходимых условий для обучающихся разных возрастных групп, дневной и недельной динамики работоспособности. При анализе соответствия расписания учебному плану выявлено: расписание учебных занятий включает в себя все образовательные компоненты, представленные в учебном плане школы; включает расписание факультативных и индивидуальных занятий.

Оценка реализации учебных программ, тематического планирования выявила их соответствие образовательному минимуму по всем предметам, федеральный компонент образовательного стандарта реализуется полностью.

В целях сохранения единого образовательного пространства, обеспечения преемственности преподавание ведется по учебникам, значащимся в федеральном Перечне учебных изданий. Анализ классных журналов показал: обязательный минимум содержания образования выдерживается; практическая часть образовательных компонентов выполняется согласно календарно-тематическому планированию; уроки по региональному компоненту проводятся.

Все предметы в школе велись специалистами, кроме физкультуры (Кузьмина С.А.), биологии (Шанцева С.А.), история (Звонова Л.Ю.) на вакансии не было ни одного часа.

На конец 2007-2007 учебного года в школе на II и III ступени обучалось 294 учащихся, 45 основной, 249_– среднем звене. Успешно окончили школу 294 уч-ся, что составляет 100% в целом по школе.

Важный показатель результативности процесса обучения: возрастание количества школьников, обучающихся на “4” и “5”:

Процент качества знаний растет по ступеням обучения и по предметам.

Учебный год 5-11 кл.
2005-2006 30 %
2006-2007 32 %
2007-2008 34%

Сравнительный анализ успеваемости по школе

Успеваемость Качество знаний

Учебный год Основная Средняя По школе Основная Средняя По школе
2005-2006 100% 100% 100% 28% 32% 30%
2006-2007 100% 100% 100% 30% 28% 32%
2007-2008 100% 100% 100% 31% 35% 34%

Сравнительный анализ качества обучения по классам за 3 года.

По классам это выглядит следующим образом:

Классы 2005/06 2006/2007 2007/2008
5 53% 62% 55%
6 58% 45% 63%
7 39% 36% 38%
9 18% 17% 19%
10 26% 27% 28%
11 12% 12% 13%

Сравнительный анализ качества знаний

 

Низкий уровень качества знаний имеют учащиеся:

8-х классов по физике, химии, алгебре, геометрии.
9-х классах по физике, алгебре, геометрии.
7-х классов по физике, русскому языку.
10-х классах по физике.
11 кл. – физика, алгебра.

Выводы:

Успеваемость по школе по сравнению с прошлым годом не изменилась и составляет 100% .Качество образовательной подготовки повысилось на 2% с 32% до 34% .

Во всех классах, за исключением 8-9 наблюдается повышение качества знаний

В 5а классе качество знаний учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено не изменилось, на конец года даже повысилось на 12%.

В 6 классе снижение качества знаний от в течении учебного года не изменилось.

Произошло резкое падение качества знаний в 8а классе

На начало года – 29% , на конец года – 11 %

Результативность работы педагогического коллектива по обучению школьников.

Анализ успеваемости и качества ЗУН учащихся по школе.

Учебный год 2005/06 2006/07 2007/08
ступени 2 3 итого 2 3 итого 2 3 итого
% успеваемости 100 100 100 100 100 100 100 100 100
% оставленных на 2 год - - - - - - - - -
% не аттест. - - - - - - - - -
% УКЗ 28 32 30 30 28 32 31 35 34
% отличников 2 2 4 2 1 3 4 - 4
% медалистов - 0,6 % 0,6 % - - - - - -
% на “4” и “5” 28% 32% 30% 30% 28% 32% 31% 31% 31%
% с одной “4” - - - 2% 1% 3% 1% - 1%
% с одной “3” 3% - 3% 2% 4% 6% 2% 7% 9%
Число участников/ 16 8 24 20 5 25 18 8 26
победителей олимпиад, конкурсов и т.д. 2 2 4 2 3 5 5 4 9

Выводы:

Факторы, отрицательно влияющие на качество знаний школьников

– низкий уровень мотивации к обучению;
– основной движущий мотив у учащихся и их родителей– получение отметки и оценки учителя;
– ряд учителей формально относятся к обучению учащихся самопознанию, самооценке своей деятельности через рефлексию;
– отвлекающие факторы полнокровной детской жизни;
– социальный фактор ;
– низкий уровень сформированности организационных умений учащихся, плохо представляют себе цели и задачи учебной деятельности, не могут предвидеть результаты своей деятельности;

Также мешает формализм в работе. Он особенно ощущается в контроле за учебной деятельностью ученика. Учитель лишь тогда должен предлагать контрольную работу учащимся, когда он уверен в том, что учебный материал, по которому дается работа, ими усвоен. Представление об этом учитель черпает из результатов самостоятельных работ, текущего опроса. Между тем, результаты контрольных работ, по которым большая часть класса получает “2” и, следовательно, к работе не была подготовлена, говорят об обратном, а именно: учитель, давая работу, четкого представления о подготовке учащихся к ней не имел, хотя, идя на контрольный урок ,он должен быть уверен в том, что ребята с предложенным учебным материалом справятся. Такая же уверенность должна быть у каждого ученика.

Итак, принять за правило: не давать контрольной работы неподготовленному к ней классу, рассматривать двойку не только как недоработку ученика, но и как свою недоработку

Задачи на следующий год:

1.Включить в план внутришкольного контроля классно-обобщающий контроль в 6, 7, 8 классах.
2.Провести педагогический совет по теме “Мотивация деятельности учащихся и создание условий для ее развития”
3.Провести методические семинары по теме “Приемы развития мыслительной деятельности учащихся”, “ Пути и средства интеллектуального развития учащихся”, “ Как сформировать мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе”,” Технология совершенствования общеучебных умений учащихся”.