Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в В значительной степени психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и,в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.
Психологические причины, вызывающие отставание в учёбе, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи. Необходимо учитывать, что отсутствует прямое и однозначное соответствие между внешними проявлениями трудностей и их психологическими причинами: в основе какой-либо трудности в учебной работе могут лежать различные психологические причины, а в основе разных по внешним проявлениям трудностей может быть одна и та же психологическая причина. Например, невнимательность ученика может быть следствием как несформированности собственно процессов внимания, так и результатом недостаточной нагрузки на мыслительную деятельность, отсутствия интереса к учению, наличия каких-либо личных проблем, затруднённости дыхания. А в основе таких разных школьных трудностей учащихся как плохая память, неумение выделять в учебном материале существенное, трудности с решением арифметических задач, может одна и та же психологическая причина -несформированность мыслительной операции анализа.
Отсутствие достаточно разработанных и удобных для практического использования учителем способов психологического анализа конкретных случаев школьной неуспеваемости делают его работу по преодолению трудностей малоэффективной, так как в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими учащимися – дополнительные занятия с ними, состоящие, в основном, в повторении и дополнительном разъяснении учебного материала. Как показывает опыт многих учителей, это работа, требующая большой затраты времени и сил, далеко не всегда имеет желаемый результат.
Разработка различных способов выявления психологических причин трудностей в обучении должна способствовать принципиальному изменению содержания работы учителя с отстающими в учении школьниками. На дополнительных занятиях детям нужно предлагать специальные задания неучебного характера, имеющие на первом этапе диагностическую направленность с целью выявления конкретных психологических причин, обусловливающих низкие результаты учебной деятельности школьников, а на втором этапе, исходя из принципа единства диагностики и коррекции эти же задания можно использовать в качестве средства психологической коррекции выявленных недостатков. Для осуществления такой психодиагностической деятельности учителю необходимо иметь достаточно развернутое, систематическое описание трудностей, которые возникают у учащихся в процессе обучения, с указанием на возможные психологические причины, лежащие в основе этих трудностей, и способы психологической коррекции выявленных недостатков.
Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения.
А подгруппа – трудности, связанные с несформированностью зрительно-двигательных координаций;
Б подгруппа – трудности, обусловленные недостаточным уровнем дифференцированности мышечных усилий руки;
В подгруппа – трудности, связанные с недостатками в развитии микро моторики .
Вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования регулярных компонентов навыков письма, чтения и вычислительных умений.
А подгруппа – трудности, связанные с несформированностью пространственных представлений;
Б подгруппа – трудности, связанные с недостаточным развитием процессов звуко-буквенного анализа и фонетико-фонематического восприятия;
В подгруппа – трудности, связанные с недостатками в развитии познавательных процессов учащихся.
Недостаточность зрительного анализа может проявляться в смешении сходных по начертанию букв (б-в, н-п, м-л, ш-т и.т.д.) Зеркальное написание букв и количественные ошибки (преувеличение и преуменьшение количества элементов буквы) могут появляться не только вследствие несформированности пространственных представлений, но и быть результатом недостаточного зрительного анализа элементов буквы ещё на начальных этапах обучения.
Недостаточное развитие у ученика процессов произвольного внимания является возможной причиной многих видов трудностей при обучении русскому языку и чтению: недописывание слов и предложений, лишних вставок букв, пропусков букв при списывании, переставок слогов в словах, при чтении “потеря” строки, повторное считывание той же строчки и др.
Недостатки в развитии памяти могут проявляться в нечётком знании всех букв алфавита, в плохом запоминании прозы и стихотворений, ограниченном словарном запасе.
Недостаточность развития мыслительной деятельности проявляется в искажениях смысла слов, непонимания переносного смысла слов и фраз, в склонности к дословному пересказыванию текста, в затруднениях при употреблении заглавной буквы, неумении выделять существенное и др.
Недостаточное развитие мыслительной деятельности у младших школьников приводит к тому, что они испытывают трудности в формировании правила на основе анализа нескольких примеров, плохо запоминают схемы рассуждения при решении типовых задач. В основе этих затруднений лежит недостаточность такой мыслительной операции, как обобщение. Недостаточность операции абстрагирования проявляется в трудностях при переходе из конкретного в абстрактный план действия.
Задания для развития наблюдательности и внимания
1. Определение недостающих деталей на рисунке
– Задание ученику: “Посмотри, все ли правильно на этих рисунках? Что правильно? Если неправильно дорисуй их”.
– Второй вариант этого задания: “Укажи, каких элементов недостает в данном рисунке, для того, чтобы его можно было считать верным”.
2. Обнаружение молозаметных элементов.
Таких заданий раньше было много в разных детских журналах, таких как “Мурзилка”, “Весёлые картинки” и др.
Для сравнения предлагаются два рисунка, отличающихся незначительными деталями. Вопрос: “Одинаковы ли рисунки или чем-нибудь отличаются?” Или найди 5,7,10 отличий.
Первоначально хорошо давать ребёнку установку на точное количество отличий, чтобы он сконцентрировал своё внимание. Затем можно усложнять задание, не определяя количества отличий.
Развитие произвольного внимания
А. Школьнику предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
1.АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА
2. ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛБТАРРС УСОКГТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР
3. МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН
Б. Используются специальные бланки с несколькими рядами букв 55-60 букв в строке, 30-35 строк. Ученику предлагается в течение 5-7 минут как можно быстрее просматривать ряды букв и вычёркивать заданным образцом 2-3 буквы (например, букву “а” зачёркивать, а букву “к” – подчёркивать).
Задания для развития памяти (произвольной и непроизвольной) учащихся.
1. Развитие непосредственной произвольной памяти.
Ученику предлагают рассмотреть и запомнить предметы, изображённые по одному на 3-4 карманах. Через 1 минуту картинки убирают, а ученика просят назвать их по памяти. Затем ученик должен отыскать эти картинки среди 10-12 похожих, беспорядочно разбросанных картинок. Так же учить узнавать буквы и цифры, используя специально заготовленные карточки или кассу букв и цифр. Постепенно количество запоминаемых объектов следует увеличивать.
2. Учитель называет последовательность цифр с интервалом между ними 2-3 с и предлагает ученику повторить её без ошибок. Начиная с последовательности из2-3 цифр, постепенно количество цифр,составляющих последовательность увеличивается. Чем больше количество цифр сможет правильно повторить ученик, тем лучше у него развита произвольная память на цифровой материал.
Примерные цифровые последовательности:
3-5
4-6-2
8-1-4-7
2-8-5-3-9
1-7-2-4-8-3 и.т.д
Задания для развития мышления
Задания на классификацию (на математическом материале).
А. Разбить примеры на группы так, чтобы в каждой были похожие по записи примеры:
3+1 | 4-1 | 5+1 | 6-1 | 7+1 | 8-1 | и.т.д |
Б. Решить примеры и разбить их на группы, чтобы в каждой были похожие по записи примеры:
3+2 | 4+5 | 4+1 | 10-1 | 6+4 |
6-3 | 9-2 | 7-2 | 6+1 | 3+4 |
В. Разбить числа на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой:
33,84,75,22,13,11,44,53.
91,84,51,61,71,82,87.
37,61,57,34,81,64,27.
62,84,30,61,35,89,32,68.
Г. Определить основания для классификации:
13-4 | 6-1 | 7+2 |
16-9 | 3+2 | 6+3 |