Цели: Формирование познавательных интересов и познавательной мотивации; организация индивидуально-поисковой работы; развитие познавательной сферы ребёнка, развитие внимания, памяти, навыков преобразования информации; воспитание любви к родному краю, к природе через знакомство и исследование рассказа М. Пришвина «Гости».
Ход занятия
1. Оргмомент.
2. Введение в тему занятия.
Слайд 1, приложение.
Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями русских писателей о природе. Название рассказа вам нужно расшифровать.
Слайд 2, приложение.
Соотнесите буквы из левой таблицы с цифрами из правой таблицы.
С |
Т |
Г |
И |
О |
* |
3 |
4 |
1 |
5 |
2 |
* |
Слайд 3, приложение.
«Гости».
3. Знакомство с произведением.
Слайд 4, приложение.
Автор этого рассказа Михаил Пришвин. Вам было дано задание: найти информацию об этом писателе и рассказать нам о нём. (Двое учащихся рассказывают о писателе).
Первый. Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, эта профессия сблизила его с землёй, с природой, с крестьянской средой, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям.
Особую известность принесли Михаилу Пришвину «Охотничьи рассказы», «Лисичкин хлеб», «Золотой луг».
Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.
Второй. Михаил Михайлович Пришвин был уже очень старым, а всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера то с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкой. Пришвин так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрылась, а к дождю раскрылась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.
Когда читаешь рассказы Пришвина, кажется, что писатель взял тебя за руку и повёл за собой. Видишь, словно перед глазами, всё о чём в них написано, учишься ещё лучше понимать и любить родную природу. Она становится и твоим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее.
Пришвин был замечательный писатель. Он написал много книг, и они приносят нам радость всё новых и новых открытий.
– Давайте послушаем рассказ Михаила Пришвина «Гости».
4. Вопросы по содержанию.
- Понравился ли вам прочитанный рассказ?
- Что особенно запомнилось?
- Где происходят события, описанные в рассказе?
- Кто первым пришёл в гости к автору? (Трясогузка).
- Как вы думаете, почему эту птичку назвали именно так?
- Как себя вёл прилетевший журавль?
- Как называется птица, которую автор описывает так «Нос крючком, глаза зоркие, светло-жёлтые»? (Скопа).
- Какую птицу автор называет любителем птичьих яиц? (Болотный лунь).
- Какую птицу автор называет «громадным хищником»?
- Расскажите, как вёл себя гусь?
- Что он делал в заводи?
- Как вы думаете, нравилось ли автору наблюдать за животными?
- Почему вы так считаете?
- Случалось ли вам наблюдать за поведением животных в природе? Расскажите.
5. Разгадайте кроссворд.
Слайд 5, приложение.
Вставьте пропущенные названия животных.
Слайды 6–7, приложение.
1. Первая прибежала … так просто, чтобы на нас посмотреть.
Слайды 8–9, приложение.
2. … пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке.
Слайды 10–11, приложение.
3. Прилетел …, большой любитель птичьих яиц.
Слайды 12–13, приложение.
4. Ещё … прилетела, рыбный хищник, - нос крючком, глаза зоркие, светло-жёлтые.
Слайды 14–15, приложение.
5. … вымахнула из сухих старых тростников.
Слайды 16–17, приложение.
6. Неустанно куковала в бору ….
Слайды 18–19, приложение.
7. … пискнула в старой листве.
Слайды 20–21, приложение.
8. К трясогузкам вскоре присоединились … и множество птиц, стерегущих свои гнёзда, где выводились птенцы.
Слайды 22–23, приложение.
9. … лохматая озабоченно мелькнула в тростниках.
Слайды 24–25, приложение.
10. И когда мы сняли палатку, в которой у нас была кухня, то на место палатки прилетели … и стали что-то клевать.
Слайды 26–27, приложение.
11. … запускал свою длинную шею в заводь, доставал себе воду клювом, поплёскивал водой на себя, почёсывал что-то под каждым пером, шевелил подвижным, как на пружине хвостом.
Слайды 28–29, приложение.
12. Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела, и шмель загудел, и первая … сложила крылышки.
Слайды 30–31, приложение.
13. … просыхала на камне, свернувшись в колечко.
Слайды 32–33, приложение.
14. … с круглой выемкой на хвосте прилетел и парил высоко.
Слайды 34–35, приложение.
15. Прилетел к нам в гости … и сел на той стороне речки, в жёлтом болоте, среди кочек, и стал там разгуливать.
Ответы: 1.Трясогузка. 2. Болотная овсянка. 3. Болотный лунь. 4. Скопа. 5. Цапля. 6. Кукушка. 7. Землеройка. 8. Вороны. 9. Лисица. 10. Овсянки. 11. Гусь. 12. Бабочка. 13. Гадюка. 14. Коршун. 15. Журавль.
Слайд 36, приложение.
6. Тест.
Слайд 37, приложение.
1. Где происходят события, описанные автором?
а) в лесу, б) в городе, в) в деревне.
Слайд 38, приложение.
2. Кто первым пришёл в гости к автору рассказа?
а) журавль, б) трясогузка, в) скопа.
Слайд 39, приложение.
3. Кого автор описывает «нос крючком, глаза зоркие, светло-жёлтые»?
а) гусь, б) скопа, в) гадюка.
Слайд 40, приложение.
4. Кого автор называет любителем птичьих яиц?
а) болотный лунь, б) журавль, в) болотная овсянка.
Слайд 41, приложение.
5. Какие птички были последними гостями автора рассказа?
а) синички, б) воробышки, в) овсянки.
Слайд 42, приложение.
6. Какое животное грелось на камне, свернувшись в колечко?
а) змея, б) кошка, в) гадюка.
Слайд 43, приложение.
7. Кого автор называет «рыбным хищником»?
а) гуся, б) скопу, в) трясогузку.
Слайд 44, приложение.
8. Листья какого дерева автор сравнивает с птичками с зелёными крылышками?
а) черёмухи, б) берёзы, в) липы.
Слайд 45, приложение.
9. Каких птиц автор сравнивает с комарами?
а) воробьёв, б) синичек, в) трясогузок.
Слайд 46, приложение.
10. К какому дереву прилетели пчела, шмель и бабочка?
а) черёмуха, б) ива, в) берёза.
Слайд 47, приложение.
Ответы:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
А |
Б |
Б |
А |
В |
В |
Б |
А |
В |
Б |
Слайд 48, приложение.
7. Расшифруйте названия животных.
Читайте только русские буквы.
RТQРWЯFDSСJОLГZУIЗUWКRFАY
RЖYUУILРJGАDВFSZЛQWRЬY
UGЛVИZWСRYGИLЦQАR
ZСZКWОRYGПFQWАRSD
JLNПVЧZSЕWЛQАR
YUIJШМLRYZЕQЛWЬWRY
ZБNRАYUIWБQWRОGFDSSЧZVКUIYАW
WQRГYUАIZNLДSWЮRYUIКRWQАYI
WГRУLUGСFЬWS
ZVЗNGFЕRYUМIQWЛSЕWRYРUIJLОWQЙSZVNКWQА
FОYВUСIЯDНSКQАQQW
WDВZОVNРIURОWНQАW
DЦFАRYПUIЛJZЯQWR
Ответы: трясогузка, журавль, лисица, скопа, пчела, шмель, бабочка, гадюка, гусь, землеройка, овсянка, ворона, цапля.
8. Цифровой диктант.
- События в рассказе происходят в лесу.
- Автор жил в палатке.
- Первой гостьей была землеройка.
- Кукушка куковала в бору.
- Автор цаплю называл рыбным хищником.
- Болотный лунь – любитель птичьих яиц.
- Свернувшись в колечко, на камне просыхала кошка.
- К черёмухе прилетели шмели.
- Автор называет «громадным хищником» коршуна.
- Последними гостями автора были синички.
Слайд 49, приложение.
Ответы: 1101010000
Комментарии для учителя:
3 – трясогузка,
5 – скопу,
7 – гадюка,
8 – к иве,
9 – болотного луня,
10 – овсянки.
Слайд 50, приложение.
9. Итог.
- Что нового вы узнали из прочитанного рассказа?
- Какова основная мысль произведений о природе?
На следующем занятии мы познакомимся ещё с одним рассказом Михаила Михайловича Пришвина.