Обьяснительная записка. (Приложение1)
К моменту окончания школы старшеклассник должен подойти готовым к вступлению во взрослую жизнь, с развитыми потребностями полностью реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни.
В связи с этим спроектирован образ выпускника школы, который состоит из психолого – педагогического портрета и имеет следующие личные качества.
Психолого-педагогический портрет: теоретическое осознание, интеллектуальная зрелость, самостоятельность в решении и выборе образа действий, овладение своими познавательными процессами, аргументация и доказательство истинности своих суждений, критичность мышления, научное мировоззрение, способность к общению и познанию общих законов мышления.
Личные качества: социальная зрелость, осознанное и критичное отношение к себе, профессиональные интересы, профессиональное ориентирование, самоопределение, открытие своего внутреннего мира, осознание своей индивидуальной целостности, неповторимость, потребность в поиске смысла жизни моральная зрелость, социальные и нравственные убеждения, моральное самоопределение.
Все это может быть достигнуто при личностно-ориентированном подходе к воспитанию старшеклассников. Так как личностно-ориентированный подход позволяет:
– направлять учебно-познавательную
деятельность по пути самоутверждения,
самореализации, самоопределения;
– способствует формированию системы ценностных
ориентаций;
– создает условия для реализации творческого
потенциала.
Исходным при планировании воспитательной работы являются:
– целевая ситуация;
– возрастная ситуация;
– ситуация индивидуального развития личности.
Формы и способы жизнедеятельности классного коллектива:
- мониторинг жизнедеятельности классного коллектива;
- классно-урочные занятия;
- внеурочная деятельность старшеклассников;
- классное ученическое самоуправление;
- трудовая деятельность;
- групповые дела старшеклассников;
- система часов общения посвященных вопросам самопознания.
Цель программы: воспитание личности, способной строить жизнь достойную человека.
Направления в работе:
- эстетическое и культурное развитие;
- интеллектуальное развитие;
- патриотизм, гражданственность;
- нравственность духовность как основа личности;
- креативность (творчество);
- здоровье;
- саморазвитие.
Участники программы:
- классный руководитель;
- старшеклассники;
- учителя предметники;
- родители;
- заместитель директора по воспитательной работе;
- школьный психолог.
Временные ресурсы: 2 года (10-11 классы).
Ожидаемый результат. Создание условий для выработки:
- навыков рефлексии, саморегуляции;
- умения принимать решения в ситуациях выбора;
- умения ставить цель, отбирать средства необходимые для ее достижения.
- уметь планировать и организовывать свою жизнедеятельность.
Технология планирования воспитательной работы
1.Диагностика личностного потенциала учащихся
(познавательного, ценностного, творческого,
коммуникативного).
2.Постановка воспитательных задач и выбор форм
жизнедеятельности.
3.Отслеживание результатов.
Методики изучения личностного потенциала:
гностический | ценностный | креативный | коммуникативный |
Что нам интересно | Напиши свой портрет | Творческий потенциал | Тест на оценку межличностных взаимоотношений |
Ученик глазами учителя | Поведенческие срезы | Диагностика мышления | социометрия |
Любимые учебные предметы | Педагогические консилиумы | Карта интересов | Изучение темпераментов |
Расписание на неделю | Наблюдение за поведением учащихся | Тест на самоопределение | Эмоциональная устойчивость |
Мотивация обучения | Поведенческие срезы | Поведение в конфликтной ситуации |
Образ выпускника средней школы
теоретическое осознание
интеллектуальная зрелость
самостоятельность в решении и выборе образа
действий
овладение своими познавательными процессами
аргументация и доказательство истинности своих
суждений
критичность мышления научное мировоззрение
способность к
общению и познанию общих законов мышления
творческая активность
Психолого-педагогический портрет
Личность – способная
строить достойную жизнь
Личные качества
социальная зрелость осознанное и
критичное отношение к себе
профессиональные интересы профессиональное
ориентирование
самоопределение открытие своего внутреннего
мира
осознание своей индивидуальной целостности
неповторимость
потребность в поиске смысла жизни моральная
зрелость
социальные и нравственные убеждения
моральное самоопределение
Задачи воспитания в связи с заданными направлениями в работе
направление в работе | задачи воспитания |
интеллектуальное развитие | Формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных интересов. |
патриотизм, гражданственность | Воспитание любви к родному краю, школе, Родине, Формирование гражданского самосознания. |
нравственность, духовность | Формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение и освоение общечеловеческих ценностей. |
креативность | Развитие творческих способностей, предоставление возможности самореализоаться с учетом своих склонностей и интересов. |
эстетическое и культурное развитие | Воспитание стремления формировать свою среду, свои действия эстетическим, этическим, культурным критериям. |
здоровье | Формировать стремление к здоровому образу жизни; осознания здоровья как главной жизненной ценности. |
саморазвитие | Воспитание потребности к самосовершенствованию и саморазвитию. Формирование активной ой позиции и способности адаптированности в окружающем мире |
направление в работе | мероприятия |
эстетическое и культурное развитие | Искусство – восприятия мира. Культура речи. Бардовская песня. |
интеллектуальное развитие | Интеллект и способы его развития. Интеллектуальные игры. Предметные олимпиады. Конференции, конкурсы. |
патриотизм, гражданственнсть | Российский флаг, герб, гимн. Люблю отчизну Я. Сороковые – роковые. Правовое воспитание. |
нравственность, духовность | Сущность и назначение человека. Этикет. |
креативность | Посещение кружков, факультативов,
спортивных секций. Участие в творческих конкурсах. Участие в номерах художественной самодеятельности. |
здоровье | Алкоголь, табакокурение. Антинаркотическое воспитание. Пища настоящего и будущего. Научно-технический прогресс и его влияние на здоровье человека. Походы, турслеты. |
саморазвитие | Изучение личностных потенциалов. Самопознание – саморазвитие – самореализация. |
В классе обучается 12 человек. На протяжении двух лет изучался личностный потенциал учеников класса. Диагностика коммуникативного потенциала показало, что отвергнутых и непринятых учащихся нет, принятых – 7 человек, предпочитаенмых-3 , звезд – 2.Класс дружный, трудолюбивый. Высоко ценятся честность, бескорыстие, дружба. Класс представляет устойчивое единое целое, имеющиеся в классе группировки активно взаимодействуют между собой. Основания для объединения в микрогруппы общие интересы, симпатии, место жительства.
Учащиеся класса посещают:
- спортивные секции в школе -50%;
- районные спортивные секции -33%;
- педгруппу-42%;
- автокласс-67%;
- каждый ученик класса посещает элективные курсы по выбору.
Изучение темпераментов показало, что в классе: меланхоликов – 3, сангвиников – 6 , флегматиков – 1, холериков – 2.Интровертов – 4(33%), экстравертов – 8(66%).
Эмоционально стабильных – 50% и нестабильных – 50 %.
Изучение креативного потенциала выявило, что в классе имеются учащиеся, у которых:
- заложен значительный творческий потенциал – 4; (богатый выбор творческих возможностей, доступны самые разнообразные формы творчество);
- нормальный потенциал– 6; (обладают качествами способными творить, если того пожелают);
- незначительный творческий потенциал-2.
(Отсутствие веры в себя и свои способности).
Отслеживание участия учащихся в школьных и классных мероприятиях показало, что коэффициент участия класса в общешкольных мероприятиях:
10 класс – 73%; 11 класс – 67%.
Изучение профессиональных склонностей выявило, что учащиеся класса имеют следующие профессиональные склонности и интересы:
Ч-Ч – 3; Ч-Т – 5; Ч-П – 1; Ч-З – 1; Ч-Х – 2.
Следует отметить, что большинство учащихся класса в настоящее время уже определились в дальнейшем обучении для получения профессии.
При составлении программы воспитания учитывались возрастные особенности учащихся: уменьшение расслоения класса, тенденция к сплочению, увеличение интенсивности внутриклассового общения, демонстрация взрослости, формирование дружеских группировок.