Задачи урока:
- образовательные:
– обобщить пройденный материал по теме: «Квадрат суммы и квадрат разности»;
–закрепить знания и умения учащихся по раскрытию формул квадрата суммы и квадрата разности; - развивающая – развитие вычислительных навыков;
- воспитательная – развитие навыков коммуникативного общения и диалоговой деятельности.
Тип урока: урок обобщения.
Форма проведения: работа в парах.
Место урока в учебном плане: итоговый урок по теме: «Квадрат суммы и квадрат разности».
Методы: словесные, наглядные.
Оборудование: компьютеры, медиа-проектор.
Место проведения: компьютерный класс
План урока
- Организационный момент – 1 мин.
- Знакомство с интерактивной презентацией – 1 мин.
- Устная работа – 3 мин.
- Работа на компьютерах – по 15 мин (каждая группа) (всего 30 мин на работу групп).
- Обсуждение творческого задания – 8 мин.
- Итог урока – 2 мин.
Ход урока
1. Во время организационного момента учитель говорит о целях проведения данного урока. Учащиеся делятся на две группы: первая группа учащихся садится за компьютеры, вторая – за стол. Учитель представляет консультантов (консультантами являются более сильные учащиеся, которые оказывают посильную помощь при выполнении некоторых заданий).
2. Далее учитель говорит о том, что во время этого урока учащиеся будут использовать компьютер и интерактивную презентацию, которая сохранена на рабочем столе каждого компьютера. Он знакомит учащихся со страницами этой презентации и правилами работы в ней.
Учитель: В презентации есть следующие страницы: «Справка», «Посчитай-ка», «Заполни пропуски», «Новая формула!?», «Таблица», «Это интересно». Чтобы открыть страницу необходимо нажать на картинку. С каждой страницы возможен переход к следующему слайду или на домашнюю страницу. А теперь повторим формулы квадрата суммы и квадрата разности. Для тех, кто забудет эти формулы в программе есть рубрика «Справка». (Приложение).
3. «Устный счет». В это время работает весь класс. Задания для устного счета проецируются на экран с помощью медиа-проектора.
4. А теперь та группа учащихся, которые сидят за столом пишут небольшое сочинение на тему «В чем красота формул квадрата суммы и квадрата разности?» А те учащиеся, которые сидят за компьютерами приступают к выполнению заданий на компьютере.
Сначала предстоит правильно поставить знаки “+” или “-” в следующих формулах (записать только ответы):
Теперь можно переходить по стрелочке к следующему слайду и заполнить пропуски:
Если это задание окажется для учащихся сложным, можно вернуться на домашнюю страницу и выбрать следующее задание. Можно поработать с таблицей. Расставить правильно формулы и записать верные равенства.
Квадрат суммы |
Квадрат разности |
5. Следующее задание: «Выведи формулу » также может оказаться сложным для некоторых учащихся. Они могут перейти по кнопке «Это интересно» и выполнить следующие задания.
Продолжите равенство, используя формулы квадрата суммы и квадрата разности:
412=(40+1)2=… 292=(30-1)2=…
Используя образец, возведите в квадрат числа: 31; 49; 151; 99.
Перейдите по стрелке к следующему слайду и вычислите значения выражений при х=2; у=3:
(2х+у)2
(-2х-у)2
(-2х+у)2
(2х-у)2
После этого группы учащихся меняются местами. Те учащиеся, которые сидели за столом, теперь выполняют все задания, предлагаемые в презентации, а первая группа учащихся пишет небольшое сочинение на тему: «Зачем мне нужны формулы квадрата суммы и квадрата разности?»
6. После окончания работы второй группы учащихся на компьютере учитель предлагает ребятам прочитать свои творческие работы. Таким образом подводится итог урока. Можно предложить следующие вопросы:
- Для чего нужны формулы квадрата суммы и квадрата разности?
- Можно ли применить эти формулы для возведения в квадрат некоторых чисел?
- Можно ли увеличить число слагаемых в скобках и получить новые формулы?
- Помогут ли они вам?
Домашнее задание: Придумать задания с использование формул квадрата суммы и квадрата разности.
Литература
- Гельфман Э.Г., Бондаренко Т.В., Гриншпон С.Я. и др. Тождества сокращенного умножения. Учебное пособие по математике для 7-го класса, 5-е издание, исправленное и дополненное. – Томск: Изд-во Томского университета, 2001. –211 с.
- Математические диктанты для 5–9 классов: Книга для учителя / Е.Б. Арутюнян, М.Б. Волович, Ю.А. Глазков, Г.Г. Левитас. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.