Интегрированный урок по физике и математике в 7-м классе по теме "Механическое движение"

Разделы: Математика, Физика


Цели и задачи урока:

  1. Установить взаимосвязь между физикой и математикой, теорией и практикой.
  2. Обобщить и закрепить материал по теме «Механическое движение»
  3. Применить ЗУН в нестандартных ситуациях.
  4. Развивать творческие способности, самостоятельность, навыки групповой работы, интерес к изучению физики и математики.

План урока:

  1. Постановка целей урока
  2. Презентация «Механическое движение»
  3. Конкурсы
    • Самый быстрый
    • Цепочка
    • Зашифрованное слово
    • Домашнее исследование
    • Найди пару
    • Блиц турнир
    • Задача
  4. Домашнее задание
  5. Подведение итогов, рефлексия.

Класс разбивается на группы по 5–6 человек. Итоги работы групп подводятся в таблице на доске.

Ход урока

I этап. Постановка целей урока.

Сегодня мы проводим необычный урок: во-первых, это интегрированный урок физики и математики.

До 19 века практически не существовало такой профессии как «Физик». Этой наукой занимались математики, врачи, инженеры, философы и люди других профессий. Язык алгебры, геометрии и математического анализа это способ описания физических закономерностей.

Во-вторых, это урок-игра.

Каждая команда к уроку получила домашнее исследовательское задание.

С каким физическим явлением было связано это задание? (Механическое движение).

Кто являлся объектом вашего исследовании? (животные).

Наша сегодняшняя игра называется «Друзья наши меньшие», в ходе которой мы должны закрепить навыки работы по теме «Механическое движение»: перевод единиц измерения, расчет пути, скорости и времени движения, графическое описание механического движения.

II этап. Презентация «Механическое движение» (см. приложения).

III этап. Игра.

Правила игры: В игре участвуют 4 команды, игра состоит из 7 конкурсов, каждый оценивается баллами. Команда, давшая ответ первой, получает дополнительный балл. Итоги игры подводятся в табло на доске.

1-й конкурс: «Самый быстрый».

Животные решили выяснить кто из них самый быстрый. Сравните скорости животных и определите места которые они заняли в соревновании.

Место

Участник соревнований

скорость

 

Акула

8,3 м/с

 

Ворона

47 км/ч

 

Жираф

14,6 м/с

 

Заяц

60 км/ч

 

Ласточка

175 дм/с

 

Скворец

12360 дм/мин

Ответ: 1 – скворец, 2 – ласточка, 3 – заяц, 4 – жираф, 5 – ворона, 6 – акула.

За каждый правильный ответ – 1 балл, максимальный балл – 6. Время выполнения 3 мин. За быстроту выполнения – дополнительный балл.

Победитель – скворец, относится к семейству птиц отряда воробьинообразных, длина – 18–43 см, около 110 видов главным образом в тропиках и субтропиках восточного полушария, в России 6 видов, самцы многих видов хорошо поют, у некоторых развито звукоподражание, уничтожают вредных насекомых.

2-й конкурс: «Цепочка». (Конкурс капитанов, выполняется параллельно с конкурсом № 3).

Заполнив пропуски, решите цепочку задач и определите скорость животного в последней задаче.

Правильный ответ оценивается в 4 балла. Время выполнения – 4 мин. быстроту выполнения – дополнительный балл.

3-й конкурс: «Зашифрованное слово».

В предыдущем конкурсе вы получили ответ – 16 м/с. Ответив на вопросы следующего задания, с помощью кода вы расшифруете слово и узнаете, чью скорость вы нашли. Время выполнения 3 мин. Каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 6. За быстроту выполнения – дополнительный балл.

 

Вопрос

Ответ

Буква

1

Какова скорость первого тела?

 

 

2

Какова скорость второго тела?

 

 

3

Какой путь пройдет второе тело за 10 секунд?

 

 

4

Во сколько раз скорость третьего тела больше чем второго?

 

 

5

Сколько секунд двигалось третье тело до встречи с первым?

 

 

6

Какой путь прошло первое тело до встречи со вторым?

 

 

1

1,5

2

2,5

3

4

5

6

10

20

30

а

б

о

с

т

з

м

я

е

р

у

Ответы: 1 – 1,5 м/с, 2 – 2м/с, 3 – 20 м, 4 – 4 раза, 5 – 1с, 6 – 6 м.

Правильный ответ – борзая.

Борзые – группа пород ловчих собак, используемых для безружейной охоты на диких зверей. Известны с глубокой древности. Около 20 пород. В России разводят русскую псовую борзую, южно-русскую борзую и некоторые другие. Охотятся с борзыми на зайца, лису, волка и других.

4-й конкурс: «Домашнее исследование».

Команды по очереди представляют свою работу (видеосюжет и описание исследования).

Максимальный балл за задание – 5 баллов. (см. приложение).

5-й конкурс: «Найди пару».

За 1 минуту вам необходимо к своему графику зависимости пути от времени найти соответствующий график зависимости скорости от времени.

За каждый правильный ответ – 1 балл. За быстроту выполнения – дополнительный балл.

Назовите самую большую из полученных скоростей. 10 м/с – это скорость акулы.

Акулы – надотряд пластиножаберных рыб. Длина от 0,2 м (черная колючая акула) до 20 м (гигантская акула). 21 семейство, около 250 видов. Распространены главным образом в тропических морях. Около 10 видов в Черном, Баренцевом, Балтийском и дальневосточных морях. Являются объектом промысла (мясо употребляют в пищу, из печени получают рыбий жир, из скелета клей). Многие виды крупных акул опасны для человека.

6-й конкурс: «Блиц турнир».

Защитник животных Петя Иванов отправился на прогулку и, наблюдая за флорой и фауной, составил график своего движения.

Ваша задача задать другой команде вопросы по графику. Каждый корректный вопрос и правильный ответ – 1 балл.

7-й конкурс: «Задача».

Заяц и лиса двигаются равномерно и прямолинейно в одном направлении со скоростями 15 м/с и 20 м/с соответственно. В начале движения расстояние между ними было 10 м. Через какое время лиса поймает зайца? Решите задачу различными способами.

За каждый предложенный способ решения – 2 балла. Время выполнения – 3 мин.

Правильный ответ – 4 балла.

IV этап. Домашнее задание.

Ответить устно на вопросы.

По предложенным заданиям подготовится к самостоятельной работе.

  1. Почему мы считаем, что скорость зайца больше, чем скорость ежа?
  2. Что такое средняя скорость движения?
  3. Как это записывается в виде формулы?
  4. Назови не менее 10 единиц измерения скорости.
  5. Если один и тот же путь два тела прошли за разное время, то скорость больше у того тела, которое ...
  6. Если два тела за одинаковое время прошли разные пути, то скорость больше у того тела, которое ...
  7. Воспроизведи пример из учебника на вычисление средней скорости.
  8. Опиши опыт с капельницей на тележке.
  9. Как должны падать капли из крана?
  10. В каком случае мы скажем, что тележка движется равномерно?
  11. Что показывают расстояния между упавшими каплями?
  12. Что такое равномерное движение?
  13. Приведи примеры тел, движущихся равномерно.
  14. Какой особенностью обладает равномерно движущееся тело?
  15. Как это доказать?
  16. Что означает, что средняя скорость поезда 50 км/ч?
  17. Зачем в этом предложении присутствует слово «возможная»?
  18. Средняя скорость городского автобуса — 30 км/ч. Как ты это понимаешь?
  19. Перепиши в тетрадь и разберись, как получено, что скорость 72 км/ч = 20 м/с.
  20. Верно ли, что скорость 54 км/ч = 1,5 м/с?

V этап: Подведение итогов.

Команда набравшая большее количество баллов – победитель игры.

Рефлексия.

Если вам понравился урок, то на лист приклейте картинку красного цвета, если не понравился – зеленого.

На этом же листе напишите фамилии учащихся, которых вы оцените на 5 и на 4.