Цели и задачи урока:
- Установить взаимосвязь между физикой и математикой, теорией и практикой.
- Обобщить и закрепить материал по теме «Механическое движение»
- Применить ЗУН в нестандартных ситуациях.
- Развивать творческие способности, самостоятельность, навыки групповой работы, интерес к изучению физики и математики.
План урока:
- Постановка целей урока
- Презентация «Механическое движение»
- Конкурсы
- Самый быстрый
- Цепочка
- Зашифрованное слово
- Домашнее исследование
- Найди пару
- Блиц турнир
- Задача
- Домашнее задание
- Подведение итогов, рефлексия.
Класс разбивается на группы по 5–6 человек. Итоги работы групп подводятся в таблице на доске.
Ход урока
I этап. Постановка целей урока.
Сегодня мы проводим необычный урок: во-первых, это интегрированный урок физики и математики.
До 19 века практически не существовало такой профессии как «Физик». Этой наукой занимались математики, врачи, инженеры, философы и люди других профессий. Язык алгебры, геометрии и математического анализа это способ описания физических закономерностей.
Во-вторых, это урок-игра.
Каждая команда к уроку получила домашнее исследовательское задание.
С каким физическим явлением было связано это задание? (Механическое движение).
Кто являлся объектом вашего исследовании? (животные).
Наша сегодняшняя игра называется «Друзья наши меньшие», в ходе которой мы должны закрепить навыки работы по теме «Механическое движение»: перевод единиц измерения, расчет пути, скорости и времени движения, графическое описание механического движения.
II этап. Презентация «Механическое движение» (см. приложения).
III этап. Игра.
Правила игры: В игре участвуют 4 команды, игра состоит из 7 конкурсов, каждый оценивается баллами. Команда, давшая ответ первой, получает дополнительный балл. Итоги игры подводятся в табло на доске.
1-й конкурс: «Самый быстрый».
Животные решили выяснить кто из них самый быстрый. Сравните скорости животных и определите места которые они заняли в соревновании.
Место |
Участник соревнований |
скорость |
|
Акула |
8,3 м/с |
|
Ворона |
47 км/ч |
|
Жираф |
14,6 м/с |
|
Заяц |
60 км/ч |
|
Ласточка |
175 дм/с |
|
Скворец |
12360 дм/мин |
Ответ: 1 – скворец, 2 – ласточка, 3 – заяц, 4 – жираф, 5 – ворона, 6 – акула.
За каждый правильный ответ – 1 балл, максимальный балл – 6. Время выполнения 3 мин. За быстроту выполнения – дополнительный балл.
Победитель – скворец, относится к семейству птиц отряда воробьинообразных, длина – 18–43 см, около 110 видов главным образом в тропиках и субтропиках восточного полушария, в России 6 видов, самцы многих видов хорошо поют, у некоторых развито звукоподражание, уничтожают вредных насекомых.
2-й конкурс: «Цепочка». (Конкурс капитанов, выполняется параллельно с конкурсом № 3).
Заполнив пропуски, решите цепочку задач и определите скорость животного в последней задаче.
Правильный ответ оценивается в 4 балла. Время выполнения – 4 мин. быстроту выполнения – дополнительный балл.
3-й конкурс: «Зашифрованное слово».
В предыдущем конкурсе вы получили ответ – 16 м/с. Ответив на вопросы следующего задания, с помощью кода вы расшифруете слово и узнаете, чью скорость вы нашли. Время выполнения 3 мин. Каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 6. За быстроту выполнения – дополнительный балл.
№ |
Вопрос |
Ответ |
Буква |
1 |
Какова скорость первого тела? |
|
|
2 |
Какова скорость второго тела? |
|
|
3 |
Какой путь пройдет второе тело за 10 секунд? |
|
|
4 |
Во сколько раз скорость третьего тела больше чем второго? |
|
|
5 |
Сколько секунд двигалось третье тело до встречи с первым? |
|
|
6 |
Какой путь прошло первое тело до встречи со вторым? |
|
|
1 |
1,5 |
2 |
2,5 |
3 |
4 |
5 |
6 |
10 |
20 |
30 |
а |
б |
о |
с |
т |
з |
м |
я |
е |
р |
у |
Ответы: 1 – 1,5 м/с, 2 – 2м/с, 3 – 20 м, 4 – 4 раза, 5 – 1с, 6 – 6 м.
Правильный ответ – борзая.
Борзые – группа пород ловчих собак, используемых для безружейной охоты на диких зверей. Известны с глубокой древности. Около 20 пород. В России разводят русскую псовую борзую, южно-русскую борзую и некоторые другие. Охотятся с борзыми на зайца, лису, волка и других.
4-й конкурс: «Домашнее исследование».
Команды по очереди представляют свою работу (видеосюжет и описание исследования).
Максимальный балл за задание – 5 баллов. (см. приложение).
5-й конкурс: «Найди пару».
За 1 минуту вам необходимо к своему графику зависимости пути от времени найти соответствующий график зависимости скорости от времени.
За каждый правильный ответ – 1 балл. За быстроту выполнения – дополнительный балл.
Назовите самую большую из полученных скоростей. 10 м/с – это скорость акулы.
Акулы – надотряд пластиножаберных рыб. Длина от 0,2 м (черная колючая акула) до 20 м (гигантская акула). 21 семейство, около 250 видов. Распространены главным образом в тропических морях. Около 10 видов в Черном, Баренцевом, Балтийском и дальневосточных морях. Являются объектом промысла (мясо употребляют в пищу, из печени получают рыбий жир, из скелета клей). Многие виды крупных акул опасны для человека.
6-й конкурс: «Блиц турнир».
Защитник животных Петя Иванов отправился на прогулку и, наблюдая за флорой и фауной, составил график своего движения.
Ваша задача задать другой команде вопросы по графику. Каждый корректный вопрос и правильный ответ – 1 балл.
7-й конкурс: «Задача».
Заяц и лиса двигаются равномерно и прямолинейно в одном направлении со скоростями 15 м/с и 20 м/с соответственно. В начале движения расстояние между ними было 10 м. Через какое время лиса поймает зайца? Решите задачу различными способами.
За каждый предложенный способ решения – 2 балла. Время выполнения – 3 мин.
Правильный ответ – 4 балла.
IV этап. Домашнее задание.
Ответить устно на вопросы.
По предложенным заданиям подготовится к самостоятельной работе.
- Почему мы считаем, что скорость зайца больше, чем скорость ежа?
- Что такое средняя скорость движения?
- Как это записывается в виде формулы?
- Назови не менее 10 единиц измерения скорости.
- Если один и тот же путь два тела прошли за разное время, то скорость больше у того тела, которое ...
- Если два тела за одинаковое время прошли разные пути, то скорость больше у того тела, которое ...
- Воспроизведи пример из учебника на вычисление средней скорости.
- Опиши опыт с капельницей на тележке.
- Как должны падать капли из крана?
- В каком случае мы скажем, что тележка движется равномерно?
- Что показывают расстояния между упавшими каплями?
- Что такое равномерное движение?
- Приведи примеры тел, движущихся равномерно.
- Какой особенностью обладает равномерно движущееся тело?
- Как это доказать?
- Что означает, что средняя скорость поезда 50 км/ч?
- Зачем в этом предложении присутствует слово «возможная»?
- Средняя скорость городского автобуса — 30 км/ч. Как ты это понимаешь?
- Перепиши в тетрадь и разберись, как получено, что скорость 72 км/ч = 20 м/с.
- Верно ли, что скорость 54 км/ч = 1,5 м/с?
V этап: Подведение итогов.
Команда набравшая большее количество баллов – победитель игры.
Рефлексия.
Если вам понравился урок, то на лист приклейте картинку красного цвета, если не понравился – зеленого.
На этом же листе напишите фамилии учащихся, которых вы оцените на 5 и на 4.