Формирование ЗУН по обработке швейных изделий

Разделы: Технология


Курс «Технология обработки ткани» сориентирован на воспитание, формирование активной творческой личности. Умение планировать свою работу, корректировать и оценивать результаты труда, применять полученные знания, умения и навыки в любой технологической деятельности. В связи с современным развитием общества и его запросами для достижения вышеизложенной цели в основу содержания курса заложен деятельностный подход.

С каждым годом мода меняется, создаются новые ткани и поэтому усовершенствуется швейное оборудование, претерпевает изменения технология изготовления одежды. За основу берутся приемы быстрого шитья, в которых исключаются некоторые подготовительные операции, как прокладывание «силков» или сметывание деталей. За счет применения булавок, клейких лент процесс пошива ускоряется.

Изготовление швейных изделий рассматривается как сумма технологических действий, направленных на формирование эстетических и утилитарных функций и производится в определенной последовательности по следующей схеме: эскиз – конструкция – технология – готовое изделие. Содержание курса определяется такими разделами как материаловедение, работа на швейной машине, конструирование и моделирование, технология изготовления женской одежды.

На занятиях учащиеся должны получить знания, овладеть навыками, умениями по данным разделам для применения в исследовательской деятельности и при выполнении творческих проектов.

В разделе технология выполнения ручных и машинных швов, деталей и швейных узлов изделий входит материал, связанный непосредственно с пошивом одежды, декоративно-прикладных изделий. Выполнение швейных операций производится в соответствии требованиям стандарта, которые включают терминологию ручных и машинных швов, деталей и узлов, припуски на швы, последовательность изготовления швейных изделий.

Без навыка работы на швейной машине немыслима изготовление должного уровня качества одежды. В связи с этим учебной программой предусмотрено изучение раздела «Машиноведение». При этом учащиеся получают знания по устройству и принципу работы швейной машины, знакомятся с оборудованием швейного производства. Основная задача учителя на занятиях машиноведения является обучение основным приемам работы на швейной машине, обеспечение технологического процесса при изготовлении изделий. Для этого сначала девочки знакомятся с названиями деталей и узлов, правилами эксплуатации, санитарно-гигиеническими требованиями и правилами безопасной работы, организацией рабочего места. Далее проводятся повторение, отработка приема работы на швейной машине с различными лапками.

Знания основных видов и свойств современных материалов, получаемые при изучении раздела «материаловедение», необходимы при конструкторской разработки моделей одежды и изготовления изделий. Содержание учебного материала включает следующие вопросы: получение сырья, текстильная обработка и получение тканей; виды переплетений; физико-механические, гигиенические и технологические свойства тканей; влажно-тепловая обработка; уход за изделиями из различных видов тканей; отрицательные и положительные свойства тканей из различных волокон; применение тканей.

В разделе конструирования и моделирования женской одежды большое внимание уделяется художественному конструированию, которое способствует развитию пространственного воображения, образного мышления, эстетического вкуса, что помогает выполнению творческих проектов. На занятиях девочки выполняют чертежи деталей женской одежды и изготовляют выкройки, разрабатывают фасон, который воплощается в эскизах и моделях одежды.

В разделе «Технология выполнения ручных и машинных швов, деталей и швейных узлов изделий» входит материал, связанный непосредственно с пошивом одежды, декоративно-прикладных изделий. Ученицы на занятиях осваивают приемы быстрого шитья (без сметывания стежками временного назначения) и технологической обработки изделия с использованием самых разнообразных соединительных, краевых и отделочных швов. Освоение учащимися приемов быстрого шитья ускоряет процесс изготовления различных изделий. Выпуск изделий для самообслуживания имеет положительное значение. Ученица, изготовившая для школы хотя бы один предмет или узнавший, что он необходим людям, начинает понимать, сто все требуемое для жизни создается трудом человека, и, следовательно, нуждается в бережном отношении.

Технология изготовления одежды подобрана с учетом возрастных особенностей учащихся, содержание швейных работ изменяется и усложняется (появляются элементы, отсутствовавшие в выполнявшихся прежде изделиях). Прежде чем приступить к изготовлению изделия девочки выполняют практические работы по обработке отдельных швейных узлов изделий, что позволяет обеспечить хорошее качество готового изделия. Предварительная работа на образцах из хлопчатобумажной ткани по инструкционным картам улучшает усвоение материала и способствует формированию практических умений и навыков. Чтобы предусмотреть ошибки, трудности, которые могут возникнуть при выполнении образца швейного узла, учитель сам заранее изготавливает образец. При работе с образцами непременно повторяются правила безопасной работы с такими инструментами, как ножницы, игла, булавки, утюг, швейная машина. Все это дает возможность для самостоятельного изготовления одежды.

С практической стороны каждая ученица становится участником всех видов деятельности, побывав в течение учебного процесса в роли художника- модельера, конструктора, технолога, оператора швейного производства, манекенщицы, что создает фундамент для последующей профессиональной подготовки.

Основой школьной программы «Технология обработки ткани» является разработка и выполнение творческого проекта, который отражает весь уровень знаний и умений учащихся. В процессе проектной работы учащиеся должны четко представлять все звенья и цепочки создания моделей одежды – от эскиза до готового изделия; получить знания, умения, информацию по разделам: материаловедение, машиноведение, конструирование и моделирование, технология изготовления женской одежды, словарь моды, из истории одежды. Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, прививает учащимися жизненно необходимые практические знания и умения в сфере введения домашнего хозяйства и экономики семьи.

Чтобы сформировать умения у учащихся необходимо подготавливать их к быстрому, точному и осмысленному выполнению технологических операций по изготовлению одежды. Этот процесс включает активную деятельность самих учащихся (наблюдение, изучение учебно-технической документации, упражнения, выполнение учебно-трудовых заданий и т.д.), направляемую учителем (объяснение, показ, исправление ошибок, воспитание ответственности, аккуратности и т.д.).

Применение инструкционно-технологических и технологических карт, наглядных пособий дает возможность существенно повысить самостоятельность учащихся в процессе обучения. Использование в учебном процессе письменного инструктирования в определенной системе позволяет решать комплекс учебно-воспитательных задач; способствует укреплению связи теоретических знаний учащихся с их практическими действиями; дает возможность активно использовать знания, корректировать их; эффективно формировать трудовые навыки и операционные умения, приемы самоконтроля; формировать оптимальный темп и ритм работы, приемы высокопроизводительного труда, воспитать у учениц культуру труда и технологическую дисциплину.

Заслуживает внимание практика самостоятельной разработки учащимися технологических карт. Самостоятельное составление инструкционной, технологической карты является существенным обобщающим моментом обучения, важным средством активизации учащихся в овладении тактикой построения собственных действий для решения разнообразных производственных задач. Составляя, самостоятельно карты девочки изучают задание, читают литературу, знакомятся с особенностями выполнения операций и их последовательности, определяют необходимые инструменты и приспособления, делают необходимые эскизы.

Применение на практических занятиях учебно-наглядных пособий способствует активизации познавательной деятельности учениц, повышению самостоятельности, расширяют возможности учителя по учету индивидуальных способностей обучающихся, помогают более рационально использовать учебное время. Это подтверждают научные исследования последних лет института новых технологий образования Москвы: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного, но запоминают более 50% того, что одновременно видели и слышали.

В формировании практических умений и навыков выполнения технологических операций важное место занимают общественно полезный и производительный труд. Это может быть обслуживающий труд, труд в учебных мастерских, а также в условиях производства. Из форм организации общественно полезного труда учащихся в современных условиях наибольшего внимания заслуживают школьные кооперативы, ремонтные бригады, лагеря труда и отдыха. Принимая участие, в общественно полезный и производительный труд учащиеся закрепляют знания и совершенствуют умения и навыки, полученные, на теоретических и практических занятиях и расширяют круг необходимых жизненно важных качеств личности.

Учащиеся старших классов в ходе обучения по профилю «Основы швейного производства» проходят первый этап профессионального обучения на политехнической основе, овладевают знаниями и умениями швеи. С целью достижения эффективного результата формирования практических умений и навыков учитель технологии имеет право на коррекцию программы с учетом различных факторов: материальной базы школы, технических возможностей и целесообразности, интересов и способностей учащихся. Обучение выпускниц «Швейному делу» в соответствии с усовершенствованной учебной программой способствует формированию следующих знаний и умений.

Учащиеся должны знать:

  • основные рабочие профессии;
  • технологический процесс изготовления швейных изделий;
  • принципы работы, устройство основных узлов и механизмов швейной машины;
  • виды основных и вспомогательных швейных материалов, их свойства и назначение;
  • основные принципы организации и экономики производства;
  • наименование деталей изделий и способы их обработки;
  • правила ухода за швейной машиной.

Учащиеся должны уметь:

  • производить техническое обслуживание швейной машины;
  • применять приспособления малой механизации;
  • проверять качество выполненной работы выявлять дефекты и устранять их;
  • осуществлять влажно-тепловую обработку;
  • регулировать натяжение верхней и нижней ниток;
  • читать и строить чертеж швейных изделий и снимать мерки.

Овладение совокупностью этих знаний и умений является важным условием того, что в старших классах ученицы при незначительной затрате времени овладевают сравнительно сложными умениями и навыками. Эта программа предусматривает сознательный выбор учащимися по окончании школы одной из рабочих профессий швейного производства.

Вывод: В процессе обучения технологии обработки ткани девочки, начиная с 5-го по 9-й класс, знакомятся со свойствами и способами обработки материалов, постепенно овладевают трудовыми навыками обращения распространенными инструментами и швейным оборудованием и получают достаточные знания и навыки для шитья простых изделий. Обучение учениц 10–11-х классов технологии поузловой обработки легкой одежды вооружает учащихся знаниями и практическими навыками, которые они с успехом могут использовать в своей будущей трудовой жизни. Тем более, потребность в одежде будет всегда актуальна, пока существует человечество. Главной особенностью формирования практических умений и навыков учениц по обработке швейных изделий можно считать то, что овладение швейным делом открывает большие возможности выпускниц в их будущей жизни.