Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности средствами субъективизации.
Цели по содержанию:
- Образовательные:
- способствовать формированию лингвистических знаний с одновременным совершенствованием интеллектуальных качеств личности ученика;
- cпособствовать формированию коммуникативной компетентности учащихся.
- Развивающие:
- формировать умение предопределять виды и содержание своей учебной деятельности;
- продолжить формирование умений всех видов речевой деятельности учащихся: слушания, чтения, говорения, письма;
- продолжить формирование навыков работы со словарями, учебником, справочной литературой.
- Воспитательные:
- способствовать формированию у учащихся представления о прекрасном в языке и речи (на примере богатства употребления наречий в повести Л.Н.Толстого «Детство»);
- стимулировать воспитание любви к языку и желание заниматься его изучением.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Мобилизирующий этап.
Учитель предлагает учащимся внимательно прочитать сначала про себя, потом вслух предложения, написанные на доске.
Жизнь – это подъем, ряд бесконечных ступеней (в)верх. На каждой из них нужно оглянуться (во)круг.. и двинуться дальше. (В.Пашенная).
Маman часто играла эти две пьесы, поэтому я очень хорош.. помню чувство, которое они во мне возбуждали. ( ? )
– Скажите, что в этих предложениях общего в содержании, в грамматических формах? Кто автор последнего предложения?
Примерный ответ: Общее: Первое предложение говорит о ступенях жизни, а первой ступенью в жизни человека является детство. Второй отрывок на доске из повести Л.Н.Толстого «Детство». Тематическая связь налицо.
Второй признак – в том и другом предложениях есть наречия (три).
– Вы правильно определили автора второго предложения. Материалом нашего сегодняшнего урока будет текст повести Л.Н.Толстого «Детство».
3. Формулирование учащимися темы и цели урока.
– Отталкиваясь от задания, которое выполнили, самостоятельно сформулируйте тему и цель урока, учитывая, что это последний урок в теме, используя опорные слова, записанные на доске
Опорные фразы на доске для формулирования учащимися целей урока.
Цель урока:
- повторить и обобщить…
- совершенствовать умение отличать…
- правильно…
- употреблять…
(Цель урока: повторить и обобщить все, что мы знаем о наречии; совершенствовать умение отличать наречие от омонимичных словоформ; правильно писать наречия и употреблять их в речи).
4. Систематизация и обобщение знаний и умений.
– Приступаем к реализации нашей первой цели. Самостоятельно сформулируйте и задайте одноклассникам три вопроса по теме урока в логической последовательности и дайте на них ответы. (Один задает, другой отвечает).
Примерные вопросы:
- Какой раздел языкознания мы изучаем?
- Что называется морфологией?
- Что такое наречие?
– Во время урока нам необходимо составить план ответа по теме «Наречие как часть речи».
(На доске записывается заголовок: Наречие как часть речи).
– Каким, по вашему мнению, будет первый пункт плана?
Учащиеся: При ответе по теме «Наречие как часть речи» первым пунктом плана должен быть ответ на вопрос: Что такое наречие. (первый пункт плана записывается под заголовком на доске).
Учитель: Ответьте на вопрос: Что такое наречие? (один из учеников дает полный ответ).
Примечание: Учащиеся самостоятельно в ходе урока формулируют пункты плана по теме урока, один записывает их на доске (можно проецировать на экран), другой ученик раскрывает содержание только что сформулированного пункта плана, давая полный ответ, приводя примеры.
– Вернемся к предложениям, прозвучавшим в начале урока. Скажите, в чем отличие данных предложений, обратите внимание на словосочетания с наречиями.
(Отличие в частях речи, которые поясняет наречие.
- предложение: сущ.+ наречие, глагол + наречие, глагол + наречие.
- предложение: глагол + наречие, глагол + наречие, наречие + наречие).
– Какие ещё части речи может пояснять наречие? (Ответ ученика).
– Сформулируйте второй пункт плана? (Какие слова может пояснять наречие?)
– В первом предложении есть наречие в форме простой сравнительной степени – дальше. Какой грамматический омоним может быть у наречия в степени? (Прилагательное в степени).
– Как отличить наречие в степени от прилагательного в степени? (Дети отвечают на вопрос учителя и формулируют следующий пункт плана, записывают его на доске).
– Прочитайте предложения, записанные на доске, сформулируйте задание. (Записать предложения, расставить знаки препинания, правильно написать наречия, раскрыв скобки).
Maman посмотрела пристально на меня и ( по) немецки спросила О чем ты плакал Когда она разговаривала с нами( по) дружески , она обыкнове(нн,н)о говорила на этом языке, который знала ( в ) совершенстве.
Мими беспреста(нн,н)о приставала Говорите( по)французски А тут(то), как (на)зло, так и хочется болтать (по)русски.
Примечание: можно писать не весь текст, а только наречия, причем разделить их на три столбика: слитное написание, раздельное и через дефис.
Новое понятие на уроке!
СловоMaman написано в тексте Л.Н.Толстого латинскими буквами. Почему? Такого слова в русском языке в то время не существовало, оно пришло к нам из французского языка и первоначально писалось на языке оригинала, на языке, из которого было заимствовано. Это было первым этапом освоения иноязычного слова. Называется такой прием ВКРАПЛЕНИЕ. А уже на втором этапе освоения иноязычное слово писалось русскими буквами. Это называется транслитерация. (Побуквенная передача иноязычных слов в соответствии с их написанием в языке-источнике путем замены букв одной графической системы буквами другой системы).
– Расскажите о написании наречий из данных предложений (слитно, раздельно, через дефис). Почему в словаре не всегда можно найти слово? (Дети дают полный и аргументированный ответ).
– Скажите, если наречия записаны в одном столбике, значит ли это, что они образованы одинаково? (Наречия, записанные в одном столбике, могут быть образованы разными способами, ответ обязательно аргументируется).
– Сформулируйте следующий пункт нашего плана? (Каковы способы словообразования наречий?)
– Грамматические особенности наречия тесно связаны с употреблением его в речи. Обратимся к карточке № 1.
– Прочитайте текст, назовите абзацы, где есть наречия, определите синтаксическую роль наречий. (Примерный ответ: наречия в данном тексте есть в первом и во втором абзацах, в третьем абзаце наречий нет: слова прекрасно, обыкновенно и дурно являются краткими прилагательными). Далее идет работа по определению синтаксической роли наречий, желательно работать прямо в карточке, чтобы сэкономить время на уроке.
Услыхав ее голос сзади себя, я повернулся к ней, но так быстро, что мы стукнулись головами. Она грустно улыбнулась и крепко- крепко поцеловала меня в последний раз.
Если матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе.
Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно.
– Сделайте вывод о синтаксической роли наречий в данном тексте.
– Сформулируйте следующий пункт плана? (Каковы синтаксические особенности наречий?)
– А теперь давайте посмотрим, каковы особенности употребления наречий в речи. (Это следующий пункт плана).
5. Применение учебного материала в новой учебной ситуации.
Отчет творческих групп с результатами домашнего задания (исследовательская работа). Как работают наречия в разных типах речи (повествование, описание и рассуждение). (По повести Л.Н.Толстого «Детство»).
Примечание: Учащиеся самостоятельно дома находили примеры разных типов речи в тексте повести Л.Н.Толстого, выделяли наречия, анализировали их значение в данном отрывке, делали вывод о том, как работают наречия в данном типе речи. Работать можно было в группе, можно индивидуально.
Примеры текстов разных типов речи из повести Толстого «Детство». (Можно использовать в качестве дополнительного дидактического материала на уроке).
Описание.
Карл Иваныч был очень не в духе. Это было заметно по его сдвинутым бровям и по тому, как он швырнул свой сюртук в комод, и как сердитоподпоясался, и как сильно черкнул ногтем по книге диалогов, чтобы обозначить то место, до которого мы должны были вытвердить.
День был жаркий. Белые, причудливых форм тучки с утра показались на горизонте; потом все ближе и ближе стал сгонять их маленький ветерок, так что изредкаони закрывали солнце. Сколько ни ходили и ни чернели тучи, видно, не суждено им было собраться в грозу и в последний раз помешать нашему удовольствию. К вечеру они опятьстали расходиться.
Повествование.
Я толкнул локтем Володю, Володя толкнул меня и, наконец, решился: сначала робким голосом, потом довольно твердо и громкоон объявил, что так как мы нынчедолжны ехать, то желали бы, чтобы девочки вместе с нами поехали на охоту.
Сложив свои огромные руки на груди, опустив голову и беспрестанно тяжело вздыхая, Гриша молча стоял перед иконами, потом с трудом опустился на колени и стал молиться.
Сначала он тихо говорил известные молитвы, ударяя только на некоторые слова, потом повторил их, но громче и с большим одушевлением. Он начал говорить слова, с заметным усилием стараясь выражаться по-славянски.
Рассуждение.
Herr Frost был немец, но немец совершенно не того покроя, как наш Карл Иванович: во-первых, он правильно говорил по-русски, с дурным выговором – по-французски и пользовался вообще, в особенности между двумя дамами, репутацией очень ученого человека; во-вторых, он носил рыжие усы, большую рубиновую булавку в черном атласном шарфе; в-третьих, он был молодец, имел красивую, самодовольную наружность и необыкновенно видные, мускулистые ноги.
Чувство умиления, с которым я слушал Гришу, не могло долго продолжаться, во-первых, потому, что любопытство мое было насыщено, а во-вторых, потому, что я отсидел себе ноги, сидя на одном месте, и мне хотелось присоединиться к общему шептанью и возне, которые слышались сзади меня в темном чулане.
– Сформулируйте следующий пункт плана? (Как работают наречия в разных типах речи?)
– А теперь работа с текстом. Послушайте его. (Учитель читает текст).
Я стал смотреть (по)сторонам. Около корней дуба по сухой земле кишмя кишели муравьи. Они (без) устали торопились по дорожкам, некоторые с тяжестями, другие порожняком.
От этих интересных наблюдений я был отвлечен бабочкой, которая (в)близи заманчив(о,а) вилась передо мной. Она (из)редк(о,а) взмахивала крыльями и мельком прижималась к цветку, наконец, (со)всем замерла. Не знаю, солнышко ли ее пригрело, или она брала сок с этого цветка, только видно было, что ей очень хорошо.
– Докажите, что это текст. Определите стиль (задачу художественного текста…) и тип текста. (Учащиеся дают развернутый и аргументированный ответ на вопрос. Затем текст записывают под диктовку).
Примечание: Кишмя кишеть – это фразеологизм, в котором наречие кишмя употребляется только с данным глаголом (кишеть). Что обозначает? Сплошную массу беспорядочно движущихся животных, насекомых, рыб, людей. Характерно для народной русской речи. Этимологически связано с латинским словом «кистет», что означает «двигаться», «шевелиться». Образовано путем частичного повторения корня глагола кишеть. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия).
Пока весь класс пишет текст под диктовку, один учащийся делает на доске морфологический разбор слова изредка.
– Скажите, какую роль выполняют наречия в данном тексте художественного стиля. (Необходимо еще раз вернуться к теме записанного текста, чтобы логично перейти к домашнему заданию).
6. Домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру «Лучшие минуты моего детства», используйте наречия.
7. Итог урока.
– Наш урок подходит к концу. Посмотрите на план, который у нас получился. Расскажите о наречии изредка по составленному на уроке плану. (План, составляемый в ходе урока, записан на доске, в сильном классе можно план закрыть при ответе). Звучит монологический ответ по теме урока.
- Что такое наречие?
- Какие слова может пояснять наречие?
- Как отличить наречие в степени от прилагательного в степени?
- Каковы способы словообразования наречий?
- Какова синтаксическая роль наречия?
- Как работает наречие в разных типах и стилях?
– Подведем итог урока. Вернемся к целям нашего занятия. (Учащиеся возвращаются к целям урока, делают вывод об успешности их реализации).
8. Рефлексия. Оценивая свою работу на уроке, ответьте на вопрос: Все ли мне было понятно на уроке? Что нужно мне еще повторить к завтрашней контрольной работе?