Цели урока:
- повторить правила написания Ь на конце слов после шипящих;
- продолжать учить детей работать в группе;
- закреплять умения различать слова по частям речи;
- развивать речь, мышление учащихся.
План урока:
- Организационный момент.
- Орфографическая пятиминутка.
- Повторение материала прошлого урока.
- Работа по теме урока. Повторение и закрепление.
- Итог урока. Обобщение.
- Задание на дом.
Оборудование:
- Учебник.
- Школьная доска.
- Рабочие и орфографические тетради.
- Карточки для индивидуальной работы.
- Два вида карточек для групповой работы.
- Сравнительная таблица.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Проверка готовности к уроку: на парте лежат тетради, письменные принадлежности, учебник;
- Приветствие учителя.
II. Орфографическая пятиминутка.
- Разве можно без улыбки
Видеть Кузины ошибки:
«Налител я на сугроп
И расшип себе я лоп.
Очень болно и обидно,
Глас под шышкою не видно».
– Быстро Кузе помогайте,
Все ошибки исправляйте.
(Учащиеся записывают предложение в исправленном виде и называют орфограммы, которые необходимо вспомнить, чтобы правильно писать слова).
III. Повторение изученного материала на прошлом уроке.
1) Индивидуальная работа по карточкам.
Указать в скобках графически место орфограммы «Буквы О – Ё после шипящих и Ц» Шёпот (___) , зайчонок (___), девчонка (___), шёлк (___). |
2) повторение правила написания букв О – Ё после шипящих и Ц;
3) рассказывание стихотворения М. Грозовского (упр. 3, стр. 39).
IV. Работа по теме урока: повторение правила написания мягкого знака на конце слов после шипящих.
1) Работа по учебнику.
– Откройте учебник на стр. 39, прочитайте тему сегодняшнего урока (один из учеников читает вслух)
– Работа с рубрикой «Вспомни материал, изучавшийся ранее».
Когда на конце слов после шипящих пишется мягкий знак? (ответить на этот вопрос помогут детям столбики слов на стр. 39).
– Обсуждение текста в учебнике на стр. 40 (необходимо определить, кто из ребят, участвующих в диалоге, прав).
Вывод: мягкий знак не всегда обозначает мягкость согласного, в словах рожь, помощь, ночь указывает на то, что слово относится к 3 – ему склонению.
2) Работа по группам.
а) каждая группа получает карточки со словами. Необходимо разложить слова на три группы: имена существительные 1-го и 2-го склонения, имена существительные 3-го склонения, краткая форма прилагательных.
Молодёж (?) |
Доч(?) |
Плащ(?) |
Много дач(?) |
Хорош(?) |
Чертёж(?) |
Мало задач(?) |
Ландыш(?) |
Малыш(?) |
Пригож(?) |
Колюч(?) |
Жду встреч(?) |
Реч(?) |
Стриж(?) |
Калач(?) |
Кирпич(?) |
Сторож(?) |
Мыш(?) |
Врач(?) |
Экипаж(?) |
– Проверка выполнения данного задания (каждая группа по очереди называют слова, которые они отнесли к сущ. 1-го и 2-го склонения, к 3-ему склонению, к прилагательным в краткой форме). Свой выбор учащиеся аргументируют.
б) каждой группе выдаётся задание на листочке: прочитайте словосочетания с «зазеркальными» словами. Подумайте, какого рода могли быть эти имена существительные и как их нужно написать. Докажите ответ.
Весёлый курш…, глухая перч…, молодая сморш…, голубая верч…, светлый кранш…, устный жорч…, звёздная чапрч… |
в) выборочный диктант. Записать в тетрадь слова с мягким знаком на конце слов после шипящих.
Овощ, кураж, сушь, плащ, вираж, мощь, Васильевич, помощь, нет рощ, дочь, дичь, чушь, малыш, ковш, брешь.
За каждое правильно выполненное задание группа получает 3 балла. Максимальное количество баллов – 9. Активная работа в группе влияет на выставление итоговой отметки за урок. Ребята самостоятельно оценивают свою работу и работу каждого члена команды.
3) Работа в орфографической тетради.
V. Итог урока, обобщение изученного материала.
Ь пишется |
Ь не пишется |
1. У существительных 3-го склонения. |
1. У существительных мужского рода и женского рода 1-го склонения в Р.п. во множественном числе. |
|
2. У прилагательных в краткой форме. |
– Приведите свои примеры по каждому пункту таблицы.
VI. Задание на дом.
Стр. 40, упр. 2; стр. 41, упр. 3 (подготовка к словарному диктанту).