Урок по окружающему миру в 3-м классе "Вода в жизни человека" (УМК "Гармония")

Разделы: Начальная школа


Процесс информатизации современного общества требует от каждого человека умения пользоваться персональным компьютером.

Использование компьютерных технологий обучения школьных предметов, в частности окружающего мира, способствует:

  • формированию навыков работы с компьютером;
  • формированию умений использовать информационные технологии в процессе обучения;
  • возможности увеличения объема нового материала на уроке и сокращению времени на его объяснение;
  • активизации процесса обучения.

Компьютерные технологии, в частности презентации, как наглядные пособия, помогают учителю излагать учебный материал, развивают навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету.

Использование презентаций открывает более широкие возможности для творческого преподавания, как окружающего мира, так и других предметов, обеспечивает политехнический принцип обучения, дифференцированный и личностно-ориентированный (при проведении урока в кабинете информатики) подходы в обучении.

Хотим поделиться опытом применения компьютерных технологий на уроках по окружающему миру.

Цель методической разработки – ознакомить с системой изложения учебного материала, показать, где и каким образом можно применять на уроке разработанные слайды.

Цель использования компьютерных технологий – способствовать интенсификации учебного процесса, повышать мотивацию учения, то есть повысить мысленную активность учащихся, пробуждать их творческие способности.

Сегодня уже общепринято, что использование учебных фильмов, компьютерных технологий и дидактических игр в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество знаний и умений.

Показ слайд-фильма сопровождается пояснениями (возможен показ, как со звуковым сопровождением, так и без него, с пояснениями учителя по кадрам или в автоматическом режиме смены слайдов). На следующем уроке фильм можно использовать для того, чтобы проверить, насколько усвоен материал. Учитель демонстрирует на экране тот или иной слайд и задает контрольные вопросы. Ответы могут быть как устными, так и письменными.

Данная разработка демонстрирует использование презентации при проведении урока по окружающему миру в третьем классе, на примере урока по теме: “Вода в жизни человека”.

Цели:

  • сформировать знания о воде, ее свойствах и состояниях ;
  • дать представление о круговороте воды в природе;
  • дать представление об охране воды, о пользе, которую приносит вода человеку;
  • расширить и обобщить знания об окружающем.

Проблемный вопрос: Что такое вода, какую пользу приносит вода человеку?

Оборудование:

  • банка с водой;
  • подкрашенный лед;
  • таблицы со словарными словами;
  • пробирка;
  • сухое горячее;
  • стекло;
  • современная мультимедийная энциклопедия «Кирилла и Мефодия»

Ход урока

Учитель. Как вы думаете какое вещество играет самую важную роль в жизни человека? Вы наверное уже догадались, что сегодня мы с вами будем говорить о воде. И так тема нашего урока: «Вода в жизни человека».

«А потому что без воды и не туды и не сюды…», – пелось в старой песне. Не совсем научно, но верно – вода является основой жизни на Земле. Вряд ли есть человек, который не знает, как выглядит вода. При положительных температурах это жидкость без цвета (в толще она кажется голубоватой), запаха и вкуса. Запах и вкус появляются из-за примесей.

Учитель. Человек на 80 процентов состоит из воды.

Море состоит из соленой воды, которая содержит все известные на земле химические элементы – всего более ста. Натрий и хлор – основные компоненты поваренной соли – составляют 85 процентов солей, растворенных в море. Кроме них в морской воде есть кальций, магний и даже немного мышьяка и золота.

Читает со слайда подготовленный ученик.

Учитель демонстрирует опыт с цветным льдом. Дети приходят к выводу, о том, что лед легче воды.

Учитель. Какие три состояния воды вы знаете?

Учитель демонстрирует опыт с нагревом воды. Сначала в колбу ложем лед, затем постепенно нагреваем, доводим до кипения и с помощью стекла демонстрируем капельки воды, в которые превращаемся пар. Можно использовать диск с демонстрацией из мультимедийной энциклопедии «Кирилла и Мефодия».

Читает со слайда подготовленный ученик.

Выступление ученика с сообщением: «Круговорот воды в природе».

Почему вода на небе никогда не кончается, если оттуда часто идут дожди?

Дело в том, что вода в природе совершает путешествие по кругу. Вначале она превращается в пар, испаряясь с поверхности моря. Пар, поднимаясь в воздух, превращается в облака. Из облаков проливается дождь. Дождевая вода стекает в реку, оттуда она попадает в море и вскоре опять начинает испаряться. Все вместе это называется круговоротом воды в природе.

Учитель. Как вы думаете, что такое молекула? Далее словарная работа на слайде.

Читает со слайда подготовленный ученик.

Учитель. А знаете ли вы?

Учитель. В последнее время люди перестали беречь воду все чаще можно увидеть груды мусора на берегах водоемов.

Выступление ученика с сообщением: «Охрана водных источников, окружающей среды».

Человек, с того времени как он стал человеком, создает вокруг себя среду искусственную и изменяет среду природную. Совсем остановить этот процесс невозможно, но возможно держать его под контролем.

Ведь изменения природной среды могут быть желательными (вместо болотца посажен лес, разбит сад) и нежелательными (вместо цветущих степей пролегла пустыня, отравлена вода в реке, воздух отравлен). Некоторые природные изменения не затрагивают впрямую интересы человека, но с исчезновением каждого вида мир становится беднее. Конечно, вернуть мир к первобытности невозможно и не нужно. Но человек обязан учитывать последствия любых своих действий. Захотели осушить болото – проверьте, не питает ли оно истоки реки. Хотите выпускать продукцию – посчитайте, сколько будет отходов и как от них избавиться.

Человек не должен жить ценностями одного дня – хищнически вырубить лес, продать его и на эти деньги жить там, где травка еще зеленеет. Поэтому в большинстве стран мира приняты законы об охране окружающей среды. За их исполнением следят многочисленные служащие, чаще всего экологическая полиция. Если кто-то видит, как вырубают деревья, предприятие выбрасывает сточные воды или грязный воздух, надо сообщить в экологическую полицию.

Ученик.

Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине
Черные, раскачивая пятна.
На крутой, разгневанной волне
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги,
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету
Широко шагает этот век,
На Земле уж белых пятен нету
Черные сотрешь ли, человек?

Учитель.

  • Как вы думаете, какую пользу приносит человеку вода?
  • Где еще используют воду?

Читает со слайда подготовленный ученик.

Читает со слайда подготовленный ученик.

Учитель. Мы сегодня очень много узнали о воде, давайте проверим, что вы запомнили больше всего. Сейчас я предложу вам два варианта заданий, выберите тот вариант, который вам понравится.

Учитель. Проверьте задания друг у друга и поставьте оценку. а сейчас повторим, что же нового мы узнали сегодня на уроке.

Учитель. Спасибо за урок.