Цели:
- Развивать умение находить суффиксы в словах.
- Обогащать словарный запас учащихся, развивать коммуникативные навыки, творческие способности на уроке.
- Прививать интерес к русскому языку; расширять кругозор, воспитывать чувство культуры и интеллектуального труда. Мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация.
Тип урока: урок повторения.
Оборудование: суффиксы: -ушк-, -чик-, -ик-, -ищ-; слова: баркас, яхта, корабль, лайнер, капитан, матрос, юнга, кок, боцман; словари: толковый, орфографический, этимологический. Учебник: Р.Н.Бунеев «Русский язык», «Баласс» 2005 г.; мультимедийное оборудование.
ХОД УРОКА
I. Вступление (звучит песня)
– Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок-путешествие. Путешествие полное приключений, опасностей и неожиданностей, путешествие к земле знаний.
Приложение 1. Слайд 1 (вылет 1)
– Как вы думаете, на чем мы будем
путешествовать? (Ответы детей)
– Как вы догадались?
Приложение 1. Слайд 1 (вылет 2)
– А на чем еще можно путешествовать по морям? (Ответы детей)
На доске появляется запись (учитель поясняет незнакомые слова):
Баркас (это большая многовесельная лодка),
яхта (бывает спортивная или прогулочная),
лайнер (быстроходное судно для перевозки пассажиров, регулярно выполняет рейсы).
– Какими качествами должны обладать
путешественники? (Упорством,
наблюдательностью, терпением, знаниями)
– Вы обладаете этими качествами? Вот мы и
проверим.
– Как вы думаете кто самый главный на корабле? (Капитан)
– Какие профессии есть еще на корабле?
На доске появляется запись (учитель поясняет незнакомые слова):
Матрос,
Юнга (молодой неопытный матрос),
Кок (повар),
Боцман (начальник палубной команды, выполняет хозяйственные работы),
Лоцман (человек, хорошо знающий дно, а еще так называют рыбу, которая плывет вслед за акулой и подбирает остатки пищи).
– В каком из словарей можно посмотреть значение неизвестного слова? (Ответы детей)
На доске появляется запись:
А) Толковом
Б) Орфографическом
В) Этимологическом
– Прошу всех занять свои места (положение стула, осанка). Открыть бортовые журналы (тетради)… Какую дату запишем в бортовом журнале? (Записывают дату и классная работа) – На доске сказочная карта знаний, на ней указан наш маршрут.
Приложение 1. Слайд 2
II. Чистописание
– Мы отправляемся в плавание. Помашем всем тем кто нас провожает. Счастливого пути! (Машут руками – разминка для рук). А отправляемся мы из порта Чистописания.
Приложение 1. Слайд 3
– Прочитайте слова и предложите задание для
минутки чистописания: дом, вод, ушк, мир, кол, бег (Найти
лишнее – суффикс).
– Запишите -ушк- (верхнее
соединение)
– Подберите и запишите 3 слова с этим суффиксом.
– Чем же будем заниматься на уроке? Назовите
тему.
Приложение 1. Слайд 4: «Развитие умения находить суффиксы в словах»
– Что мы знаем о суффиксе?
– Какое умение развиваем?
– Какие суффиксы мы встречали на предыдущих
уроках?
III. Словарная работа
– Вперед! Вот уже мы в море Словарных слов.
Приложение 1. Слайд 5 (вылет 1)
– Прочитаем слова:
Трамвай –
стакан –
барабан –
– Спишите их, поставьте ударение (с
комментированием ученик работает у доски; дети
оценивают работу)
– Жил был суффикс -чик-. Он был
такой ласковый, такой добрый, что все слова, к
которым он подходил, сразу же превращались в
таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс.
Запишите, какие слова получатся.
– Обменялись бортовыми журналами и проверьте
своего соседа по слайду.
Приложение 1. Слайд 5 (вылет 2)
– Оцените его работу: нет ошибок – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3.
Трамвай – трамвайчик,
стакан – стаканчик,
барабан – барабанчик
– Встаньте, кто справился с заданием на 5, на 4, на 3.
Вывод: Какую роль играет суффикс -чик-? Он делает слово ласковым и носит уменьшительное значение. (По ходу урока все суффиксы, встречающиеся на уроке, вывешиваются на доску).
Приложение 1. Слайд 5 (вылет 3)
– Какое умение отрабатывали? (Ответы детей)
– Составьте устно словосочетания с новыми
словами.
IV. Повторение
– Мы приближаемся к острову Повторения.
Приложение 1. Слайд 6
Работа по учебнику с.79 №126 (С комментированием у доски)
На доске появляется запись, сделанная учеником:
Нос, носик, носище,
хвост, хвостик, хвостище.
Вывод:
– Какой суффикс любят в стране великанов? (-ищ-)
– А какой в стране лилипутов? (-ик-)
– Оцените ответ ученика у доски.
– С какой целью выполняли это упражнение?
– Вдали виден мыс Ошибок (Гимнастика для глаз).
Приложение 1. Слайд 7
– Мы видим письмо мальчика своему другу. В нем
он сообщает: «На нашей улице вырос многоэтажный
домик. Моего старшего братишку взяли в армию, а
старшая сестренка учится в университете». SOS!
Помогите мне исправить ошибки мальчика. (Ответы
детей с комментированием)
– Какой совет вы бы дали мальчику?
Вывод: нужно быть очень внимательным в подборе суффиксов.
VI. Физкультминутка
Приложение 1. Слайд 8
Штормы и ветры нам не страшны. (Руки вверх, машут ими)
Ждут берега нас далекой страны. (Руку ко лбу)
Пусть бури и ветры с тобой верный друг (Руки вверх, машут ими)
И помощь протянут тебе сорок рук. (Руки вперед)
Будь смел и отважен –
Прочти много книг,
В большом море знаний
Плыви, ученик.
К заветной мечте и чудесной земле.
В нагруженном знаниями корабле!(плывем)
– Займите места в своих каютах (положение стула, осанка).
VII. Закрепление
– Мы попали в залив фразеологизмов. Давайте вспомним, что это такое?
Приложение 1. Слайд 9
Приложение 1. Слайд 10 (вылет 1)
Морской волк –
море по колено –
ждать у моря погоды –
капля в море –
– Объясните смысл. (Дети поясняют смысл фразеологизмов)
Приложение 1. Слайд 10 (вылет 2, 3, 4, 5)
Морской волк – опытный моряк;
море по колено – все нипочем;
ждать у моря погоды – бездействовать;
капля в море – очень мало.
– Найдите однокоренные слова. Запишите. Какой суффикс встретился? Составьте и запишите предложение, подчеркните все знакомые орфограммы. (Ученик работает у доски с комментированием)
Групповая работа (по карточкам)
Приложение 1. Слайд 11
– Мы с вами в океане Дружбы. Какой на море шторм. Мы с вами дружная команда? Тогда нам не страшно. Под парусами вьются на ветру яркие флажки. В каждом из них задания для бригад экипажа. Готовим сообща, один рапортует.
Командам раздаются флажки.
Вычеркни лишнее:
приставка
корень суффикс предлог окончание |
Присоедини нужные суффиксы к слову
Лес |
Выбери слова с одинаковым суффиксом
снежинка |
(Если группа не справится дать совет – нужно подобрать как можно больше однокоренных слов)
Выберите правильное определение
Суффикс – это: часть речи |
Вставь пропущенные слова
Суффикс
служит для …
|
Команды рапортуют о выполненных заданиях. И проверяют правильность выполнения по слайдам.
Приложение 1. Слайды 12, 13,14,15,16.
– Какие знания закрепляли?
– Какие умения отрабатывали?
– Что знали раньше, а что узнали сегодня?
– Если правильно сложить флажки, можно узнать,
что увидел вдалеке капитан судна.
Учащиеся складывают из флажков слово «ЗЕМЛЯ».
X. Подведение итогов
– Вдали видна Земля Знаний.
Приложение 1. Слайд 17
– С каждым уроком, с каждой новой книгой мы
приближаемся к ней. Сегодня наше путешествие
подошло к концу. Сколько чудесных походов в
мечтах и наяву ждет вас впереди.
По океану книг, через океан языкознания и многие
другие моря вы обязательно придете к Земле
знаний.
XI. Домашнее задание
Приложение 1. Слайд 18 С. 82 № 130 или найти 5 фразеологизмов о воде.