Урок русского языка (2-й класс, «Школа-2100») «Развитие умения находить суффиксы в словах»

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Развивать умение находить суффиксы в словах.
  • Обогащать словарный запас учащихся, развивать коммуникативные навыки, творческие способности на уроке.
  • Прививать интерес к русскому языку; расширять кругозор, воспитывать чувство культуры и интеллектуального труда. Мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация.

Тип урока: урок повторения.

Оборудование: суффиксы: -ушк-, -чик-, -ик-, -ищ-; слова: баркас, яхта, корабль, лайнер, капитан, матрос, юнга, кок, боцман; словари: толковый, орфографический, этимологический. Учебник: Р.Н.Бунеев «Русский язык», «Баласс» 2005 г.; мультимедийное оборудование.

ХОД УРОКА

I. Вступление (звучит песня)

– Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок-путешествие. Путешествие полное приключений, опасностей и неожиданностей, путешествие к земле знаний.

Приложение 1. Слайд 1 (вылет 1)

– Как вы думаете, на чем мы будем путешествовать? (Ответы детей)
– Как вы догадались?

Приложение 1. Слайд 1 (вылет 2)

– А на чем еще можно путешествовать по морям? (Ответы детей)

На доске появляется запись (учитель поясняет незнакомые слова):

Баркас (это большая многовесельная лодка),
яхта (бывает спортивная или прогулочная),
лайнер (быстроходное судно для перевозки пассажиров, регулярно выполняет рейсы).

– Какими качествами должны обладать путешественники? (Упорством, наблюдательностью, терпением, знаниями)
– Вы обладаете этими качествами? Вот мы и проверим.
– Как вы думаете кто самый главный на корабле? (Капитан)
– Какие профессии есть еще на корабле?

На доске появляется запись (учитель поясняет незнакомые слова):

Матрос,
Юнга (молодой неопытный матрос),
Кок (повар),
Боцман (начальник палубной команды, выполняет хозяйственные работы),
Лоцман (человек, хорошо знающий дно, а еще так называют рыбу, которая плывет вслед за акулой и подбирает остатки пищи).

– В каком из словарей можно посмотреть значение неизвестного слова? (Ответы детей)

На доске появляется запись:

А) Толковом
Б) Орфографическом
В) Этимологическом

– Прошу всех занять свои места (положение стула, осанка). Открыть бортовые журналы (тетради)… Какую дату запишем в бортовом журнале? (Записывают дату и классная работа) – На доске сказочная карта знаний, на ней указан наш маршрут.

Приложение 1. Слайд 2

II. Чистописание

Мы отправляемся в плавание. Помашем всем тем кто нас провожает. Счастливого пути! (Машут руками – разминка для рук). А отправляемся мы из порта Чистописания.

Приложение 1. Слайд 3

– Прочитайте слова и предложите задание для минутки чистописания: дом, вод, ушк, мир, кол, бег (Найти лишнее – суффикс).
– Запишите -ушк- (верхнее соединение)
– Подберите и запишите 3 слова с этим суффиксом.
– Чем же будем заниматься на уроке? Назовите тему.

Приложение 1. Слайд 4: «Развитие умения находить суффиксы в словах»

– Что мы знаем о суффиксе?
– Какое умение развиваем?
– Какие суффиксы мы встречали на предыдущих уроках?

III. Словарная работа

– Вперед! Вот уже мы в море Словарных слов.

Приложение 1. Слайд 5 (вылет 1)

– Прочитаем слова:

Трамвай –
стакан –
барабан –

– Спишите их, поставьте ударение (с комментированием ученик работает у доски; дети оценивают работу)
– Жил был суффикс -чик-. Он был такой ласковый, такой добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. Запишите, какие слова получатся.
– Обменялись бортовыми журналами и проверьте своего соседа по слайду.

Приложение 1. Слайд 5 (вылет 2)

– Оцените его работу: нет ошибок – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3.

Трамвай – трамвайчик,
стакан – стаканчик,
барабан – барабанчик

– Встаньте, кто справился с заданием на 5, на 4, на 3.

Вывод: Какую роль играет суффикс -чик-? Он делает слово ласковым и носит уменьшительное значение. (По ходу урока все суффиксы, встречающиеся на уроке, вывешиваются на доску).

Приложение 1. Слайд 5 (вылет 3)

– Какое умение отрабатывали? (Ответы детей)
– Составьте устно словосочетания с новыми словами.

IV. Повторение

– Мы приближаемся к острову Повторения.

Приложение 1. Слайд 6

Работа по учебнику с.79 №126 (С комментированием у доски)

На доске появляется запись, сделанная учеником:

Нос, носик, носище,
хвост, хвостик, хвостище.

Вывод:

– Какой суффикс любят в стране великанов? (-ищ-)
– А какой в стране лилипутов? (-ик-)
– Оцените ответ ученика у доски.
– С какой целью выполняли это упражнение?
– Вдали виден мыс Ошибок (Гимнастика для глаз).

Приложение 1. Слайд 7

– Мы видим письмо мальчика своему другу. В нем он сообщает: «На нашей улице вырос многоэтажный домик. Моего старшего братишку взяли в армию, а старшая сестренка учится в университете». SOS! Помогите мне исправить ошибки мальчика. (Ответы детей с комментированием)
– Какой совет вы бы дали мальчику?

Вывод: нужно быть очень внимательным в подборе суффиксов.

VI. Физкультминутка

Приложение 1. Слайд 8

Штормы и ветры нам не страшны. (Руки вверх, машут ими)
Ждут берега нас далекой страны. (Руку ко лбу)
Пусть бури и ветры с тобой верный друг (Руки вверх, машут ими)
И помощь протянут тебе сорок рук. (Руки вперед)

Будь смел и отважен –
Прочти много книг,
В большом море знаний
Плыви, ученик.
К заветной мечте и чудесной земле.
В нагруженном знаниями корабле!
(плывем)

– Займите места в своих каютах (положение стула, осанка).

VII. Закрепление

– Мы попали в залив фразеологизмов. Давайте вспомним, что это такое?

Приложение 1. Слайд 9

Приложение 1. Слайд 10 (вылет 1)

Морской волк –
море по колено –
ждать у моря погоды –
капля в море –

– Объясните смысл. (Дети поясняют смысл фразеологизмов)

Приложение 1. Слайд 10 (вылет 2, 3, 4, 5)

Морской волк – опытный моряк;
море по колено – все нипочем;
ждать у моря погоды – бездействовать;
капля в море – очень мало.

Найдите однокоренные слова. Запишите. Какой суффикс встретился? Составьте и запишите предложение, подчеркните все знакомые орфограммы. (Ученик работает у доски с комментированием)

Групповая работа (по карточкам)

Приложение 1. Слайд 11

– Мы с вами в океане Дружбы. Какой на море шторм. Мы с вами дружная команда? Тогда нам не страшно. Под парусами вьются на ветру яркие флажки. В каждом из них задания для бригад экипажа. Готовим сообща, один рапортует.

Командам раздаются флажки.

Вычеркни лишнее:

приставка
корень
суффикс
предлог
окончание

Присоедини нужные суффиксы к слову

Лес
-онк, -ник, -ищ, -ок

Выбери слова с одинаковым суффиксом

снежинка
осинка
пылинка
изюминка

(Если группа не справится дать совет – нужно подобрать как можно больше однокоренных слов)

Выберите правильное определение

Суффикс – это:

часть речи
часть слова
главная часть слова

Вставь пропущенные слова

Суффикс служит для …

 

 

Команды рапортуют о выполненных заданиях. И проверяют правильность выполнения по слайдам.

Приложение 1. Слайды 12, 13,14,15,16.

– Какие знания закрепляли?
– Какие умения отрабатывали?
– Что знали раньше, а что узнали сегодня?
– Если правильно сложить флажки, можно узнать, что увидел вдалеке капитан судна.

Учащиеся складывают из флажков слово «ЗЕМЛЯ».

X. Подведение итогов

– Вдали видна Земля Знаний.

Приложение 1. Слайд 17

– С каждым уроком, с каждой новой книгой мы приближаемся к ней. Сегодня наше путешествие подошло к концу. Сколько чудесных походов в мечтах и наяву ждет вас впереди.
По океану книг, через океан языкознания и многие другие моря вы обязательно придете к Земле знаний.

XI. Домашнее задание

Приложение 1. Слайд 18 С. 82 № 130 или найти 5 фразеологизмов о воде.

Приложение 2