Особенность курса черчения в средней общеобразовательной школе – его чрезмерная сжатость. Традиционное обучение характеризуется односторонней активностью преподавателя и малой активностью учащихся на уроках. Даже при выполнении многих самостоятельных заданий и упражнений преследуется одна и та же цель: как можно лучше закрепить те или иные знания и умения при действиях в основном с теми задачами, способ решения которых уже детально показан ранее, что значительно уменьшает возможность развития самостоятельности мышления. В связи с этим передо мной встал вопрос: как построить обучение, чтобы процесс познания стал интересен, значим для учащихся? Изучив множество литературы, я пришла к выводу, что для того, чтобы усилия учителя были эффективны, необходимо, чтобы уроки имели эмоциональную основу, стали совместным процессом познания, где знания добываются в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем.
Психологами доказано, что по сравнению с индивидуальной работой по схеме «учитель – ученик» внутригрупповое сотрудничество в решении тех же задач повышает эффективность обучения не менее чем на 10%.
Методику организации интерактивного обучения я нашла у Е.В.Коротаевой, но в результате её освоения «подстроила под себя».
Главная особенность данной методики заключается в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности. На уроке учитель объединяет учеников в группы . Каждая группа получает одно конкретное задание и чёткие инструкции по его выполнению. Каждый ученик в своей группе играет определённую роль, которую ему выбирает учитель (капитан, штурман, секретарь, докладчик и т.д.). Группа по отношению к каждому ее члену оказывается микрокосмосом, отражающим весь внешний мир. Смысл групповой работы в том, чтобы опыт, который ребенок приобрел в специально созданной среде (знания, умения), смог перенести во внешний мир и успешно его использовать. В то же время очень важно, чтобы в процессе происходящих в группе взаимодействий осознавалась ценность других людей и формировалась потребность в общении с ними, в их поддержке.
Если какая-то из групп справилась с заданием раньше остальных, то необходимо занять эту группу ещё чем-то. Обязательным является награда за групповое усилие, чтобы закрепить этот метод работы среди учеников.
При интерактивном обучении необходимо следить,
чтобы обязательно были решены две основные
функции: решение постановочных задач и оказание
поддержки членам группы в ходе совместной
работы. Эффективность обучения во многом зависит
от благоприятного эмоционального климата
микрогруппы.
На начальном этапе лучше всего вырабатывать
приемы коллективной деятельности в комфортной
среде. Когда дети привыкнут к работе в группах,
нужно постепенно менять состав групп и приучать
к работе с обязательным сменным составом.
На первых порах формирую группы по «желанию». Плюсы этого:
- учитываются межличностные связи школьников;
- формируется располагающая к общению обстановка;
- снимается напряжение;
- укрепляется «чувство локтя», уверенности в поддержке.
Но есть и минусы:
- формируются группы не равные друг другу по количеству и качеству;
- в группе может сложиться «попустительская» атмосфера;
- за пределами групп могут остаться ученики, которые относятся к «пренебрегаемым», что может разрушить внутриколлективные связи в классе.
При формировании групп необходимо принимать во внимание и задачи урока. Если целью урока является получение новых знаний (урок изучения нового материала), я формирую группы так, чтобы сильные ученики были «перемешаны» со слабыми. При этом учитываю, что этот сильный должен быть доброжелательным и терпеливым партнером. А если цель урока – проверка знаний (урок закрепления знаний, умений и навыков или повторительно-обобщающий урок), то могу «сильных» учеников соединить в отдельную группу и дать более сложное задание. Кроме того, при работе в группе я предлагаю учащимся задачи, которые вынуждают детей общаться друг с другом, искать друг у друга помощи, обмениваться мнением. Очень часто использую элементы проблемного обучения, занимательные задачи, задачи на развитие пространственного мышления, кроссворды и т.д.
Приучаю детей к тому, что каждый может выдвинуть любую, самую фантастическую идею, что каждый ученик имеет право на ошибку. И ни в коем случае нельзя подвергать насмешкам своих товарищей. Ученики должны критиковать идеи, а не личности. Тем более выносить все за рамки урока. В совместной работе все должны быть участниками, а целью совместной деятельности должно быть нахождение лучшего решения. Для того, чтобы интерактивное обучение было эффективным, я стараюсь организовать учебное пространство так, чтобы учащиеся сидели лицом друг к другу. Причем, каждый раз ищу наиболее оптимальные варианты расстановки учебных парт в зависимости от количества групп и количества учеников в группах. Это могут быть такие варианты:
Особенно дети любят работать в таких динамичных парах, как «хоровод» (схема Г) Ученики дома готовят разнообразные вопросы по заданной теме и ответы на них. В классе учащиеся делятся на 2 равные группы, которые образуют два круга – внутренний и внешний. Ученики из внутреннего круга в течении всей работы остаются на месте. Они задают вопрос тем ученикам, которые сидят перед ними. При правильном ответе отвечающий получает жетон, при неправильном – задающий вопросы должен наводящими вопросами заставить ученика дать правильный ответ (или, в случае если ученик не может ответить на заданный вопрос, ответить на свой вопрос сам.) Те учащиеся, которые находятся во внешнем круге, после каждого мини-диалога двигаются и каждый раз оказываются перед новым собеседником. После прохождения всего круга, ученики меняются местами и теперь уже те, кто до этого отвечал на вопросы, будут их задавать. Конечно, вполне возможно, что вопросы будут повторяться, но вследствие этого заметно возрастает и степень усвоения. В конце урока оценки выставляют сами ученики друг-другу, учитывая полученные жетоны.
Работу в динамичных парах я планирую на уроке закрепления знаний, умений и навыков или на повторительно-обобщающем уроке.
Таким образом, при интерактивном обучении, ученики могут осваивать мини-диалог в самых разнообразных формах. Методы организации учебно-познавательной деятельности при этом я выбираю самые разные, в зависимости от темы и цели урока, возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовленности, с учётом моих возможностей. Очень часто, при проведении урока закрепления знаний, умений и навыков или повторительно-обобщающего урока, я использую дидактическую игру, во время которой мы:
- путешествуем по странам, где зарождалась наука черчение;
- летим на планету, где живут люди и животные, имеющие форму простых геометрических тел;
- становимся дизайнерами и создаём чертежи новых игрушек, в основе которых используется сопряжение и деление окружности на части и др.
Чтобы учащиеся не «замкнулись» в себе, не боялись высказывать своё мнение, необходимо стараться не скупиться на позитивные оценки, в каждом ребенке увидеть что-то, за что его можно похвалить.
Если формы учебного диалога используются регулярно, то у школьников к концу года формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказывать неправильное мнение, устанавливаются доверительные отношения с учителем и друг другом. У детей развиваются статические и динамические пространственные представления. Кроме того, такие уроки побуждают к нестандартному мышлению.
Используя интерактивные технологии можно осваивать учебный материал, включая в учебный процесс мотивационную сферу ученика, придумывать что-то новое, то, что сделает урок ярким, интересным и запоминающимся.
Используемая литература:
- Е.В.Коротаева «Директор – учитель – ученик: пути взаимодействия». М.2000 г.
- М.В. Кларин «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках». М 1994 г.
- Г.А.Цукерман «Виды общения в обучении» Томск, 1993 г.