Тема: Москва – столица России.
Цели урока:
- Образовательные:
- сформировать представление об ЭГП Москвы, главных направлениях хозяйственного развития города, основных функциях Москвы;
- закрепить понятия: функции городов, городская агломерация.
- Развивающая:
- развивать умения показывать на карте Московскую городскую агломерацию;
- объяснять влияние Москвы на политическую, экономическую, культурную жизнь страны;
- развивать умение работать с дополнительной литературой, составлять схемы, навыки географических исследований, интерес к изучаемому предмету, творческие способности учащихся;
- совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля, стимулировать любознательность.
- Воспитательная:
- формировать национальное самосознание, гордость за Отечество;
- содействовать развитию умения общаться между собой;
Оборудование: социально-экономическая карта Центральной России, Физическая карта России, А.И Алексеев: География России: учеб. для 8-9 кл., карта Атласа 9 кл. с.34, 36, Ром В.Я., Дронов В.П: учеб. для 9 кл. География России, компьютерная презентация « Москва – столица России”(Приложение 2), карточки-задания, карточки рефлексии на каждого ученика (Приложение 1) , дополнительный материал о Москве , сигнальные карточки – флажки, песня О. Газманова «Москва, звонят колокола», набор иллюстраций по теме , размещенный на компьютерах.
Форма урока: работа в группах за компьютерами
Тип урока: практикум
План урока.
1 этап. Поисково-исследовательский: краткая
формулировка задач, поиск и анализ проблемы.
Организационная часть: название темы урока,
формулировка целей урока. 2
этап. Технологический (выполнение заданий).
3 этап. Практическая реализация проекта.
4 этап. Внесение необходимых изменений
5 этап. Заключительный – на доске
выписаны цели урока (закрыты от учащихся):
Знать: ЭГП Москвы, главные направления хозяйственного развития города. Основные функции Москвы. Уметь: показывать на карте Московскую городскую агломерацию, объяснять влияние Москвы на политическую, экономическую, культурную жизнь страны.
Дети входят в класс под песню О. Газманова «Москва, звонят колокола».
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность детей | |||||
1 этап. Поисково-исследовательский: краткая формулировка задач, поиск и анализ проблемы. | ||||||
Приложение 2. Слайд №1 Приложение 2.Слайд №2 Юрий Долгорукий
Приложение 2.Слайд №3 (проблемные вопросы) |
Оргмомент – Города –
удивительное творение рук, ума, таланта
человека. Маяковский так написал:
«Начинается земля, как известно, от Кремля». Тема нашего урока : Москва – столица России. Корректирует цели и открывает их запись на доске Читает тест на слайдах
Древние греки рассказывали о дивной красоты птице, несколько напоминавшей орла: она жила 500 лет, а состарившись, сжигала себя в гнезде. Из пепла немедленно возникал новый Феникс, который жил ещё 500 лет, и т.д. В истории Москвы похожий сюжет повторяется многократно: город то и дело исчезал в пламени очередного пожара, но всякий раз возрождался из пепла. Читает текст и показывает иллюстрации с видами Москвы
Москва оказалась живучей как птица Феникс. Этим она обязана не волшебству, а своему географическому положению. Вопрос: Какие особенности ГП Москвы способствовали превращению её в собирательницу русских земель и затем в столицу русского государства? Сообщает о порядке работы на уроке (постановка проблемы) Представьте, что вы являетесь рекламными
агентами туристической фирмы. Вам необходимо
сделать рекламу Подумать над проблемными вопросами, на которые дать ответ в конце урока |
отвечают на вопрос
формулируют цель урока
Ученик читает стихотворение М.Лермонтова
Слушают учителя, рассматривают иллюстрации
Думают над вопросом, ответ дадут позже
Слушают инструктаж,
Знакомятся с проблемными вопросами |
||||
2 этап. Технологический (выполнение заданий). | ||||||
Контроль Коррекция |
Подбор информации | |||||
3 этап. Практическая реализация проекта | ||||||
Контроль, стимуляция творческой активности | Самостоятельная работа над созданием проекта. Каждая группа, используя различные источники информации, выполняет задания, предлагаемые в инструктивных карточках,. обсуждение предстоящего выступления и оформления проекта. | |||||
4 этап. Внесение необходимых изменений | ||||||
Контроль Коррекция выполнения заданий Координация деятельности учащихся |
Правка, внесение необходимых
дополнений, изменений Оформление проекта (создание буклетов) |
|||||
5 этап. Заключительный | ||||||
Приложение 2. Слайд
№ 4 агломерация |
Оценка деятельности учащихся 1 группа сопровождает свой ответ показом на физической карте России Примерные ответы детей: 1) Расположение в междуречье Оки и Волги – в
месте их наибольшего сближения.
Покажите на экономической карте отрасли
специализации Москвы.
(Ф. Глинка) Если останется время: Игра «Верю, не верю». (При недостатке времени игру провести в начале следующего урока) 1. Год основания Москвы 1147 Сбор карточек рефлексии Итог: Что нового узнали? Домашнее задание. Объяснение его выполнения. § 23 , 2-3 уровень: ответить на в. 3-4 с. 119. |
Каждая группа отчитывается по итогам
работы, демонстрирует буклет; ученики - слушатели
задают вопросы выступающим ученикам.
Отчёт 2 группы
Отчёт 3 группы Отчёт 3 группы Отвечают на проблемные вопросы урока.
Делают вывод: Москва во все времена была лидером страны, играя самые сложные роли в развитии государства.
Показывают сигнальные карточки-флажки в случае согласия
Заполняют карточки рефлексии Отвечают на вопросы Записывают домашнее задание. |