Урок географии по теме "Москва — столица России"

Разделы: География


Тема: Москва – столица России.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • сформировать представление об ЭГП Москвы, главных направлениях хозяйственного развития города, основных функциях Москвы;
    • закрепить понятия: функции городов, городская агломерация.
  • Развивающая:  
    • развивать умения показывать на карте Московскую городскую агломерацию;
    • объяснять влияние Москвы на политическую, экономическую, культурную жизнь страны;
    • развивать умение работать с дополнительной литературой, составлять схемы, навыки географических исследований, интерес к изучаемому предмету, творческие способности учащихся;
    • совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля, стимулировать любознательность.
  • Воспитательная:
    • формировать национальное самосознание, гордость за Отечество;
    • содействовать развитию умения общаться между собой;

Оборудование:  социально-экономическая карта Центральной России, Физическая карта России,  А.И Алексеев: География России: учеб. для 8-9 кл.,  карта Атласа 9 кл. с.34, 36,  Ром В.Я., Дронов В.П: учеб. для 9 кл. География России,  компьютерная презентация « Москва – столица России”(Приложение 2), карточки-задания, карточки рефлексии на каждого ученика (Приложение 1) ,  дополнительный материал о Москве  , сигнальные карточки – флажки,   песня О. Газманова «Москва, звонят колокола»,  набор иллюстраций по теме , размещенный на  компьютерах.

Форма урока: работа в группах  за компьютерами 

Тип урока: практикум 

План урока.

1 этап. Поисково-исследовательский: краткая формулировка задач, поиск и анализ проблемы. Организационная часть: название темы урока, формулировка целей урока.        2 этап. Технологический (выполнение заданий).
3 этап. Практическая реализация проекта.
4 этап. Внесение необходимых изменений
5 этап. Заключительный – на доске выписаны цели урока (закрыты от учащихся):

Знать: ЭГП Москвы, главные направления хозяйственного развития города. Основные функции Москвы.                                                                                                                              Уметь: показывать на карте Московскую городскую агломерацию, объяснять влияние Москвы на политическую, экономическую, культурную жизнь страны.

Дети входят в класс под песню О. Газманова «Москва, звонят колокола». 

ХОД УРОКА

                                                                       Деятельность учителя Деятельность детей
1 этап. Поисково-исследовательский: краткая формулировка задач, поиск и анализ проблемы.
 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Слайд №1

Приложение 2.Слайд №2 Юрий Долгорукий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.Слайд №3 (проблемные вопросы)

 Оргмомент

– Города – удивительное творение рук, ума, таланта человека.  Маяковский так написал: «Начинается земля, как известно, от Кремля».
Как вы понимаете смысл этих слов?
Объявление темы, цели.

Тема нашего урока : Москва – столица России.
– Как вы думаете, почему нам нужно изучить эту тему?
– Сегодня вы совершите увлекательное заочное путешествие по столице нашей Родины – Москве.
– Сформулируйте цели урока.

Корректирует цели и открывает их запись на доске  

Читает тест на слайдах

Москва, Москва... люблю тебя как сын, 
Как русский, – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный. 
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном, 
Померяться главою и обманом 
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал 
Тебя пришлец: ты вздрогнул – он упал!
Вселенная замолкла... Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.

Древние греки рассказывали о дивной красоты птице, несколько напоминавшей орла: она жила 500 лет, а состарившись, сжигала себя в гнезде. Из пепла немедленно возникал новый Феникс, который жил ещё 500 лет, и т.д. В истории Москвы похожий сюжет повторяется многократно: город то и дело исчезал в пламени очередного пожара, но всякий раз возрождался из пепла.

Читает текст  и показывает иллюстрации с видами Москвы

Ты, как мученик. горела, 
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурно-пламенная!
И под пеплом ты лежала
Полоненною.
И из пепла ты восстала
Неизменною!

Москва оказалась живучей как птица Феникс.   Этим она обязана не волшебству, а своему географическому  положению.

Вопрос: Какие особенности ГП Москвы способствовали превращению её в собирательницу русских земель и затем в столицу русского государства?

Сообщает о порядке работы на уроке (постановка проблемы)

Представьте, что вы являетесь рекламными агентами туристической фирмы. Вам необходимо сделать рекламу
путешествия по Москве,  выпустив буклеты
«Москва – столица России» . Вы будете работать  в группах по 4 чел. У каждой группы  на столах  лежит задание (Приложение 1). Ваша задача, пользуясь различными источниками информации, выполнить творческую работу, рекламируя различные  стороны жизни столицы. Затем по одному представителю от каждой группы защитит свой  проект.
На подготовку даётся 15 мин.. Выступающим – 2-3 мин.
В ходе выступления ваших товарищей каждый учащийся может задать уточняющие вопросы. За 10 мин.до окончания урока вам необходимо заполнить карточки   рефлексии (Приложение 1).

Подумать над проблемными вопросами, на которые дать ответ в конце урока

 

 

отвечают на вопрос

 

формулируют  цель урока

 

 

 

Ученик читает стихотворение М.Лермонтова  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя, рассматривают иллюстрации

 

 

 

 

 

 

Думают над вопросом, ответ дадут позже

 

Слушают инструктаж,

 

 

 

 

 

Знакомятся с проблемными вопросами

2 этап. Технологический (выполнение заданий).
  Контроль
Коррекция
Подбор информации
3 этап. Практическая реализация проекта
  Контроль, стимуляция творческой активности Самостоятельная работа над созданием проекта. Каждая группа, используя различные источники информации, выполняет задания, предлагаемые в инструктивных карточках,. обсуждение предстоящего выступления и оформления проекта.
4 этап. Внесение необходимых изменений
  Контроль
Коррекция выполнения заданий
Координация деятельности учащихся
Правка, внесение необходимых дополнений, изменений
Оформление проекта (создание буклетов)
5 этап. Заключительный
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Слайд № 4 агломерация
Приложение 2. Слайд № 5  (Москва– центр инновации)
Приложение 2. Слайд № 6  (отрасли)
Слайд №5

Оценка деятельности учащихся

1 группа сопровождает свой ответ показом на физической карте России

Примерные ответы детей:

1) Расположение в междуречье Оки и Волги – в месте их наибольшего сближения.
2) Защищенность Москвы с севера и запада лесами, с востока – болотами, с севера, востока и юга – реками.
3) Расположение в пограничной зоне между лесами на севере и степями на юге способствовало хозяйственному развитию.
4) Широтное расположение Оки, Клязьмы, Волги, Москва-реки укрепляло роль Москвы как связующего звена между западом и востоком.
5) Положение вблизи схождения границ русских княжеств – Владимиро-Суздальского, Рязанского, Смоленского и др.
6) Расположение на пересечении дорог. (Около неё сходились сухопутные и водные торговые пути: из Новгорода в Рязанские земли, от Смоленска к Ростову, от чёрного моря к Белому, и с годами количество путей увеличилось).
Покажите на карте Московскую городскую агломерацию.

 

Покажите на  экономической карте отрасли специализации Москвы.
– Часто утверждают, что столица является «витриной страны». Можно ли это сказать о Москве?
– Русские пословицы говорят: «Новгород – отец, Киев – мать, Москва – сердце, Петербург – голова». Почему Москва – сердце  России?
– В песне О. Газманова есть такие слова: «Если будет столица стоять, не иссякнет России река». Как вы понимаете смысл этих слов?

Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат,
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!

(Ф. Глинка)

Если останется время: Игра «Верю, не верю». (При недостатке времени игру провести в начале следующего урока)

1. Год основания Москвы 1147
2. М. всегда была столицей России.
3. М. расположена в междуречье Оки и Волги.
4. М. – порт 5 морей.
5. Главные отрасли хозяйства Москвы: горнодобывающая, лесная, химическая.
6. Население Москвы – 12 млн.
7. Население М. агломерации – 12 млн.
8. М – воздушные ворота страны.
9. Водоснабжение Москвы в основном обеспечивается водой из Москвы-реки.

Сбор карточек рефлексии

Итог: Что нового узнали?
Чему научились? Достигли ли поставленных целей?

Домашнее задание. Объяснение его выполнения.

§ 23 , 2-3 уровень: ответить на в. 3-4 с. 119.

Каждая группа отчитывается по итогам работы, демонстрирует буклет; ученики - слушатели задают вопросы выступающим ученикам.

 

 

 

 

 

 

 

Отчёт 2 группы

 

Отчёт 3 группы

Отчёт 3 группы

Отвечают на проблемные вопросы урока.

 

Делают вывод: Москва во все времена была лидером страны, играя самые сложные роли в развитии государства.

 

 

Показывают сигнальные карточки-флажки в случае согласия

 

 

 

 

 

Заполняют карточки рефлексии

Отвечают на вопросы

Записывают домашнее задание.