Тема: В гости к зиме.
Цели:
- провести наблюдения за зимними изменениями в неживой и живой природе и выявить, какие существуют взаимосвязи в природе зимой;
- систематизировать и обогатить знания детей о природных связях, жизни растений и животных в зимнее время;
- воспитывать любовь к животным и прививать потребность в их защите.
1. Постановка темы урока, целей
– Отгадайте загадку и определите тему урока.
Снег на полях,
Лёд на реках
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Узнать какие изменения происходят в неживой природе и живой с приходом зимы)
– Моя цель на сегодняшний урок…
2. Работа в парах
– Какие приметы зимы вы знаете? Попытайтесь
образно описать зиму. (Используются рисунки
детей и картинки)
– В чём причина зимнего холода? (Солнце
поднимается низко над землёй, дни короткие)
– Какие явления происходят в неживой природе?
Снегопад (в безветренные дни снег
падает на землю спокойно, медленно, покрывая
землю ровным слоем)
Метель (снегопад при сильном
ветре) Вьюга
пурга
Оттепель (снег подтаивает, становится
влажным и из него легко лепить снежки)
Гололедица (появившаяся во время
оттепели вода и подтаявший снег замерзают)
Изморозь (пушистая снежная бахрома на
деревьях, проводах)
– Знаете ли вы названия зимних месяцев?
Проверим ваши знания. Определите порядок
следования зимних месяцев, найдите лишнее.
(Детям раздаются карточки с названиями
месяцев)
– Много пословиц сочинил русский народ об
этих зимних месяцах. Какие вы знаете?
Декабрь – месяц долгих ночей и
морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает,
зиму начинает.
Январь – «студень». Самый холодный и
ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме
– середина.
Февраль – месяц снегопадов, злых вьюг и
первого тёплого солнца.
– Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоёмы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом.
3. Работа в группах определить растение
– Как зима изменила жизнь растений? Как зимуют
деревья? (Лиственные сбросили листву, хвойные
стоят зелёные.)
– Почему хвойные деревья не сбрасывают
хвоинки?
– Кустарники сбросили листву,
травы желтеют (заканчивается сокодвижение в
растениях), но не все.
– Есть травянистые растения: земляника,
копытень, озимая рожь, пшеница уходят под снег
зелёными. Почему они не замерзают? (Снег
защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче
растениям перенести зиму).
– Как можно зимой определить дерево, если оно
без листьев?
– Какая взаимосвязь существует между
изменениями в неживой природе и жизни растений?
– Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы
не увидим живых листьев, цветов. Зимой происходит
дозревание почек. У некоторых растений
наблюдается рост и в конце зимы под снеговым
покровом начинают расти молодые ростки трав
цветущих ранней весной.
Физминутка ХОМКА
4. – Как живётся животным зимой? Как
меняется их жизнь?
Доклады детей о животных. (Медведь, лиса,
белка)
Зима | морозы нет корма снег |
тёплый мех впадают в спячку, используют летние запасы, перебираются ближе к жилью человека смена окраски |
Задание по выбору: распределить животных по домам.
1 дом. Животные, которые к зиме делают запасы
2 дом. Животные, которые зимой впадают в спячку.
3 дом. Животные, которые зимой ищут корм в природе.
Белка, медведь, лось, лиса, волк, кабан, заяц,
барсук, бобр, хомяк, ёж.
5. – Как зимуют птицы, рыбы, насекомые?
Стихотворение о жизни птиц зимой.
– Какие птицы зимуют в наших краях? (Сороки,
вороны, воробьи, синицы, поползень, снегирь,
дятел)
– Почему эти птицы не улетели на юг, а остались
зимовать? (Питаются личинками насекомых,
добывая из под коры деревьев, ягодами рябины, в
близи жилищ людей)
– Как мы можем помочь птицам зимой?
– Зачем птиц надо подкармливать зимой? (Сытая
птица – ей теплее, энергия)
Толстый ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. Только в проруби видна прозрачная вода. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы.
Зимой в жизни насекомых , рыб, земноводных, пресмыкающихся наступает затишье. Птицы и звери продолжают вести активный образ жизни.
6. Работа в группах
1. Собрать картину зимы (сл. дети) в виде пазлов
2. Определить какие птицы прилетят к нашей
кормушке
3. Сильные дети находят ошибки в тексте.
4. Разгадать кроссворд.
7. Итог работы
– Чем зима отличается от других времён года?
– В чём причина зимнего холода? (Похолодание,
низкая температура воздуха, солнце поднимается
низко над землёй)
– Как влияют изменения в неживой природе на
жизнь растений?
– Как влияют изменения в неживой природе на
жизнь животных?
– А влияет ли зимняя жизнь растений на жизнь
животных зимой?
8. Домашнее задание: сделать кормушки; сочинить рассказ или сказку на тему: «В гости к зиме», нарисовать картину о жизни животных зимой, с. 51-53 – рабочая тетрадь.