Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "В гости к зиме". Программа "Школа России"

Разделы: Начальная школа


Тема:  В гости к зиме.

Цели:

  • провести наблюдения за зимними изменениями в неживой и живой  природе и выявить, какие существуют взаимосвязи в природе зимой;
  • систематизировать и обогатить знания детей о природных связях, жизни растений и животных в зимнее время;
  • воспитывать любовь к животным и прививать потребность в их защите.

1. Постановка темы урока, целей

– Отгадайте загадку и определите тему урока.

Снег на полях,
Лёд на реках
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?

(Узнать какие изменения происходят в неживой природе и живой с приходом зимы)

Моя цель на сегодняшний урок…

2. Работа в парах

– Какие приметы зимы вы знаете? Попытайтесь образно описать зиму. (Используются рисунки детей и картинки)
– В чём причина зимнего холода? (Солнце поднимается низко над землёй, дни короткие)
– Какие явления происходят в неживой природе?

Снегопад (в безветренные дни снег падает на землю спокойно, медленно, покрывая землю ровным слоем)
Метель (снегопад при сильном ветре)   Вьюга         пурга
Оттепель (снег подтаивает, становится влажным и из него легко лепить снежки)
Гололедица (появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают)
Изморозь (пушистая снежная бахрома на деревьях, проводах)

– Знаете ли вы  названия зимних месяцев? Проверим ваши знания. Определите порядок следования зимних месяцев, найдите лишнее.  (Детям раздаются карточки с названиями месяцев)
– Много пословиц сочинил русский народ  об этих зимних месяцах. Какие вы знаете?

Декабрь – месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.
Январь – «студень». Самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме – середина.
Февраль – месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца.

– Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоёмы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом.

3. Работа в группах  определить растение

– Как зима изменила жизнь растений? Как зимуют деревья? (Лиственные сбросили листву, хвойные стоят зелёные.)
–  Почему хвойные деревья не сбрасывают хвоинки?
–  Кустарники сбросили листву, травы желтеют (заканчивается сокодвижение в растениях), но не все.
–  Есть травянистые растения: земляника, копытень, озимая рожь, пшеница уходят под снег зелёными. Почему они не замерзают? (Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зиму).

– Как можно зимой определить дерево, если оно без листьев?
– Какая взаимосвязь существует между изменениями в неживой природе и жизни растений?
– Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветов. Зимой происходит дозревание почек. У некоторых растений наблюдается рост и в конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки  трав цветущих ранней весной.

Физминутка    ХОМКА

4. – Как живётся животным зимой? Как меняется их жизнь?
Доклады  детей о животных. (Медведь, лиса, белка)

Зима       морозы
нет корма

снег
тёплый мех
впадают в спячку, используют летние запасы,
перебираются ближе к жилью человека
смена окраски

Задание по выбору: распределить животных по домам.

1 дом. Животные, которые к зиме делают запасы
2 дом. Животные, которые зимой впадают в спячку.
3 дом. Животные, которые зимой ищут корм в природе.
Белка, медведь, лось, лиса, волк, кабан, заяц, барсук, бобр, хомяк, ёж.

5. – Как зимуют птицы, рыбы, насекомые?

Стихотворение о жизни птиц зимой.

– Какие птицы зимуют в наших краях? (Сороки, вороны, воробьи, синицы, поползень, снегирь, дятел)
– Почему эти птицы не улетели на юг, а остались зимовать? (Питаются личинками насекомых, добывая из под коры деревьев, ягодами рябины, в близи жилищ людей)
– Как мы можем помочь птицам зимой?
– Зачем птиц надо подкармливать зимой? (Сытая птица – ей теплее, энергия)

Толстый ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. Только в проруби видна прозрачная вода. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы.

Зимой в жизни насекомых , рыб, земноводных, пресмыкающихся  наступает затишье. Птицы и звери продолжают вести активный образ жизни.

6.  Работа в группах

1. Собрать картину зимы (сл. дети) в виде пазлов
2. Определить какие птицы прилетят к нашей кормушке
3. Сильные дети находят ошибки в тексте.
4. Разгадать кроссворд.

7. Итог работы

– Чем зима отличается от других времён года?
– В чём причина зимнего холода? (Похолодание, низкая температура воздуха, солнце поднимается низко над землёй)
– Как влияют изменения в неживой природе на жизнь растений?
– Как влияют изменения в неживой природе на жизнь животных?
– А влияет ли зимняя жизнь растений на  жизнь животных зимой?

8. Домашнее задание: сделать кормушки;  сочинить рассказ или сказку  на тему: «В гости к зиме», нарисовать картину о жизни животных зимой, с. 51-53 – рабочая тетрадь.