Цели:
- Помочь детям повторить и обобщить пройденный материал, вспомнить изученные произведения.
- Развивать логическое мышление, память, воображение, внимание, связную речь учащихся.
- Воспитывать интерес к русской и зарубежной литературе.
Оснащение:
- цветные карточки из методики Люшера (у каждого ученика),
- мешочек с предметами для игры “Кто я и откуда?”,
- карточки с напечатанными отрывками из сказок для игры “Угадай-ка!”,
- презентация на диске “Произведения русских и зарубежных писателей”
Технические средства: Компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационный момент
Дети говорят хором:
“Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Будем все внимательны,
А ещё старательны!”
II. Мониторинг эмоционального состояния.
- Ребята, предлагаю вам выбрать карточку в соответствии с вашим настроением.
(Используются цветные карточки из методики Люшера)
III. Постановка цели урока.
- Сегодня у нас урок-обобщение по пройденному разделу. Мы вспомним, какие произведения прочитали и кто их автор. Мы будем выполнять интересные и полезные задания, которые развивают внимание, память, мышление.
IV. Повторение и обобщение
1. Устный опрос
- Как называется раздел, который мы изучили?
(Дети отвечают, а затем учитель высвечивает на экране название раздела (Слайд 2)) (Приложение 1)
- С какими сказками мы познакомились и кто их авторы?
(Дети называют, а учитель всё обобщает и показывает на слайдах названия произведений, портреты авторов и иллюстрации к сказкам (Слайды 3- 8))
- Какая сказка вам понравилась больше остальных? Почему? (Ответы детей)
- А какие произведения этого автора вы ещё читали?
2. Игра “Рассмотри и ответь” (Слайд 9)
- К какому произведению эти иллюстрации?
(Учитель на слайдах демонстрирует иллюстрации к изученным сказкам. (Слайды 10 – 14)
Игра “Кто я и откуда?” (Слайд 15)
3. Учитель показывает учащимся непрозрачный мешочек:
- Ребята, в этом мешочке находятся предметы, которые встречались в прочитанных нами сказках. Вы должны на ощупь определить, что это за предмет и из какой он сказки.
(Игла из сказки “Гордая игла”, кошелёк с деньгами (“Праведный судья”), рыбка (“Сказка о рыбаке и рыбке”), молоточек, лестница (“Гулливер в стране лилипутов”), боб, уголёк (“Соломинка, уголёк и боб”)
4. Игра “Отгадай-ка!” (Слайд 16)
- Из какого произведения эти строки? Кто их автор? (Учащимся раздаются карточки с напечатанными отрывками из сказок. Они читают отрывки и дают ответы)
1) “Но она не сломалась, хотя воз переехал через неё. Она, как прежде лежала во всю длину в ручье.” ( Г.-Х. Андерсен “Гордая игла”)
2) “…Вот неделя, другая проходит, ещё пуще старуха вздурилась…” (А.С.Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”)
3) “…Ручеёк маленький, узенький, а перебраться через него трудно – мостика нет. Как тут быть?” (Братья Гримм “Соломинка, уголёк и боб.”
4) “Он выдернул колышки, вокруг которых были обмотаны сотни тонких, крепких верёвочек и поднял руку. В ту же минуту кто-то внизу громко пропищал:
- Тольго фонак!” (Дж. Свифт “Гулливер в стране Лилипутов”)
5)
“Ночь настала; месяц всходит;
Поле всё Иван обходит,
Озираючись кругом,
И садится под кустом.”
(П.Ершов “Конёк-Горбунок)
6) “У въезда в город к царю подошел калека и стал просить милостыню. Царь подал ему и хотел ехать дальше, но калека уцепился ему за платье.” (Л.Н.Толстой “Праведный судья”)
7)
За горами, за лесами, за широкими морями
Не на небе – на земле жил старик в одном селе.
(П.Ершов “Конёк-Горбунок)
- О каком персонаже идёт речь? (Учитель зачитывает отрывки, дети – отгадывают).
1) “Когда он проснулся было уже совсем светло. Он лежал на спине, и солнце светило прямо ему в лицо.”(Гулливер)
2) “Приплыла к нему она, спросила: “Чего тебе надобно, старче?” (Золотая рыбка)
3) “Смеялся он, смеялся – да и лопнул от смеха.” (Боб)
4) “Тогда она бросила гордый взгляд на свою соседку и так надменно подняла свою голову, что выскочила из косынки и попала в водосточную канаву.” (Гордая игла)
5)
“Он встряхнулся, встал на лапки, встрепенулся,
Хлопнул гривкой, захрапел и стрелою полетел.”
(Конёк-Горбунок)
6) “Он посадил калеку сзади себя и довёз его до площади.” (Царь)
7)
“Вот пошёл он к синему морю
(Помутилось синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.”
(Старик)
8) “Они заметались и бросились врассыпную. На бегу они спотыкались и падали, потом вскакивали и один за другим падали на землю.” (Лилипуты)
9)
“Он и усом не ведёт,
На печи в углу поёт
Изо всей дурацкой мочи:
“Распрекрасные вы очи!”
(Иван из сказки “Конёк-Горбунок”)
10) “Он помолчал и сказал: “Оставьте деньги здесь и приходите завтра” (Судья из сказки “Праведный судья”)
11)
“Вот полночною порой свет разлился над горой,
Будто полдни наступают
Они налетают,
Стали бегать и кричать
И пшено с вином клевать.”
(Жар-птицы)
12) “И пошли они вместе путешествовать. Долго шли и пришли к ручейку.” (Боб, соломинка и уголёк)
Гимнастика для глаз “Лечим глазки”
5. Игра “Четвёртое – лишнее” (Слайд17)
- Выберите в каждом столбике “лишнее” слово, обосновав свой ответ. (Слайды 18-20)
Боб Соломинка Уголёк Иголка |
Судья Кухарка Мясник Масленик |
5 жареных быков 8 вяленых баранов Много лилипутов 19 копченых поросят |
Драгоценный камень Тина Трава морская Золотая рыбка |
Щепочка Соломинка Клочок газеты Кошелёк |
Ответы:
Иголка. Так как три героя Боб, Соломинка и Уголёк вместе путешествовали в сказке братьев Гримм.
Кухарка. Остальные герои из сказки “Праведный судья”)
Много лилипутов. Всё остальное было съедено Гулливером.
Драгоценный камень. Три раза старик закидывал невод и достал тину, траву морскую и золотую рыбку)
Кошелёк. Всё остальное проплывало над Гордой иглой, когда она лежала в канаве)
6. Игра “Объяснить значения слов” (Слайд 21)
- Прочитайте и объясните значения слов и словосочетаний.
(На экране высвечиваются слова и словосочетания. Учащимся необходимо объяснить значения этих слов.)
Ответы:
- Невод – большая рыболовная сеть.
- Кликать – громко звать.
- Белены объелась – сошла с ума.
- Дозор – обход для осмотра.
- Бросились врассыпную – разбежались в разные стороны.
- Остаться у разбитого корыта – остаться без всего.
7. Конкурс чтецов
- Мы прочитали в этом разделе две сказки, которые написаны в стихотворной форме. Кто из вас хочет прочитать наизусть отрывок из этих сказок? (Учащиеся по желанию читают наизусть отрывки из прочитанных сказок).
V. Формулирование вывода по изученному материалу.
- Ребята, вот мы с вами закончили изучение ещё одного раздела в нашем учебнике “Произведения русских и зарубежных писателей”. Вы теперь знакомы с творчеством не только русских писателей, но и зарубежных. Мы прочитали в этом разделе шесть новых сказок. Все они разные, но все они преследуют одну цель. Подумайте и скажите, чему учат все эти сказки? (Ответы учащихся). Все эти сказки поучительны. Они учат нас быть добрыми, уважительными по отношению к другим людям, учат быть трудолюбивыми, заботливыми.
VI. Подведение итогов.
1. Рефлексия
- Понравился ли вам урок?
- Что вы с удовольствием делали на уроке?
- Хотелось бы вам ещё оказаться на таком уроке?
2. Мониторинг эмоционального состояния учащихся
- Покажите сигнальными карточками, какое у вас стало настроение? Почему?
3. Оценивание работы учащихся на уроке.
- Вы все сегодня очень хорошо поработали. Мне понравились и ваши рисунки, которые вы нарисовали к пройденным произведениям. Молодцы! Спасибо за урок! (Слайд 22)