Урок русского языка в 5-м классе по теме "Правописание гласных о, ё и ь после шипящих"

Разделы: Русский язык


Тип урока:

  • обобщения и систематизации знаний
  • диагностический: определение каждым учеником для себя уровня владения умением применять правила правописания существительных с шипящими.

Цели:

  • формировать у учащихся систему об орфографических правилах правописания шипящих в существительных, умение видеть места применения этих правил, применять алгоритм
  • формировать действия контроля и оценки: определять, какие умения, на каком уровне сформировано у себя и другого, строить индивидуальную работу по устранению трудностей.
Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Определение темы урока, целеполагание
Назовите правильно буквы

Ж Ш Х Ч

Подпишите, какие звуки они могут обозначать.

Как мы называем эти буквы?

Какую букву мы можем добавить в эту группу? Почему? (дописываю)

 

Какие правила связаны с этими буквами?

 

 

Этих правил несколько, какую трудность часто испытывают дети, при написании слов с этими буквами? Посмотрите на характер ошибок в вашей тетради, это вам поможет сформулировать ответ

Определите тему сегодняшнего урока?

 

 

Цели?

Отвечают

“[жэ] [ша] [ха] [чэ]”

“ж - [ж], ш - [ш], х - [х], ч - [ч']”

“Шипящими”

“Ц”

“Часто в русским языке эти буквы стоят рядом в правилах”

“ Слышится о, а какую букву писать, о или ё непонятно, знаем, что ь иногда после шипящих пишется, а иногда нет”

“О или ё, писать ь или нет”

Путают, когда применять какое правило.

Шипящие, их написание, различение правил с шипящими

Правописание существительных с шипящими в корне, суффиксе и окончании.

Восстановить правила, модели, учиться различать эти правила и применять в работах

 

2. Определение правил, с которыми будет осуществляться работа на уроке, формирование способности выделять и разделять умения, оценивание уровня сформированности умений
Предлагаю вам такое задание.

Некий ученик написал текст, вы попробуйте в группе проверить его и ответить на вопросы.

Прочитайте задания, и если есть вопросы, я готова на них ответить

Задание.

  1. Прочитайте текст, если есть ошибки, исправьте их.
  2. Определите , на какое правило ошибся ученик, оцените на шкале его умение применять это правило (не забудь дать название шкале)
  3. Выберите на доске незаконченную модель правила и восстановите ее.
  4. Выпишите из текста на доску слова, подчиняющиеся данному правилу (обсудите как группе лучше выполнить это задание).
  5. Оцените, как сработала группа

1, 3-я группа.

Сегодня на небе много тучь. Сотни тысячь капель неслись мимо моего окна. С крыш неслись потоки воды. На обед у нас были борщ и гуляш. Маме потребовалась моя помощь.

2,4-я группа

Рядом с больницой я встретился с Гришиной сестрицей Дашой. Этой встречей я был очень доволен. Она не было моей сверстницой. Но это не мешает ей быть умницей и красавицой.

5-я группа.

Обжёра едва смог надеть шёрты. Донесся шорох и шопот. Чолка украсила прическу. Красивый шов на платье.

Дети работают в группе, договариваются о процедуре.

 

 

 

Постепенно на доске появляются столбики слов на каждое из правил, оценочная шкала и модель.

 

 

Много туч, сотни тысяч, с крыш,борщ, гуляш, помощь.

 

С больницей, с сестрицей, Дашей, встречей, сверстницей, умницей, красавицей.

 

Обжора, шорты, шорох, шепот, челка, прическа, шов.

3. Выступление от групп
Повторите, какое задание было у всех групп.

Внимательно выслушайте выступление товарищей и проверьте, сравните, как выполнили это же задание разные группы

У групп два раза совпадут тексты, поэтому выходят к доске отвечать 1 группа, которая путем выбора является отвечающей, а другая группа является экспертами.

(Детям для ответа предлагается план)

Ученики выступают группами или члены групп по плану, другие ребята проверяют правильность.

План.

Отвечающий.

Ученик, выполнявший задание, не очень хорошо знает такое правило….. (используй модель)

Это правило звучит так…….

Он ошибся в .. словах из …

Поэтому мы оценили его умение применять данное правило так….

Эксперты.

Нам есть что добавить к выступлению группы или изменить?

4. Соотнесение свих умений и выбор и выполнение заданий.
Вы сейчас оценили, как умеет писать существительные с шипящими некий ученик.

Предлагаю вам оценить свои умения писать такие слова. Для этого пролистайте тетради, найдите задания на это правило, посмотрите на доску, домашнее задание было на эту тему.

Начертите шкалу и покажите на ней, как вы умеете писать слова с шипящими.

Далее работу строим по 3 направлениям. Вы должны определиться с маршрутом.

1. Те ребята, у кого есть трудности в написании таких существительных, кому необходимо еще потренироваться, могут взять карточку и приступать к заданию.

Карточка тренировочная:

Вспомни все правила про шипящие, раздели слова на несколько групп вставь пропущенные буквы. (в корне, окончании, суффиксе)

Проверь по карточке – ключу.

Если необходима помощь, возьми карточку помощницу.

Пч..лы, пш..нка, реш..тка, ч..рный, ч..рствый, тяж..лый, ш..мпол, ш…в, ш..рох, ш..рты, трущ..бы, сморч..к, крюч..к, пауч..к, за смерч..м, доч..нька, с лапш..й, под кирпич..м, за багаж…м, червяч..к, медвеж..нок.

2. Если кто-то считает, что он может выполнить задание уже на оценку, то же может взять контрольную карточку.

Спиши, вставь пропущенные буквы.

Ч..рствый ч..рный хлеб лежал в шкафу. Студент поехал за чертеж…м. Мы наблюдали за смерч..м. Ч..лка падала на глаза. Дети остановились у больш..го дома. Все ожидали больш..го. Крыж…вник рос за калан..й. Ж…сткий стул поставили за чуж..й стол. В магазине продавался деш..вый ш..колад. Сарый ж..рнов дал трещину.

3. Если кто-то не может до конца определиться, я вам предложу специальное задание, чтобы понять, какие умения у вас еще не очень получаются.

Задание для определения дефицитов.

Письмо под диктовку.

Счетовод щелкал на счетах. Ученый склонился над чертежом и черным карандашом чертит черточки. Вокруг дач много рощ.

Проверьте по образцу, оцените по шкале уровень умения писать слова с шипящими, определите, в каких словах вы ошиблись. Какое это правило?

Какую карточку вы возьмете для тренировки?

Дети определяются с дальнейшим выполнением заданий

Некоторые берут карточки для тренировки или оценки. Другие готовятся выполнять задания для определения свих дефицитов.

Чертят шкалу, отмечают свой уровень.

Определяются с типом карточки – контрольной или тренировочной.

Кто не может определиться, выполняет задание с учителем.

 

Учащиеся, выполняющие тренировочные карточки работают если нужно с карточками помощниками и ключами ответами.

 

Учащиеся, выполняющие карточку на оценку сдают в конце урока учителю работу на проверку.

 

Учащиеся, только определяются, работают с учителем, пишут под диктовку и сверяют по образцу.

5. Рефлексивная остановка, определение домашнего задания.
Контрольные карточки сдаются учителю, и эти учащимся предлагается творческое задание – составить рассказ из 6 – 8 предложений, в который включено как можно больше слов на эти правила

Детям, которые тренировались и определяли свои дефициты предлагается определиться между творческим заданием, если умения оценены на высоком уровне или взять задание на определенное правило в зависимости от характера ошибок.

Вспомни все правила про шипящие, вставь пропущенные буквы. (в корне, окончании, суффиксе)

Пч..лы, пш..нка, реш..тка, ч..рный, ч..рствый, тяж..лый, ш..мпол, ш…в, ш..рох, ш..рты, трущ..бы, сморч..к, крюч..к, пауч..к, за смерч..м, доч..нька, с лапш..й, под кирпич..м, за багаж…м, червяч..к, медвеж..нок.

Дети анализируют результат выполнения
6. Итог.урока. Деятельностная рефлексия
Какая была тема урока?

Цели общие?

Какие вы ставили цели для себя?

Что было на уроке трудно и что получалось очень хорошо?

Интересное задание было?