Игрушка как объект труда при выполнении творческих проектов

Разделы: Технология


Игрушка, появившаяся на рассвете человеческой истории, неразрывно связана с понятиями – “игра”, “игровая деятельность”. Не секрет, что ребенок познает мир и учится взаимодействовать с ним через игру. Игрушка несет в себе заряд положительных эмоций, одновременно являясь средством социально-психологического развития ребенка и нравственного становления личности. При покупке игрушки своему ребенку перед родителями стоит дилемма, какую же игрушку выбрать. Наиболее распространенные игрушки изготовляются из пластмасс и материалов, заменяющих природные материалы, созданных не природой, а химией. Это, конечно же, яркие и красочные штамповки, которыми пестрят детские журналы, в которых угасает приятная мягкость прикосновения к человеческой руке. Сегодня в игрушках все химическое: и материал, и краска – к тому же они быстро выходят из строя. Древесина является идеальным материалом для изготовления большинства игрушек. Суть древесины такова, что она несет только благо человеку – это его природа, это материал уютный и поэтичный, экологически чистый. Работа с древесиной – это контакт с природой, который приносит радость и удовольствие. Деревянную игрушку нельзя разбить, она лишь изнашивается. В огромном мире разнообразных игрушек ребенку остается лишь роль пользователя и, конечно же, не творца. Иногда мы видим, что возникает интерес не только к игре, но и к конструкции игрушек. Ребенок разбирает игрушку, чтобы взглянуть, что же внутри, и ищет ответы на возникшие вопросы. Мы, взрослые, задаем вопрос: “Зачем ты сломал игрушку?”, – и ждем объяснение от ребенка, а ответ простой – интерес. Интерес, возникший у ребенка в младшем возрасте – это начало, и мы, взрослые, просто обязаны это заметить. Образовательная область “Технология” призвана вооружить учащихся опытом самостоятельной практической деятельности, стремлением к созиданию, самореализации; обеспечить овладение политехническими и обще трудовыми знаниями и умениями в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, формировать представление о перспективах его развития; воспитывать нравственно-трудовые качества, общественно-ценные мотивы выбора профессии и трудолюбие.

Наиболее эффективно эти задачи могут быть решены путём организации целостного учебно-воспитательного процесса технологической подготовки учащихся, использования в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Чтобы молодёжь была конкурентоспособной на рынке труда и могла реализовать себя, нельзя обучать её только теории, необходимо готовить её к практической деятельности.

Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Проектной деятельностью ребята лицея занимаются 3 года. Были достигнуты положительные результаты: участие в городской выставке “От идеи к воплощению”, участие в городской конференции педагогов технологии, в городских олимпиадах, в конференции лицея “Юность науки”. Ребята были награждены сертификатами, дипломами и грамотами. Открылась неограниченная возможность для формирования у учащихся компетенций, относящихся к деятельности человека – игра, учение, труд; средства и способы деятельности – планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности. При выполнении проекта осуществляется работа с источниками информации: со справочниками, журналами, учебниками, поиск информации в Интернете, создаются технологические карты, эскизы, чертежи. Выполняются технологические операции, приобретается опыт работы в паре и в группе, а также опыт публичного выступления. Выбор темы проектной деятельности “Детская игрушка” не случайный, т.к. интерес детей работать в данном направлении велик. При организации творческой или проектной деятельности учащихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Тесное сотрудничество с детским садом “Марьюшка” дало положительные результаты.

Дети увидели значимость своей работы, и возник интерес и желание продолжать работать, в этом направлении дальше. Они были награждены благодарственными письмами от детского сада за предоставленные подарки в виде самостоятельно сделанных детских игрушек. Систематически проводится обмен опытом старшеклассников, лидеров проектной деятельности, с учениками среднего звена. Ученик 9 класса Чемакин Артем, неоднократный призер городских выставок,

делился своими достижениями с учениками 5 класса. Во время летних каникул ставится задача перед учениками, до 1 сентября подобрать объекты труда для выполнения проектной деятельности. Результат очевиден: на организационный момент в подборе объектов труда для проекта уходит значительно меньше времени, т.к. полученная информация зачастую берется за основу. Все участники проекта получают удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют работу. За конечный результат проекта ответственность несут оба участника, т.к. в основном творческие проекты выполняются парами. Дети должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело, не должно быть так называемых, “спящих партнеров”. На всем протяжении выполнения проекта координируется деятельность учащихся. Здесь ставится цель: направить деятельность учащихся в правильное русло во избежание действия – шаг вперед и два назад. На каждом этапе выполнения проекта производится рефлексия выполнения деятельности, обсуждается достигнутый результат и что необходимо делать дальше, рассматриваются возникшие проблемы, но, ни в коем случае, ни как негатив, а формирование умения выйти из сложившейся ситуации. Все положительное должно поощряться похвалой и положительной отметкой.

При выполнении проектов можно привлекать также родителей, которые будут сотрудничать с ребятами, но, ни в коем случае, не выступать в качестве исполнителя данного проекта. Через выполнение проектов на тему “Детская игрушка” ставится еще одна из главных целей, как можно дольше детям оставаться детьми.