Создание команды педагогов-воспитателей с лидером — классным руководителем

Разделы: Классное руководство


В отечественной педагогике проблема класса как “основного первичного коллектива школы и существенного фактора воспитывающего влияния школы на ребенка”, “основного пути прикосновения школы к личности ребенка” названа одной из сложнейших и малоразрешенных (Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, В.А.Караковский). Малоразрешенной в современной образовательной ситуации остается и проблема классного руководства (Н.Л.. Селиванова) в силу основной причины: действительно, способен ли один классный руководитель решить задачи по управлению детским коллективом?

Ученые отмечают, что класс остается “педагогической реальностью наших дней” (Н.Л.Селиванова, О.В.Заславская, Поляков С.Д.). Но для большинства классных руководителей характерна растерянность в определении содержания и форм деятельности в сегодняшней массовой школе. Наблюдается и падение авторитета классных руководителей (Н.Л.Селиванова). Но они школе нужны, это показало время. Процесс гуманизации образовательного процесса в школе потребовала от педагога, и в частности от классного руководителя, новых умений, навыков в общении с детьми, становления профессиональной позиции педагога-воспитателя (Григорьева А.И., Григорьев Д.В.), особых лидерских качеств в объединении вокруг себя педагогов-предметников, воспитателей, работающих с классом. И если учесть, что “воспитание – это переплетение действий воспитателей” (Поляков С. Б.), то эти действия, эти влияния “могут быть едины, могут дополнять друг друга, но могут и вступать в противоречия и взаимно уничтожать воспитательные усилия”.

Ежегодно с каждым учебным классом работает группа педагогов (до 10 и более). В основе формирования этих групп лежат разные факторы и обстоятельства: потребности школы, желания учителей, преемственность, количество подготовок учителей, удобство для завуча в составлении расписания, предпочтительность работы в одну смену и т.д. и т.п.. Менее всего эта группа педагогов оценивается как “команда” (Караковский В.А., Поташник М.М.) , как профессиональное объединение педагогов, связанное отношениями дружбы, симпатии, психологической совместимостью, толерантностью по отношению к педагогическим позициям друг друга, к учащимся класса, где им предстоит работать, т.е. эти группы складываются случайно и, как констатируют ученые, никто в школе специально не занимается сплочением педагогов к команду, в ансамбль (М.М.Поташник). Многие исследования отмечают несогласованность воспитательных воздействий педагогов в управлении учебной группой (классом), и как следствие в школах наблюдается бессистемность в формировании знаний, отсутствие единства требований, низкая эффективность работы объединения учителей класса, которое как объединение фактически и не состоялось. Ученые отмечают, что “более того, на различных уроках, у различных учителей класс как группа, в значительной степени структурируется, функционирует по-особому, живет особой жизнью” (Поляков С.Д.), поэтому взаимоотношения, общение, поведение, групповые ценности и нормы класса на уроке и во внеурочной сфере не только не совпадают, но и входят в противоречия. И ученые, и педагоги-исследователи-практики констатируют необходимость модернизации содержания деятельности профессиональных объединений педагогов, работающих с учебным классом в условиях развития школы. В настоящее время этот процесс имеет противоречивую природу: с одной стороны, эти группы, исходя из всех принципов педагогики и управления, должны быть именно высокопрофессиональным и именно психологически связанным объединением, командой единомышленников, своеобразным педагогическим ансамблем; с другой стороны, эти группы, существующие в каждой школе и комплектующиеся каждый год, такой командой-объединением практически не являются, а представляют собой “чаще всего случайное собрание взаимодействующих между собой, а иногда и конфликтующих, находящихся на различных педагогических позициях учителей” (М.М.Поташник). И как следствие обостряются проблемы воспитания, так как “не происходит сближений суждений и оценок в нравственной и деловых сферах деятельности учащихся, возникает несовпадение и даже противоречие в системе ценностей, формирующихся в ходе деятельности на уровне каждой подсистем” (О. В.Заславская).

Педагогическая наука и педагоги-практики озабочены также и становлением полной интеграции подсистем в воспитательной системе школы как необходимым условием ее нормального, стабильного функционирования и устойчивости. Такое взаимодействие способно обеспечить слаженная, согласованная работа профессионалов педагогов-воспитателей, объединенных в педагогическое сообщество, их подготовка и обучение ( Заславская О.В.,Григорьева А.И.).

В какой-то мере интегрирующую роль может и должен сыграть классный руководитель, учитывая общность поля деятельности группы учителей, но эта сфера его деятельности мало изучена, кроме того, ученые и практики согласны во мнении, что одному классному руководителю не под силу выстроить систему отношений в классе, только педагогическое сообщество способно наполнить конкретным содержанием такие привычные педагогические понятия как преемственность, единство требований, связь обучения с жизнью, создать условия для развития личности ребенка средствами школы, обеспечить непрерывность этого процесса, его внешней и внутренней гармоничности. Таким образом, мы имеем в виду продуманное, взвешенное комплектование команд педагогов, определение лидера такого педагогического профессионального объединения, специальную работу с членами команды по их психологической интеграции, согласованию, координации деятельности между собой. Для этого команду надо создавать, обучать, искать объединяющие ее ценности, цели, чтобы обеспечить интеллектуальное, волевое, эмоциональное, мотивированное, организационное – в целом – психологическое единство (М.М. Поташник, А.И.Григорьева, И.Д.Демакова), что, конечно, непросто, если учесть, что каждый учитель работает в разных классах и входит в самые разные команды, в одной из которых он сам может быть лидером.

Ученые (И.Д.Демакова, М.М.Поташник) отмечают позитивный опыт в решении этой проблемы в некоторых европейских странах, где в ряде школ обучение в классах осуществляется не случайно сложившейся группой педагогов, а добровольно созданным объединением – командой друзей-единомышленников, которые, начав обучение класса, работают с ними либо все школьные годы, либо до определенной ступени, передавая его далее другой команде учителей. Педагоги такой команды полностью взаимосвязаны, каждый может преподавать несколько учебных предметов, действия их согласованы, они исповедуют одни ценности, одни принципы, а поэтому и эффективность их работы особенно велика, и, прежде всего, - в плане сохранения комфортного психологического самочувствия, психического здоровья детей, чего нашим школам пока очень не хватает. Но остаются не исследованными механизмы создания и становления таких профессиональных объединений педагогов, не изучены ценностные основания их деятельности, принципы, правила, нормы деятельности, конкретные цели, ожидаемые результаты, критерии эффективности, содержательная сторона функционирования педагогических команд, важнейшие идеи, которые реализуют работающие в них учителя, методы, средства, инструментарий, организационные формы, характер взаимодействия, условия работы, характер управления и самоуправления, обучения членов педагогической команды, конкретные результаты деятельности, так как от них зависит проблемный анализ работы педагогических команд.

Одновременно ученых тревожит тот факт, что “любая социально-психологическая группа, класс на уроке есть пространство не только для проявления, изменения, но иногда и деградации личности” (С. Б. Поляков).

Ученые констатируют, что необходимы эмпирические исследования школьных классов как учебных групп (Поляков С.Д., Заславская О.В., Барышников Е.Н. и др). Требует и более углубленного и тщательного анализа вопрос о возможностях и границах воспитательного влияния учителя на класс как учебную группу, а если глубже взглянуть на проблемы школы, влияния группы учителей, работающих в одном классе, на детское сообщество как целенаправленное действие, предполагающее определенные позитивные личностные проявления и изменения (Караковский В.А., Селиванова Н.Л, Демакова И.Д., Григорьева А.И., Григорьев Д.В.).

Для решения проблем классного руководства, эффективного управления воспитанием определилась проблема создания, определения целей, задач, содержания деятельности профессионального педагогического объединения нового типа на воспитательном пространстве класса, другими словами, рождение педагогической команды. В контексте деятельности этих педагогических команд видится и проблема подготовки педагога-лидера, классного руководителя, способного с помощью своей “команды” эффективно выстраивать работу по созданию детского коллектива, управлению процессом воспитания, развитием личности воспитанника.

Мы не только предположили, но и на практике проверили эффективность работы педагогических команд, и можем констатировать, что профессиональное объединение педагогов решает целый ряд проблем обучения и воспитания и дает позитивные результаты своей деятельности, так как сформировано единства мнений членов команды относительно образов и целей воспитания, относительно воспитанников конкретного детского коллектива и методов воспитательной работы с учениками класса, относительно оценки педагога как воспитателя. Такая команда создает на воспитательном пространстве класса отношения “моральной заботы” (Н.Ноддингс), формирует главную потребность – потребность педагога в ребенке и педагога в педагоге. В коллективной деятельности развивается и укрепляется чувство команды. Педагоги-воспитатели опираются на опыт друг друга, достигают высокого уровня деловой сплоченности, создают профессиональное объединение педагогов нового типа, нового педагогического мышления, основой деятельности которого является изучение воспитанника через глубинное коллективное исследование. Интегрирующую роль осуществляет лидер команды - классный руководитель, прошедший обучение в школе исследователя и учитывающий общность поля деятельности “своей” педагогической команды. Работа команды строится с учетом равного статуса ее членов, независимо от того первый год работает учитель с классом и в школе в целом или последний год работает учителем. Результат такой творческой деятельности - не только профессиональное становление учителей на основе взаимного обучения, что в конечном итоге влияет на качество обучения и воспитания, но и создание нового продукта: психосберегающих технологий обучения школьников, нетрадиционных форм организации учебного и воспитательных процессов, новых подходов в воспитании и обучении, интегрированных программ и курсов, модернизированных или новых учебных программ и т.д. Более того, в деятельности педагогических команд найдет свое практическое применение не использованный пока потенциал компенсаторных возможностей творческих групп. Один педагог – выдумщик, фантазер, легко и быстро генерирует идеи, но, к сожалению, не умеет (или не любит) облекать эти идеи в форму разработки, алгоритма, механизма, методики. Другой по части фантазии слаб, но зато мастерски владеет искусством технологизировать, инструментировать идеи. Знание “амплуа”, т.е. той роли, той сферы деятельности, которая наиболее привлекательна для педагога (“тайный советник”, “затейник”, “душевед”, “идейный вдохновитель” и т.п.) будет способствовать выстраиванию таких отношений между взрослыми и детьми, которое современные психологи формулируют как “тайное влияние” взрослого сообщества на детское и наоборот. Такая благотворная деятельность команды педагогов-воспитателей позволит перейти в педагогической деятельности от декларирования принципов индивидуализации, интеграции учебного процесса к сознательной мотивации учебной деятельности в подлинно гуманистической воспитательной среде, создаст условия для реализации задач личностно-ориентированной педагогики на основе коллективного мониторинга и педагогической рефлексии.

Взаимоотношения партнерства, субъектно-субъектные отношения взрослых и воспитанников сформируют комфортный психологический климат в классе, обновляя формы коллективно-творческих дел. Деятельность педагогических команд привлечет к работе в ней новых союзников, помощников-единомышленников: родителей, руководителей кружков, психологов, социальных педагогов, - потому что коллективная деятельность способствует открытости воспитательного пространства класса.

Деятельность педагогических команд позволяет успешно решать проблему молодых, начинающих учителей и классных руководителей, а также проблему “вхождения” в школу новых учителей и учащихся. Обычно это сопряжено с рядом трудностей личностного и психологического плана. Начнет воочию срабатывать “формула ученического” (как впрочем и учительского!) счастья”, формула “Трех С”: интеллектуальной Состоятельности, коммуникативной Состоятельности, Своего, личного вклада в общее дело. В деятельности педагогических команд эффективнее будут формироваться навыки и умения, необходимые современному педагогу-воспитателю. Чувство достоинства не только окрепнет в каждом члене педагогической команды, но и проявится в уважении и интересе к работе друг друга. Команда определит и культуру классного коллектива: чем выше культура педагогов, тем выше продуктивность и эффективность работы педагогической команды. Это отразится не только и не столько на результатах воспитанников (что очень важно!), сколько, и это, прежде всего, на их моральном облике, в способности работать коллективно, бесконфликтно вписываться в окружающий мир, в умении работать творчески. Совместная работа педагогов внесет в процесс обучения и воспитания массу инноваций (педагогических находок, методов, приемов, технологий). Это определит развитие деятельности профессионального объединения педагогов, осмысления его участниками своей педагогической деятельности и ее совершенствование, откроет путь к подлинному мастерству, творчеству, экспериментам и исследованиям.

Нам представляется большая эффективная управленческая деятельность профессиональных объединений педагогов, педагогических команд в школьной практике 21 века. Объединенные в команду педагоги напрямую займутся проблемой управления качеством образования, т.е. перейдут от оценки образовательного процесса по показателям процесса на оценку по показателям результата. Поскольку все более популярной во многих странах становится практика обучения детей от начала до выпуска одной командой педагогов-единомышленников, возникает проблема овладения каждым членом команды несколькими дисциплинами, что и определит направленность их самообразования, обучения работать сообща и эффективно, на практике реализуя заветную мечту, пока всего лишь красивую фразу об индивидуальной траектории развития каждого ребенка, и начнут эту траекторию реально исследовать, определять, характеризовать и опираться на нее в работе. Последовательная деятельность по рождению и функционированию и развитию педагогических команд позволит не только создать профессиональное объединение нового типа, но даст возможность приобрести им и новое качество открытых не только для методического, но и для философского, мировоззренческого восприятия необозримого мира педагогической действительности и педагогических возможностей.

И главное, работа педагогических команд будет способствовать “очеловечиванию” школьной жизни, т.е. выстраиванию подлинно гуманистических отношений взрослых и детей, педагогов друг с другом, сделает каждый класс, а в целом, и всю школу “теплым домом”, а педагогам вернет уверенность в своих силах и радость педагогического труда.