Цель:
- интегрировать знания по теме, полученные из различных источников,
- стимулировать познавательную активность,
- развивать интерес к изучаемым предметам,
- развивать творческие способности учащихся.
Участники: 3 команды (экипажи кораблей) в исторических костюмах по теме игры. В роли ведущего – учитель или старшеклассник, исторических персонажей – старшеклассники.
Оформление и оборудование:
- плакат-заголовок “Великие географические открытия”,
- карта “Великие географические открытия” и изображения каравелл для 3х команд,
- учебные картины о первооткрывателях-мореплавателях,
- плакаты - тест и кроссворд,
- стол летописца (подсвечник со свечой, перо, книга, костюм - шапочка, мантия),
- стол жюри (“Склянки” - колокольчик, музыкальный центр),
- книжная выставка “За страницами учебника”,
- столы для учащихся - мачты с флагами-эмблемами,
- морская почта (бутылки из-под бренди).
Вступительное слово учителя у книжной выставки.
В наше время мир стал совсем маленьким. Спутники облетают земной шар в считанные минуты, радио и телевидение приносят информацию из самых отдаленных уголков планеты, и всего несколько часов полета требуется туристам из Европы, чтобы попасть на противоположную сторону Земли.
Но так было не всегда. Еще в прошлом веке на переход через Атлантику уходило несколько недель, а парусные суда добирались до Индии не один месяц. Огромные степи и пустыни Центральной Азии были так же мало знакомы европейцам, как и влажные тропики Конго или вечные льды Антарктиды.
И если сегодня мы знаем свою землю лучше, чем во времена античности, то это заслуга отважных мореплавателей, мужественных первопроходцев и неутомимых исследователей. Невзирая на подстерегавшие их опасности, реальные или воображаемые, они смело устремлялись в неизведанное, куда влекла их жажда славы и военных почестей, желание найти золото, драгоценные камни и экзотические пряности, открыть новые торговые пути, приобщить другие народы к своей вере или просто любопытство и тяга к знаниям. Не менее важна и заслуга ученых, собиравших и обрабатывавших их путевые записи, которые помогали им создавать картографический облик нашей планеты и постоянно его совершенствовать.
Открытие новых земель - одна из самых захватывающих и увлекательных страниц мировой истории. Соприкосновение с чужой культурой расширило привычную для европейцев картину мира и обогащало их жизненный опыт. К сожалению, зачастую они приходили как завоеватели, и такие последствия географических открытий, как господство белого человека, жестокое насилие и болезни, подчас оказывались губительными для целых народов.
Об этом нам рассказывают книги, помещенные на этой выставке. Райнер Кёте “Путешественники и первооткрыватели” (вступительное слово для учителя взято из этой книги).
Знаменитый французский писатель Жюль Верн почти всю свою творческую жизнь посвятил созданию многотомной серии романов “Необыкновенные путешествия”. В каждом романе, независимо от темы и сюжета, перед читателями развертывается пестрая географическая панорама, многочисленные отступления на исторические темы, которые органически вписываются в пеструю ткань приключенческого сюжета. Герои романов Жюля Верна всегда в пути, их подстерегают всевозможные препятствия и опасности. Стремясь охватить в необыкновенных путешествиях все страны и все народы, все моря и океаны, растительный и животный мир всего земного шара, Ж. Верн создал единственную в своем роде географическую эпопею, какой еще не было до него в художественной литературе. Ж. Верн не только талантливый писатель, но и блестящий популяризатор-ученый. Он писал научно-популярные книги по географии. Здесь на выставке вы видите несколько книг из серии “История великих путешествий”. Они посвящены истории географических открытий с древнейших времен до начала 40-х годов 19в.
Далее кратко перечислить авторов и их произведения (книги, помещенные на выставке).
Сегодня мы завершаем изучение темы “Великие географические открытия”. Нам предстоит вспомнить имена выдающихся мореплавателей, сделавших в этот период свои великие открытия, причины, сделавшие возможными дальние океанские плавания, значения и последствия этих открытий для мировой истории.
Никому не дано вернуться в прошлое. Но мысленно, в нашем сознании, это возможно. И тогда оживают картины и звуки былого.
И сегодня мы с вами попытаемся перенестись в эпоху Великих географических открытий 15 - середины 16 веков.
Хронист-летописец поможет нам в этом (сегодня им будет ученик 10 класса …). Вы услышите свидетельства еще одной легендарной личности (его будет представлять учащийся …). Вы получите морскую почту с документальными свидетельствами того времени, услышите правдивые морские истории.
Вы станете участниками экспедиции, которая повторит маршрут Ф. Магеллана, то есть отправитесь в морское путешествие вокруг земного шара. Вам тоже предстоит немало испытаний (тесты, кроссворды, вопросы викторины), из которых, я надеюсь, вы выйдете с честью.
За всеми вашими действиями будут внимательно следить члены жюри (представить) и наши гости. Ваши усилия по преодолению трудностей (выполнению заданий) будут оцениваться. Та команда, которая быстрее и точнее будет выполнять задания, первой совершит это кругосветное путешествие и прибудет в порт назначения.
Желаем всем попутного ветра!
Музыкальный фрагмент (“Веселый ветер” Дунаевского или мелодия из х/ф “Пираты Карибского моря”).
Ведущий (старшеклассник):
Итак, команды у нас готовы. Просьба поднять флаги с эмблемами (представление команд – названия, эмблемы, каравеллы
<Рисунок2>,
каравеллы прикрепляются к карте
<Рисунок1>).
Кто поведет наши каравеллы? Капитаны. Выбираем капитанов.
Кто первым даст ответ?
- Как назывались суда, на которых европейцы совершали морские путешествия в период Великих географических открытий?
- Каким странам принадлежало первенство в Великих географических открытиях?
- Когда в США отмечали 500-летие открытия Америки Колумбом?
Музыкальный фрагмент.
Ведущий:
Надежны ли наши капитаны? Способны ли они провести свои корабли через морские стихии?
Музыкальный фрагмент (“Песенка о капитане” Дунаевского).
Задания капитанам 3-х команд:
1.
а) Показать части света, которые были известны европейцам до 15 века;
б) Показать мыс Доброй Надежды.
2.
а) Показать, какую страну искали европейцы, отправляясь на запад;
б) Показать Магелланов пролив.
3.
а) Показать, какие страны снаряжали наибольшее количество экспедиций в 15-17 веках.
б) Показать Гибралтарский пролив (Геркулесовы столпы).
1-3. в) Определить по контуру часть света.
Перед вами "Terra incognita" - неизвестная земля, которую теперь знает каждый школьник. Как называется эта земля?
Определите :
Африка
<Рисунок3>,
Северная Америка
<Рисунок4>,
Южная Америка
<Рисунок5>).
Музыкальный фрагмент.
Ведущий:
Наша флотилия в надежных раках. Отправляемся в длительное, полное неожиданных приключений путешествие (приколоть каравеллы к карте).
Музыкальный фрагмент “Веселый ветер” Дунаевского.
Флотилию возглавит тот экипаж, который справится лучше и быстрее с первым заданием.
1. Тест “Открытия, имена, даты” <Приложение1>
Задание: соотнести даты, имена мореплавателей и сделанные ими открытия. Время - 3 минуты. Склянки (морские часы). Текст на плакате, на доске и на столах у каждой команды.
Здесь указаны наиболее известные открытия. Мы с вами последуем за первооткрывателями Ф. Магеллана. Аппликации каравелл перемещаются в Атлантический океан, впереди каравелла команды-победительницы первого задания.
Ведущий:
В составе экспедиции Магеллана было 5 кораблей: “Тринидад”, “Сан-Антонио”, “Консепсьон”, “Виктория”, “Сантьяго” насчитывалось 293 человека. На борту было еще 26 внештатных членов экипажа, среди которых был молодой итальянец, скромный член Родосского ордена Антонио Пигафетте, будущий историк экспедиции. В первое кругосветное плавание отправился интернациональный коллектив: кроме испанцев и португальцев в его состав вошли представители боле 10 национальностей.
Антонио Пигафетте (старшеклассник показывает по карте):
“20 сентября 1512 года флотилия вышла из испанского порта Сан-Лукар в устье реки Гвадалквивир. При переходе через океан Магеллан выработал хорошую систему сигнализации. Разнотипные его корабли ни разу не разлучались. Магеллан потребовал от капитанов: “Ваша обязанность следовать днем за моим флагом, а ночью за моим фонарем”.
- 26 сентября флотилия подошла к Канарским островам.
- 29 ноября достигла берегов Бразилии.”
Ведущий:
Посмотрим, не растерялись ли мы? (посмотреть по карте аппликации каравелл).
2. Вопросы командам (по принципу исторического
аукциона, побеждает команда, предоставившая
наиболее полную информацию):
Что вы можете сказать о Магеллане?
Какова цель его экспедиции?
Переставить аппликации к Бразилии (впереди аппликация каравеллы команды, победившей по сумме баллов после двух заданий).
Антонио Пигафетте:
“Экспедиция продолжила путь вдоль берегов Южной Америки, внимательно исследуя берега и, боясь пропустить неуловимый пролив в Южное море. Плыли только днем, постепенно приближаясь к югу, преследуемые штормами.
31 марта, когда стало заметно приближение зимы, Магеллан решил зимовать в бухте святого Юлиана (карта). В ту же ночь начался бунт, который Магеллану удалось подавить, жестоко покарав зачинщиков”.
Ведущий:
Зимовка была тяжелой. Посмотрим, как вы перенесете “зимовку”.
3. Вопросы командам: (дать развернутые ответы)
- Какие технические изобретения и научные достижения сделали возможными Великие географические открытия 15-17 веков?
- Скажите, кто входил в состав экспедиций первооткрывателей?
- Назовите племена Америки, достигшие наивысшего расцвета в доколумбову эпоху.
Продолжаем наше путешествие (порядок следования каравелл определяется суммой набранных баллов).
Антонио Пигафетте:
“К месту зимовки подходили индейцы очень высокого роста. Они были названы патагонцами (по-испански “большеногие”). Их страна с того времени именуется Патагонией.
24 августа флотилия вышла из бухты святого Юлиана и, дождавшись весны, двинулась на юг вдоль Патагонского берега.”
Ведущий:
В 1520 году один из кораблей разбился о скалы (надеюсь, с вами этого не произойдет). 4 оставшихся дошли до узкого пролива, извилистого, со множеством островов и более месяца блуждали в проходах между островами. Исчез еще один корабль (как позже выяснилось, вернулся в Испанию).
На трех кораблях Магеллан пробился к Южному морю.
Попробуйте и вы достойно выйти из этого испытания.
4. Задание:
Во время второго шторма к бортам наших каравелл прибило вот эти бутылки, закупоренные сургучом. Вы знаете, что так раньше работала “морская почта”.
Какие вести, какие задания принесла вам эта “морская почта”? Вскрыть бутылки, прочитать и выполнить задания. Время 2 минуты, склянки.
(узнать по литературным отрывкам произведения и назвать их авторов <Приложение2>).
Музыкальный фрагмент.
Итак, вами тоже найден пролив, соединяющий Атлантический океан и Южное (как тогда называли) море. Как оно называется теперь? (Картина “Магелланов пролив”)
Каравеллы перемещаются через пролив в Тихий океан с учетом набранных баллов.
Переход через Южное море был страшно тяжелым. Слово участнику-историку экспедиции Магеллана.
Антонио Пигафетте:
“Мы погрузились в просторы Тихого океана. 3 месяца и 20 дней мы были совершенно лишены свежей пищи. Мы питались сухарями, но это были уже не сухари, а сухарная пыль, смешанная с червями... Она сильно воняла крысиной мочой. Мы пили желтую воду, которая гнила уже много дней. Мы ели также воловьи кожи, покрывавшие реи. Мы вымачивали их в морской воде на протяжении 4-5 дней, после чего клали на несколько минут на горячие уголья и съедали. Мы часто питались древесными опилками. Крысы продавались по полдуката за штуку, но и за такую цену их невозможно было достать”.
Ведущий:
Почти все болели цингой. 19 человек умерло. К счастью, погода все время была хорошей, поэтому-то Магеллан и назвал океан Тихим.
На пути протяженностью 17000 километров мореплаватели встретили всего два ненаселенных острова.
5. Задание:
В марте 1521 года участники экспедиции достигли островов. Их названия вы должны расшифровать, решив этот кроссворд “Открытия, открытия” (плакат на доске, у команд на листочках
<Рисунок6>).
Время 3-4 минуты, склянки. Музыкальный фрагмент.
Ведущий:
Здесь, вмешавшись в межплеменную войну, Магеллан погиб в схватке 27 апреля 1521 года.
Антонио Пигафетте:
“Наши, кроме 6 или 8 человек, оставшихся при капитане, немедленно бросились в бегство... Узнав капитана, на него накинулось множество людей... Но все же он продолжал стойко держаться. Пытались вытащить меч, он обнажил его только до половины, так как был ранен в руку... Один из нападающих ранил его в левую ногу. Капитан упал лицом вниз, и тут его закидали копьями и начали наносить удары тесаками до тех пор, пока не погубили... наш свет, нашу отраду... Он все время оборачивался назад, чтобы посмотреть, успели ли мы все погрузиться в лодки”.
Ведущий:
Кроме Магеллана, погибли еще 8 моряков и 4 туземца, присоединившиеся к экспедиции. Подтвердилось второе изречение: “Господь Бог дал португальцам очень маленькую страну для жизни, но весь мир для смерти”.
Ha пустынном берегу острова Мактан, где нашел смерть Магеллан, ему поставлен памятник в виде двух кубов, увенчанных шаром.
После гибели Магеллана на трех судах оставалось 135 человек, среди них много больных. Управлять тремя кораблями с таким экипажем весьма затруднительно. Обветшалый “Консепсьон” был сожжен, другие корабли требовали ремонта. Нужно было запастись продуктами и дровами.
Попробуем и мы “отремонтировать” наши суда.
6. Задание:
Написать как можно больше слов на тему
“Великие географические открытия”
Время 1 минута, склянки.
Музыкальный фрагмент (тихо).
Слово жюри (определение порядка следования каравелл на карте).
Ведущий:
После ремонта один корабль отправился на восток, блуждал в водах Тихого океана, возвратился к Молуккским островам и был взят в плен португальцами. Такое часто бывало в те времена.
Музыкальный фрагмент из х/ф “Пираты Карибского моря”.
Слово для исторического свидетельства предоставляется вот этому человеку. Прослушав его рассказ о себе, вам нужно будет назвать его имя, а затем выполнить его задание.
Ф. Дрейк (старшеклассник):
“Как вы помните, в 1492 году Христофор Колумб открыл первые земли Американского континента и привез из своего путешествия много интересного. Но главной его добычей были золото, серебро и драгоценности. Многие тогда позавидовали Колумбу, и в Новый Свет поплыли сотни искателей приключений. Спустя полвека большей частью этих земель завладела Испания. Но Англия тоже нуждалась в золоте. И тогда английские пираты начали охоту за испанскими кораблями, перевозившими драгоценности из Америки в Испанию.
Я оказался одним из самых удачливых. Потомственный пират, я учился морскому ремеслу у своего дяди Хоупкинса. Сначала командовал небольшим кораблем в пиратской эскадре своего дяди, а потом сам снарядил 2 корабля в Карибское море, к Панамскому перешейку, куда стекалось все испанское золото, добытое в американских рудниках.
Моя экспедиция была очень удачной. Потеряв половину отряда, я захватил богатую добычу. Это очень порадовало королеву Елизавету, ведь английская казна изрядно пополнилась. Испанский король Филипп II жаждал мести, требовал отрубить мне голову, но я остался цел и невредим, был обласкан английской королевой.
Но мне не сиделось дома. Я хотел напасть на испанцев в Америке, но теперь со стороны западного побережья. Там, в Тихом океане не плавал еще ни один английский корабль. Королева Елизавета одобрила мои планы и дала денег.
Пройдя Магелланов пролив, суда попали в сильнейший шторм, одно пошло на дно, а остальные были разбросаны бурей, 3 решили вернуться домой. И только я повернул на север и выполнил свой план. Мой корабль уже так переполнен ценностями, что теперь команда забирала только золото и жемчуг, а серебро с презрением отбрасывала.
Но возвращаться прежним маршрутом было нельзя. Позади нас поджидали испанские эскадры. Не найдя северный проход из Тихого океана в Атлантический, я вынужден был направиться в далекий и неизведанный путь на запад.
Чуть не разбившись о скалы, я сумел довести корабль до родных берегов, совершив второе после Магеллана кругосветное плавание.
В моей биографии много интересного. Вместе со своим дядей и другими знаменитыми адмиралами я участвовал в разгроме испанской “Непобедимой армады”.
И умер я как настоящий моряк - на борту своего корабля во время похода”.
(Свинцовый гроб с телом пирата был опущен в морскую пучину)
Ведущий:
Кто этот знаменитый пират?
Ф. Дрейк даёт задание командам:
7. Задание:
а) За 1 минуту нарисовать пиратский флаг,
б) определить на рисунке неправильные пиратские флаги
<Рисунок7>,
в) “Словарь пирата” - определить значение слов
<Рисунок8>.
Склянки. Слово жюри (порядок следования каравелл).
Ведущий:
Лишь один корабль “Виктория” отправился на запад, пересек Индийский океан и обогнул Африку.
Испанцы на Молуккских островах дешево закупили пряности - корицу, гвоздику, мускатный орех. А чем вы загрузите свои корабли?
8. Передвижной тест:
Прикрепить на магнитной доске.
Ввоз в колонии:
Вывоз из колоний:
Время I минута. Склянки.
Ведущий:
На островах Зеленого мыса, принадлежавших Португалии, была сделана остановка для пополнения запасов пресной воды и продовольствия. И здесь выяснилось, что моряки потеряли один день, обходя землю с запада.
В каком известном произведении использован этот исторический факт, когда главный герой романа совершил кругосветное путешествие, заключив пари, и вернулся в Лондон, уверенный, что проиграл его, так как опоздал на 5 минут. Но он забыл, что ехал вокруг света с запада на восток, навстречу восходящему солнцу. Роман имеет счастливый конец.
Мы направляемся к родным берегам, сохранив полностью экипаж, нагрузившись богатыми трофеями. И теперь мы можем открыть “боцманский сундучок”. Коротая время, послушаем морские истории (домашние задания команд): “История о пиратах”, “История, как пираты захватили Юлия Цезаря”, “О Колумбе и затмении”.
Мы с вами знаем, что “Виктория” - последний корабль экспедиции Магеллана благополучно возвратился в Испанию в сентябре 1522 года.
И мы с вами также завершаем наше путешествие (слово жюри).
Учитель:
Давайте подведём итоги: каково значение первого кругосветного путешествия Магеллана?
Какую роль в истории сыграли Великие географические открытия?
Обобщение итогов игры, награждение победителей.