Школа, содействующая здоровью

Разделы: Администрирование школы


Управление качеством образования представляет собой целенаправленное воздействие на объект управления с помощью экономических и правовых рычагов для получения требуемых значений качественных показателей. Алгоритм управления любыми хозяйственными объектами и экономическими явлениями всегда начинается с плана, который наряду с результативными показателями планируемой деятельности определяет необходимое ресурсное обеспечение. Контроль, как правило, осуществляется как за результатом деятельности, так и за процессом обучения.

Вместо понятия "план" в системе управления качеством образования принято применять "Требования к образовательному процессу". Они должны быть представлены в виде заранее установленных конкретных показателей, в соответствии с которыми и осуществляется процесс образования. Для потребителей важен не только конечный результат, выражающийся в показателях качества подготовки выпускников, но и комфортные, безопасные условия самого процесса. Поэтому требования, в том числе нормативные, устанавливаются как к конечному результату, так и к процессу оказания услуг, который измеряется не часами, не сутками, а годами. Качественные показатели образовательного процесса прямо зависят от его ресурсного обеспечения. Кроме традиционных видов ресурсов (финансовых, материально-технических, кадровых), особое место занимают научно-методическое и правовое обеспечение, так как от них в большей степени, чем в других отраслях, зависят качественные показатели результата и процесса образования. Контроль за совершенствованием механизмов организации здоровых и безопасных условий можно считать одним из главных механизмов формирования безопасного образовательного пространства.

Целью оценки медико-социальных условий является установление соответствия факторов внутришкольной среды ОУ требованиям основных нормативно-правовых документов, которые предусматривают организацию здоровых и безопасных условий труда и учебы в образовательном учреждении. С момента организации МОУ СОШ № 54, в течение 9 лет, мы попытались создать и организовать здоровые и безопасные условия образовательного процесса. Основой для оценки медико-социальных условий явились следующие критерии:

  • административно-хозяйственные условия;
  • условия соблюдения воздушно-теплового режима и освещения;
  • условия соблюдения требований к организации учебно-воспитательного процесса;
  • условия организации физического воспитания школьников;
  • условия организации питания;
  • условия организации медицинского обслуживания;
  • внешние социальные условия;
  • условия организации здоровьесберегающей среды.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 54 (со специализацией по профилю “теннис”) - интегрированное образовательное учреждение, сочетающее общее и спортивное образование (большой теннис), основано в январе 2000г., территориально расположено в центре многонаселенного Калининского района г. Челябинска. Ключевой идеей для школы № 54 стала идея создания “школы, содействующей здоровью”, создание такой образовательной среды, которая бы способствовала формированию личности ребенка, здоровой физически, духовно и социально.

Численность обучающихся на 01.09.08г. составляет 450 человек. Школа осуществляет городской набор учащихся. МОУ СОШ № 54 – школа полного дня, режим работы с 8.00 до 18.00.

Школа размещена на экологически благоприятной территории: нет близкого расположения промышленных предприятий, магистралей с интенсивным движением автомобильного транспорта. Участок школы имеет зеленые насаждения и сплошное заграждение, что позволяет поддерживать чистоту и порядок на их территории, имеются на своей территории спортивные площадки для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий на свежем воздухе.

Здание МОУ СОШ № 54 полностью соответствует требованиям санитарных норм и правил. В нем организована круглосуточная охрана с пропускной системой “Шлюз” и видеонаблюдением.

Условия обучения в гигиеническом аспекте удовлетворительные: занятия организованы в одну смену, воздушно-тепловой режим соответствует гигиеническим требованиям, соблюдается режим сквозного проветривания в классах на перемене. Регулярно проводятся замеры освещенности рабочих мест. Влажная уборка в школе осуществляется 2 раза в день.

Система вентиляции школы позволяет обеспечить постоянный приток свежего, подогретого, очищенного от вредных примесей воздуха. Проводится ионизация воздуха в кабинете информатики и кабинетах начальной школы.

Система многоступенчатой очистки воды позволяет использовать в процессе приготовления пищи только чистую воду. В кабинетах и рекреациях школы установлены емкости с питьевой водой.

В кабинетах начальной школы мебель отрегулирована согласно росту учащихся, в остальных кабинетах – мебель двух уровней роста, школьная мебель вся маркирована.

У каждого ребенка в школе есть индивидуальный шкаф для хранения учебников, личных вещей, что позволяет выполнять установленные нормативы веса школьного портфеля.

Режим школы полного дня строится с учетом возможности детей, в соответствии с периодами повышения и спада работоспособности детей. Помимо рационального составления уроков, контроля величины учебной нагрузки применяется построение урока в соответствии с динамикой внимания учащихся. В учебном режиме школы во второй половине дня предусмотрены разноплановые занятия по выбору.

В расписании школы полного дня предусмотрены утренняя зарядка до начала учебного дня продолжительностью 10 минут, прогулки в середине дня, часы отдыха. Для проведения зарядки используется разнообразный спортивный инвентарь, массажные коврики, шары, аппликаторы. Педагогами МОУ разработаны различные комплексы зарядок (статичные, динамичные со словами, музыкальные, с использованием теннисных мячей, комплекс офисной гимнастики для старшеклассников), которые периодически меняются.

На протяжении 3-х лет активно внедряется и распространяется методика В.Базарного. Использование в начальной школе парт-конторок, массажных ковриков является эффективной мерой борьбы с гиподинамией. Большое внимание уделяется коррекции зрительных нагрузок детей. Для расширения поля обзора, развития глубинного и стереоскопического зрения, предотвращения зрительного утомления в учебном процессе используются сенсорно-дидактические кресты. Все кабинеты школы оборудованы офтальмотренажерами.

Для снятия статического напряжения школьников во время учебных занятий, для повышения их двигательной активности и продуктивности умственной или физической работы, предупреждения нарушения осанки проводятся физкультурные минутки на уроках (в начальной школе – 1-2 в течение урока) и при выполнении домашних заданий в ГПД, динамические паузы (музыкальные, игровые). Помимо вышеназванных способов повышения двигательной активности учащихся проводятся игровые перемены с музыкальным сопровождением.

Спортивный уголок в школе, мягкие модули – конструкторы, трансформеры позволяют разнообразить игры во время подвижных перемен, организацию досуга в ГПД, широко используются для проведения спортивных праздников.

Физкультурно-спортивная работа МОУ СОШ № 54 строится на основании авторской учебной образовательной программы “Физическая культура”, основанная на одном из видов спорта “Теннис”, программ дополнительного образования “Теннис” (1-11 класс), “Плавание” (1-11 класс), “Программы организации физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы и физического совершенствования в МОУ СОШ № 54”. Усиление здоровьесберегающего компонента в системе занятий физкультурой и спортом достигается за счет введения дополнительных часов физической культуры во 2-11 классах, дополнительные занятия теннисом и плаванием в 1-11 классах.

Для проведения занятий по физической культуре в школе полностью оборудованы два спортивных зала и тренажерный зал, что способствует обеспечению высокого уровня организации физического воспитания. Для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и нуждающихся в специальных методах оздоровления, осуществляется индивидуальный подход.

Материально-техническая база для занятий спортом включает в себя: 2 закрытых твердого покрытия и 10 открытых грунтовых теннисных кортов, открытые бассейны, сауну, столы для настольного тенниса, спортивный уголок для начальной школы.

Тренерско-преподавательский состав готовит учащихся школы для участия в городских, Российских и Международных соревнованиях в течение учебного года. На базе МОУ СОШ № 54 традиционно проводится 9 Всероссийских соревнований – Мемориал памяти Б.Б. Маниона, Кубок Южного Урала (сентябрь, октябрь, декабрь, февраль, март, май, июнь, июль, август), зональное первенство Всероссийского смотра – конкурса “Олимпийские надежды России”, международный турнир по большому теннису. Результативность этой работы можно проследить через увеличение призовых мест в теннисных турнирах регионального и федерального уровней. За последние три года их количество возросло с 10 до 33. Все учащиеся школы активно участвуют в общешкольных турнирах по большому теннису, которые являются стартовой площадкой для турниров более высоких уровней.

В системе проводятся занятия с учащимися в бассейне под руководством инструктора по плаванию. Эта работа продолжается и в период летней оздоровительной компании.

Анализ данных по физической подготовленности за последние 3 года показывает увеличение количества детей с высоким и выше среднего уровнем с 30% до 45%, снижение – со средним и ниже среднего с 68% до 54%.

Все дети получают горячее трехразовое питание, организован перерыв для обеда и отдыха между занятиями. В школе налажен контроль за качественным и количественным составом пищи, организованы бракеражные комиссии.

Медицинское обслуживание в МОУ осуществляется врачом-педиатром. В школе имеется медицинский пункт, включающий в себя: кабинет врача, процедурный кабинет, центр психологического консультирования, санитарный узел. Материально-техническое оснащение медицинского кабинета соответствует требованиям СанПиН (п. 2.3.22.). Приобретено оборудование для стоматологического кабинета.

Систематически, 2 раза в год проводятся медицинские осмотры учащихся

врачами-специалистами: ЛОР-врач, стоматолог, гастроэнтеролог, кардиолог, невропатолог, окулист, дерматолог, гинеколог, хирург, педиатр. Проводится ежегодное скрининговое тестирование детей на предмет выявления скрытых жалоб у детей учащихся. На протяжении нескольких лет школа работает с Центром лечебной физкультуры и спортивной медицины.

В школе разработана система мониторинга состояния здоровья школьников - система динамического наблюдения за состоянием здоровья на основе комплексных медицинских и психофизиологических обследований детей, изучения санитарно-гигиенических условий обучения, питания. Оценка функционального состояния организма школьников в динамике учебного года наряду с анализом успеваемости позволяет определить эффективность разных форм обучения, что помогает скорректировать образовательный процесс в соответствии с возможностями учащихся.

Учащиеся обеспечиваются плановой вакцинацией в соответствии с действующими требованиями в области здравоохранения и образования.

Для профилактики заболевания гриппом проводится вакцинация препаратами "Гриппол" и “Инфлювак”. Проводится вакцинация против клещевого энцефалита, гепатитов В, С, привиты 100% учащихся.

Медик школы проводит оздоровительные и профилактические мероприятия: кварцевание в классах начальной школы; в осенне-весенний период дети получают минеральную воду по схеме профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта; в целях профилактики витамино-дефицитных состояний в меню школьной столовой включаются витаминные продукты.

Для проведения оздоровительных мероприятий в школе имеется кабинет “Здоровья”, где проводится физиотерапия (ингаляции, кварцевание носоглотки), широко используется фитотерапия (витаминные, успокоительные чаи), витаминотерапия, учащиеся получают кислородные коктейли. Применяется ароматерапия, термотерапия, музыкотерапия, закаливание по индивидуальным показаниям. В период каникул проводится лечебный массаж. Оздоровительные мероприятия продолжаются и в летний период.

В целях санитарно-просветительской работы действует стенд по насущным проблемам сохранения здоровья. В выпуске “Листков здоровья” принимают активное участие ученики школы. Профилактическую работу помогает проводить и педагог, работающий по междисциплинарной программе “ОБЖ. Здоровье” (автор В.Н. Касаткин).

В школе создана последовательная, целостная система формирования культуры здоровья на различных этапах обучения. Формирование культуры здоровья проходит через учебную деятельность, внеклассную работу, организацию досуга, летнюю оздоровительную кампанию.

Все школьники включены в систему традиционных акций общешкольного характера: конкурс “Самый здоровый класс”; “День здоровья” “Выходной день”; реализация масштабной программы “Лето”.

Учащиеся принимают активное участие в акциях муниципального и Всероссийского уровней “Школа – территория здоровья”, “Спорт против наркотиков”, “Класс, свободный от курения”, “За здоровый образ жизни”, “Наше здоровье – в наших руках”, “Сам себе спасатель”. Неоднократно ученики школы становились победителями призерами этих конкурсов.

В систему традиционных акций активно привлекаются родители обучающихся: внедрена специальная программа повышения валеологической грамотности родителей, родители активно участвуют в совместных занятиях спортом, прогулках, экскурсиях. По инициативе родителей проходят мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей: “Веселые старты”, “Спортивная семья”, “Час здоровья” и т. д.

Администрацией школы ведется работа по обеспечению охраны здоровья педагогов и созданию условий, позволяющих им грамотно укреплять свое здоровье. Реализуется целевая программа “Здоровый учитель – здоровый ученик”. В школе созданы санитарно-гигиенические условия для труда педагогов – учительская, кабинет психологической разгрузки. Организовано горячее питание для сотрудников школы “полного дня”. В распоряжение учителей предоставляются тренажерный зал, бассейн, сауна для самостоятельных занятий. Проводится обучение педагогов приемам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном, психическом аспекте. Регулярно проводятся бесплатные медицинские осмотры педагогов и работников школы. Профсоюзный комитет активно работает с ФОМС по организации отдыха и оздоровления педагогов.

МОУ является активным участником творческих конкурсов, направленных на формирование здорового образа жизни, различного уровня. В эту работу вовлечены все участники образовательного процесса: учащиеся, педагоги, родители. Высокие результаты являются показателем эффективности данной работы. Школа стала лауреатом Всероссийского конкурса “Школа – территория здоровья” 2008 года в номинации “За активную работу по формированию и развитию физической культуры в образовательной среде”.

Анализ деятельности МОУ подтверждает, что педагогическому коллективу необходимо продолжать работу по здоровьесбережению, не останавливаясь на достигнутых результатах.

Презентация