Цели урока:
Образовательные:
- повторение и проверка знаний учащихся по данной теме;
- закрепление умений и навыков при вычислении площади с использованием формул и свойств
Развивающие:
- развитие интереса к учебному предмету;
- развитие умений работать самостоятельно,
- применять изученный ранее учебный материал в нестандартных ситуациях;
- развитие математической речи.
Воспитательные:
- воспитание интереса к оперированию геометрическими терминами, понятиями, формулами;
- воспитание самостоятельности и самоконтроля.
Оборудование:
- конверты с письмами,
- карточки с заданиями для каждого ученика,
- на доске - плакаты.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Ребята, сегодня у нас необычный урок-игра. На этом уроке вы будете не учениками 5 класса ,а работниками агентства “SOS”. В наше агентство приходят письма от разных известных героев. Ваша задача - ответить на все письма.
II. Устная работа.
1-е письмо от Шерлока Холмса. (устная работа)
“Здравствуйте, ребята. Помогите расшифровать послания, которые мне прислал клиент”
S=ab, P=2(a+b), P=a+b+c, S=aa, P=4a, P=2a+2b, S=a2, b=P:2-b, a=P:4.
(Формулы S и P напечатаны на листах формата А4)
III. Повторение.
Самостоятельная работа по карточкам, с последующей проверкой.
2-е письмо от Лунтика
“Дорогие пятиклашки, пишет вам Лунтик. Помогите построить мост через пруд, чтобы попасть домой к бабе Капе”
Примеры карточек:
172-168; 52+102+252; (73-62)-(152:5); (122:2):3+33 и т.д.
IV. Работа у доски
3-е письмо от Кунг-Фу Панды.
“Уважаемые ученики, далекой средней школы №14.Осталась одна надежда на Вас. Помогите восстановить древний свиток, на котором вычисляется площадь нашего поля для тренировок ”
V. Самостоятельная работа
4-е письмо от Золушки.
“Дорогие ребятки. Я теперь живу в большом замке, в котором очень много комнат. Я хочу постелить в каждой комнате ковер, но не знаю их площадь и периметр. Помогите мне, пожалуйста. Размеры всех комнат высылаю”.
Учащиеся работают по карточкам, в конце урока сдают тетради. Количество карточек равно количеству учащихся.
Примеры карточек (4 варианта):
VI. Устная работа
5-е письмо от Незнайки.(устная работа)
“Здрасте, ученички! Это я – Незнайка вам пишу. Мне Знайка задал вопросы, но я не знаю на них ответов. Умоляю вас, помогите!”
- Можно ли вычислить площадь квадрата по формуле площади прямоугольника?
- Можно ли вычислить площадь прямоугольника по формуле площади квадрата?
- Согласны ли вы, что равные фигуры имеют равные площади
- Можно ли периметр квадрата вычислить по формуле периметр прямоугольника?
- Согласны ли вы ,что если фигура состоит из двух частей, чтобы найти площадь всей фигуры, нужно сложить площади частей.
- Можно ли периметр прямоугольника вычислить по формуле периметра квадрата?
VII. Подведение итогов.
Комментарии к уроку:
На втором этапе урока – учащиеся работают устно. В конверте находятся формулы. Учащимся нужно сказать, что можно найти по данной формуле.
На третьем этапе урока – повторение по теме: “Квадрат числа”. На ватмане нарисован Лунтик, стоящий на мосту. В каждой досточке мостика имеется прорезь, в которую вставлен ярлычок с номером карточки, потянув за который можно открыть и ответ на карточку с этим номером. Проверка происходит сразу на уроке: учитель называет номер карточки, учащийся называет ответ, далее учитель вытягивает ярлычок с правильным ответом.
На четвертом этапе урока – один учащийся выходит к доске. На ватмане изображена фигура, состоящая из нескольких фигур (прямоугольника, треугольников). Написано решение в несколько действий для нахождения площади всей фигуры, и часть ватмана оторвана.Задание – восстановить решение.
На пятом этапе урока – всем учащимся раздаются карточки (задания на карточках дифференцированные). Учащиеся выполняют работу самостоятельно и в конце урока сдают тетради на проверку.
На шестом этапе урока– уащиеся работают устно.