«Привить ребенку вкус к чтению - лучший подарок,
который мы можем ему сделать»
Сесиль Лупан
Литературное образование и развитие предполагает подготовку полноценного читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу. К критериям литературного образования и развития ребенка относят: необходимый объем теоретических сведений литературоведческого характера; владение специальными читательскими умениями, помогающими понять идейно – художественный смысл произведения; саму начитанность ребенка, т. е. что он читает и по какому признаку отбирает книги для чтения, и, конечно, собственное литературное творчество ученика. Чтение можно назвать одной из составляющих перспектив духовности, интеллекта, культуры. Работая в начальной школе, я ставлю перед собой цель: пробудить у детей интерес к чтению, научить школьников с помощью книг не только приобретать новые знания, но и получать эстетическое наслаждение от художественных произведений, пробудить интерес к собственной литературно-творческой деятельности. Учу детей читать – думать, читать – чувствовать, читать – жить, читать-творить.
Большую роль в развитии интереса к чтению, в становлении ученика-читателя играет учебная и внеучебная деятельность учащихся. Организацию работы в этом направлении можно представить в виде схемы.
Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении. У Чуковского К. И. есть формула: «Игра – творчество – развитие». Задача учителя – создать условия для формирования активного читателя через развитие собственных творческих способностей ученика. Решать эту задачу я начинаю с 1 класса, целенаправленно создавая атмосферу сотворчества взрослого и ребенка.
Через уроки литературного чтения формирую ученика – читателя, развиваю читательскую активность. Очень ценным в этом плане считаю программу литературного чтения и учебник «Литературное чтение», составленный О.В.Кубасовой (учебно-методический комплект «Гармония»). Учебник направлен, во-первых, на совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности, во-вторых, в нем собраны высокохудожественные произведения, являющиеся золотым фондом детской литературы и вызывающие живой отклик читателя. Используя этот учебник, реализую задачу воспитания у детей потребности в чтении, как источнике радости общения, новых знаний. Учу детей ценить меткое русское слово. Для активизации познавательной деятельности использую различные формы уроков: урок-путешествие, игра, размышление, урок-спектакль, читательская конференция. Истинное чтение - это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Только такое чтение способствует развитию личности ребенка. Чтобы дать возможность каждому ребенку проявить себя, использовать различные методы и формы работы, сочетать различные виды деятельности, направленные на всестороннее развитие личности маленького читателя. На занятиях дети рисуют, сочиняют, драматизируют. Задания ставят детей в активную позицию, пробуждают интерес, развивают воображение и фантазию, способствуют эмоциональной отзывчивости. Вся система занятий направлена на пробуждение творческой активности. На разных этапах урока чтения широко использую упражнения и задания творческого характера. Даю детям право выбора домашнего задания. Многие дети выбирают творческое задание: не просто пересказать произведение, а составить творческий пересказ или поработать «авторами учебника» - составить свои вопросы к тексту. Через творческие задания активизирую мыслительную деятельность детей, развиваю их образное мышление. Научившись на уроках чтения во 2 классе пользоваться набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист, форзац, оглавление), дети с интересом занимаются творчеством - выпускают свои книжки-малышки. В третьем классе умеют выделять языковые средства: сравнение, эпитет, олицетворение, знают художественные особенности сказок, их структуру. Опираясь на полученные знания, сочиняют свои сказки, дают им характеристику. Выполнение творческих заданий ускоряет процесс перехода знаний в умения и навыки, пробуждает интерес к чтению.
Большие возможности для становления ученика - читателя имеет внеклассная работа. В 1 классе веду кружок «Волшебное лукошко». На кружке знакомлю детей с играми, заданиями, упражнениями, направленными на развитие фантазии, воображения, творческого мышления, обучаю простейшим навыкам поэтического мастерства. Мы с ребятами создали классное творческое объединение «Волшебное лукошко». В него вступили те учащиеся, которые хотят создавать творческие работы, участвовать в литературных конкурсах. В 4 классе все дети посещают кружок «Родное слово», который я веду с целью развития интереса к чтению, осуществления учениками «пробы пера» в разных жанрах литературного творчества. Прививаю ученикам любовь к поэтическому слову, учу искать радость в творчестве. С помощью родителей выпускаем сборники своих стихов и прозы «Осень», «Идет волшебница зима», «Весенняя капель», «Птичьи разговоры», «Зимние кружева».
Развитие интереса к чтению и привлечение детей к литературной творческой деятельности я осуществляю также через сотрудничество с центральной детской библиотекой города Горнозаводска. Авторская программа библиотекаря Салтыковой О.А. «Магия чтения» рассчитана на 4 года, направлена на развитие литературно - творческих способностей детей и приобщение детей к чтению. В реализации программы участвует весь класс. Занятия проводятся неформально – в атмосфере доверия и постоянного поиска новых, интересных форм приобщения детей к чтению через собственное литературное творчество. Каждое посещение библиотеки для ребят – это открытие, радость встречи с доброжелательными людьми и новыми книгами. Общение детей организуется в ходе викторин, эрудит-шоу, литературных игр, театральных представлений, путешествий, творческих мастерских, литературных праздников, шоу-фестивалей.
Задачу приобщения детей к ценностям культуры, к искусству слова мы решаем сообща: учитель, библиотекарь и родители. Именно семья сегодня становится центральным социальным институтом по поддержке чтения в стране. Поэтому необходимо просвещать родителей в вопросах о роли книги в воспитании детей, о возрождении традиций семейного чтения, о ценности чтения, как старта личностного развития ребёнка и его творческой самореализации. Начиная с 1 класса, мы привлекаем к сотрудничеству родителей. На первом родительском собрании ведем разговор о роли семейного чтения в становлении личности маленького читателя. Как правило, под семейным чтением подразумевают чтение вслух. Важность чтения вслух состоит не только в том, что ребёнок, не умеющий читать, приобщается, таким образом, к книге. Процесс чтения вслух содержит в себе очень важный для развития ребёнка момент совместного действия, сопереживания. Кроме того, доказано, что если ребёнок рано начинает слышать выразительное чтение текстов, написанных хорошим языком, то его собственная речь развивается быстрее и становится богаче, чем у детей, слышащих только разговорную речь. Чтение вместе – это также общение, от дефицита которого так страдают современные дети. Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Все 4 года мы вместе ученик, учитель, библиотекарь, родитель. «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка», - утверждал В. А. Сухомлинский. А я считаю, что это дорога не только к сердцу ребенка, но и к формированию ученика- читателя.