Урок математики во 2-м классе по теме "Умножение"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Образовательные:

  • ввести новое арифметическое действие – умножение. Раскрыть его смысл и взаимосвязь с действием сложения.
  • познакомить с соответствующей математической символикой.
  • рассмотреть частные случаи умножения.

2. Развивающие:

  • развивать вычислительные навыки, умение решать задачи, творческое и логическое мышление.

3. Воспитательные:

  • воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость, любовь к предмету.

Тип урока:

  • изучение нового материала.

Оборудование:

  • картинки с изображениями символов года.

Ход урока

Организационный момент.

Беседа. В далёкие времена, говорят, Великий Восточный Повелитель построил Небесный Дворец и на праздник пригласил всех зверей.

Праздник удался на славу. Гости веселились от души, и каждый старался понравиться Повелителю. И верно, Великий Восточный Повелитель был справедлив. И почести были всем возданы.

С тех пор 12 животных образуют магический круг в 12 лет и в таком порядке повторяются с далёких давних времён.

- Кто догадался, а может быть, знает – о каком магическом круге я говорю?

Подсказка: именем каждого зверя был назван целый год жизни.

- Верно, я говорю о Восточном гороскопе.

- А как вы думаете, с какого животного начинается гороскоп?

- А хотите знать?

Рисунок 1

Устный счёт.

- Если правильно угадаете число, которое я загадала, то узнаете, был ли это бык или мышь.

(1 ученик у доски)

х

?

-4

 

 -10

 

+6

 

-8

 

+7

 

 =

15

Картинка быка 25

Картинка мыши 24

Беседа.

- Итак, верно, мышь. Но первым зов Правителя услышал Бык, он пасся неподалёку. Но когда он подбежал к Небесному Дворцу и опустился на колени, чтобы поклониться, с хребта его соскочила Мышь и взбежала вверх по ступеням. Мышь была очень хитрой – она приехала на Быке.

- Да будет так! (Вокруг Правителя по часовой стрелке повесить карт. Мыши, затем Быка)

Рисунок 2

Определение темы и целей урока.

- Желаете ли узнать, кто был следующими?

- Посмотрите внимательно на записи и расскажите о них всё, что знаете.

5 + 5 + 3 + 5 + 7     36 + 63
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2     21 + 20 + 22
8 + 8 + 2     5 + 5 + 5 + 5 + 5

- На какие 2 группы можно разделить данные выражения? Давайте запишем.

2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2     36 + 63
5 + 5 + 5 + 5 + 5     21 + 20 + 22
      8 + 8 + 2
      5 + 5 + 3 + 5 + 7

- Найдём значения выражений во 2-ом столбике и узнаем, кто был за Быком следующими приглашёнными (по 1 ученику выходят, решают, открывают и вешают по часовой стрелке)

36 + 63     63 карты змеи
21 + 20 + 22     99 карт дракона
8 + 8 + 2     25 карт кролика
5 + 5 + 3 + 5 + 7     18 карт тигра

Рисунок 3

- Вернёмся к 1 столбику, что вы можете сказать об этих выражениях?

- Какое слагаемое повторяется в 1 выражении? Сколько раз? А во 2-ом?

- Давайте найдём значения выражений.

- Удобно ли так складывать и почему?

- А как быть?

В математике люди договорились по-другому находить сумму одинаковых слагаемых. Кто догадался, чем сегодня мы будем заниматься на уроке?

- Правильно, мы будем учиться очень быстро складывать числа. А тема урока: «Умножение».

Работа в учебнике с. 71

Первичное закрепление.

- Давайте суммы из 1 столбика попробуем заменить умножением.

2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 2 * 6

Если сумма в левой части равна 12, то, что можно сказать о значении выражения в правой части? Почему? (они равны, т.к. это равенство)

Аналогично со 2-ым выражением.

Вывод: что такое умножение?

Вторичное закрепление.

- Замените возможные выражения умножением и найдите их значения.

(С обратной стороны доски работают 2 ученика: 1 – с двузначными числами, 2 – с однозначными).

35 + 53     43 + 43
12 + 12 + 12     4 + 4 + 4 + 4
61 – 20 – 20     6 + 6 + 6 + 6 + 6

Проверка.

- Расположите ответы в порядке убывания, по ключу определите – кто получился?

86   36   30   16
К   о   з   а

- Всё-таки, козу обогнали. Угадайте, о ком я?

Эти животные любят развлечения, большие сборища. У неё горячая кровь, весёлый нрав. Но она думает только о себе, ведь она бежит по беговой дорожке. Перегнать других, столкнуть с дорожки, опрокинуть быть может, но взять 1 приз! Так случилось и на празднике у Повелителя.

(появляются картинки Лошади и Козы).

Рисунок 4

Физкультминутка.

Работа над пройденным материалом.

- Послушайте и ответьте: Задача ли это, и какая?

В цирке жили и выступали 4 обезьянок-мальчиков и 6 девочек. Но на сцену выходили всегда 5 обезьянок. А была ли среди выступающих хотя бы 1 обезьянка-девочка? (Задача, логическая, не обязательно).

- Измените условие так, чтобы задача стала арифметической. Решите её.

(прикрепляется картинка Обезьяны)

Рисунок 5

- Сколько животных нам не хватает до замыкания магического круга? (трёх)

- Выберите себе задание, и мы узнаем кто это. Вам понадобятся ваши блокнотики.

1-е задание. установите зависимость между буквами алфавита.

(Ответ: Собака)

2-е задание. Подставьте в « окошки» нужные числа. По числам – буквы, соответствующие этим числам.

3 + 3 + 3 = 3 *

8 + 8 + 8 + 8 = 8 *

9 + 9 + 9 + 9 + 9 = 9 *

15 + 15 = 15 *

25 + 25 + 25 + 25 + 25 + 25 = 25 *

7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 = 7 *

(Ответ: Свинья)

3-е задание. Используйте те же часы для своей работы.

  • 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 =
  • 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 =
  • 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 =
  • 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 +5 =
  • 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 =

(Ответ: Петух)

Прикрепляются картинки Собаки, Свиньи и Петуха.

Рисунок 6

О Петухе на Востоке говорят, что он – фантазёр и крикун. Петух всегда хочет сделать больше, чем может. Но что самое главное – умеет и любит Петух трудиться. Говорят, что даже в пустыне Петух всегда может найти червячка. Я желаю всем такого же упорства, как у Петуха.

Итог.

- Что нового узнали на уроке?

- Что запомнилось?

Используемая литература:

1. Сапгир Г.В. «Твой гороскоп» М.: РОСМЭН, 1994

2. Аргинская И.И, Ивановская Е.И учебник математики 2 класс.