Цели:
1. Образовательные:
- ввести новое арифметическое действие – умножение. Раскрыть его смысл и взаимосвязь с действием сложения.
- познакомить с соответствующей математической символикой.
- рассмотреть частные случаи умножения.
2. Развивающие:
- развивать вычислительные навыки, умение решать задачи, творческое и логическое мышление.
3. Воспитательные:
- воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость, любовь к предмету.
Тип урока:
- изучение нового материала.
Оборудование:
- картинки с изображениями символов года.
Ход урока
Организационный момент.
Беседа. В далёкие времена, говорят, Великий Восточный Повелитель построил Небесный Дворец и на праздник пригласил всех зверей.
Праздник удался на славу. Гости веселились от души, и каждый старался понравиться Повелителю. И верно, Великий Восточный Повелитель был справедлив. И почести были всем возданы.
С тех пор 12 животных образуют магический круг в 12 лет и в таком порядке повторяются с далёких давних времён.
- Кто догадался, а может быть, знает – о каком магическом круге я говорю?
Подсказка: именем каждого зверя был назван целый год жизни.
- Верно, я говорю о Восточном гороскопе.
- А как вы думаете, с какого животного начинается гороскоп?
- А хотите знать?
Рисунок 1
Устный счёт.
- Если правильно угадаете число, которое я загадала, то узнаете, был ли это бык или мышь.
(1 ученик у доски)
х |
? |
-4 |
|
-10 |
|
+6 |
|
-8 |
|
+7 |
|
= |
15 |
Картинка быка 25
Картинка мыши 24
Беседа.
- Итак, верно, мышь. Но первым зов Правителя услышал Бык, он пасся неподалёку. Но когда он подбежал к Небесному Дворцу и опустился на колени, чтобы поклониться, с хребта его соскочила Мышь и взбежала вверх по ступеням. Мышь была очень хитрой – она приехала на Быке.
- Да будет так! (Вокруг Правителя по часовой стрелке повесить карт. Мыши, затем Быка)
Рисунок 2
Определение темы и целей урока.
- Желаете ли узнать, кто был следующими?
- Посмотрите внимательно на записи и расскажите о них всё, что знаете.
5 + 5 + 3 + 5 + 7 | 36 + 63 | ||
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 | 21 + 20 + 22 | ||
8 + 8 + 2 | 5 + 5 + 5 + 5 + 5 |
- На какие 2 группы можно разделить данные выражения? Давайте запишем.
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 | 36 + 63 | ||
5 + 5 + 5 + 5 + 5 | 21 + 20 + 22 | ||
8 + 8 + 2 | |||
5 + 5 + 3 + 5 + 7 |
- Найдём значения выражений во 2-ом столбике и узнаем, кто был за Быком следующими приглашёнными (по 1 ученику выходят, решают, открывают и вешают по часовой стрелке)
36 + 63 | 63 карты змеи | ||
21 + 20 + 22 | 99 карт дракона | ||
8 + 8 + 2 | 25 карт кролика | ||
5 + 5 + 3 + 5 + 7 | 18 карт тигра |
Рисунок 3
- Вернёмся к 1 столбику, что вы можете сказать об этих выражениях?
- Какое слагаемое повторяется в 1 выражении? Сколько раз? А во 2-ом?
- Давайте найдём значения выражений.
- Удобно ли так складывать и почему?
- А как быть?
В математике люди договорились по-другому находить сумму одинаковых слагаемых. Кто догадался, чем сегодня мы будем заниматься на уроке?
- Правильно, мы будем учиться очень быстро складывать числа. А тема урока: «Умножение».
Работа в учебнике с. 71
Первичное закрепление.
- Давайте суммы из 1 столбика попробуем заменить умножением.
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 2 * 6
Если сумма в левой части равна 12, то, что можно сказать о значении выражения в правой части? Почему? (они равны, т.к. это равенство)
Аналогично со 2-ым выражением.
Вывод: что такое умножение?
Вторичное закрепление.
- Замените возможные выражения умножением и найдите их значения.
(С обратной стороны доски работают 2 ученика: 1 – с двузначными числами, 2 – с однозначными).
35 + 53 | 43 + 43 | ||
12 + 12 + 12 | 4 + 4 + 4 + 4 | ||
61 – 20 – 20 | 6 + 6 + 6 + 6 + 6 |
Проверка.
- Расположите ответы в порядке убывания, по ключу определите – кто получился?
86 | 36 | 30 | 16 | |||
К | о | з | а |
- Всё-таки, козу обогнали. Угадайте, о ком я?
Эти животные любят развлечения, большие сборища. У неё горячая кровь, весёлый нрав. Но она думает только о себе, ведь она бежит по беговой дорожке. Перегнать других, столкнуть с дорожки, опрокинуть быть может, но взять 1 приз! Так случилось и на празднике у Повелителя.
(появляются картинки Лошади и Козы).
Рисунок 4
Физкультминутка.
Работа над пройденным материалом.
- Послушайте и ответьте: Задача ли это, и какая?
В цирке жили и выступали 4 обезьянок-мальчиков и 6 девочек. Но на сцену выходили всегда 5 обезьянок. А была ли среди выступающих хотя бы 1 обезьянка-девочка? (Задача, логическая, не обязательно).
- Измените условие так, чтобы задача стала арифметической. Решите её.
(прикрепляется картинка Обезьяны)
Рисунок 5
- Сколько животных нам не хватает до замыкания магического круга? (трёх)
- Выберите себе задание, и мы узнаем кто это. Вам понадобятся ваши блокнотики.
1-е задание. установите зависимость между буквами алфавита.
(Ответ: Собака)
2-е задание. Подставьте в « окошки» нужные числа. По числам – буквы, соответствующие этим числам.
3 + 3 + 3 = 3 *
8 + 8 + 8 + 8 = 8 *
9 + 9 + 9 + 9 + 9 = 9 *
15 + 15 = 15 *
25 + 25 + 25 + 25 + 25 + 25 = 25 *
7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 = 7 *
(Ответ: Свинья)
3-е задание. Используйте те же часы для своей работы.
- 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 =
- 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 =
- 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 =
- 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 +5 =
- 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 =
(Ответ: Петух)
Прикрепляются картинки Собаки, Свиньи и Петуха.
Рисунок 6
О Петухе на Востоке говорят, что он – фантазёр и крикун. Петух всегда хочет сделать больше, чем может. Но что самое главное – умеет и любит Петух трудиться. Говорят, что даже в пустыне Петух всегда может найти червячка. Я желаю всем такого же упорства, как у Петуха.
Итог.
- Что нового узнали на уроке?
- Что запомнилось?
Используемая литература:
1. Сапгир Г.В. «Твой гороскоп» М.: РОСМЭН, 1994
2. Аргинская И.И, Ивановская Е.И учебник математики 2 класс.