Урок изобразительного искусства в 7-м классе по теме "Герб нашего поселка"

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Задачи:

  • работать над созданием и защитой мини-проекта “Герб нашего посёлка”;
  • развивать образное мышление и творческие способности;
  • воспитывать чувство уважения к родному краю.

Оборудование:

  • ПК,
  • проектер,
  • программа “Power Point”;
  • для учащихся – листы А3,
  • краски, кисти.

Ход урока

I. Оргмомент.

Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы.

Приложение 1.

III. Объяснение нового материала.

1. Экскурсия в историю.(Слайд №4)

Что такое герб? На многих языках – немецком, польском, сербском – слово это обозначает “наследство”.

Наследство – это то, что передаётся от одного поколения к другому.

В знаменитой сказке Шарля Перро “Кот в сапогах” старый мельник, например, оставляет в наследство своим сыновьям: старшему – мельницу, среднему – осла, а младшему – кота.

У каждого герба также есть своё, особое наследство. Прежде всего, это напоминание о каких-то знаменательных событиях, оставивших неизгладимый след в жизни владельца, прославивших в веках его имя, которым гордится наследник.

-А откуда пошли гербы?

- Кто первый их придумал?

Представьте себе средневекового рыцаря. Он с ног до головы закован в броню, только узкая прорезь оставлена для глаз. Кто же скрывается за этими доспехами.

Для того, чтобы узнать кто это такой, надо посмотреть внимательно, что изображено на щите у этого человека. А также знать особый гербовый язык и символику гербов.

Рисунок на щите был главной отличительной чертой любого рыцаря. Латы он мог надеть другие, но рисунок на щите принадлежал только ему.

Герб был с рыцарями повсюду, всё неразрывнее становясь частью его одежды, жилища, предметов быта.

И даже когда окончилась эпоха крестовых походов, создание гербов не остановилось. И родилось новое искусство и новая наука – ГЕРАЛЬДИКА. Наука создания рассказа о человеке в нарисованных фигурах, ставших знаками человеческих качеств, судьбы, происхождения. Поступков, убеждений – всего того, что составляет личный мир каждого.

Гербы создавали уже особые люди – герольды. Выученные специально, они хорошо знали правила гербов, их формы, смысл каждой фигуры, законы создания герба.

За проступки рыцарей наказывали. Сильно провинившегося рыцаря взводили на эшафот, где на его глазах ломали его доспехи; щит, с которого стирали герб.

У рыцаря, который оказывался трусом, срезали правый угол щита.

2. Формы гербов (Слайд №5)

Щиты в те далёкие времена были у рыцарей разные. Норманнские – треугольные, итальянские – овальные, испанские – квадратные с закруглением, французский – четырёхугольный с заострением. А у русских воинов щиты были круглые для ведения боя в конном строю и овальные в рост человека для пешего боя. Красили наши предки свои щиты в красный цвет – цвет мужества и стойкости в бою.

Символика изображений (Слайд №6-7)

Как вы думаете, что изображали на гербах?

Изображали человека, животных, растения, корабли, оружие, предметы быта, а также фантастических существ. Они имели своё условное значение:

  • конь- храбрость льва, зоркость орла, сила и быстрота;
  • солнце – свет, изобилие;
  • орёл – власть, великодушие, прозорливость;
  • дуб – крепость, сила;
  • лев – сила, мужество, великодушие;
  • посох – духовная власть;
  • феникс – бессмертие;
  • единорог – чистота, непорочность;
  • змея – вечность;
  • собака – верность, преданность, повиновение;
  • грифон – неустрашимость и свирепость.

Очень часто по гербам можно было определить, где живёт человек. У тех, кто жил в Сибири, обязательно в гербе появлялся лесной пушной зверёк или кусочек меха. Кто проживал на берегу реки или крупного озера – появлялись многочисленные изображения синего поля с волнами и рыбами в них.

3. Значение цвета. (Слайд №8)

Большое значение имели и цвета гербов:

  • красный – мужество, храбрость;
  • зелёный – надежда, изобилие;
  • голубой – красота, величие;
  • чёрный – мудрость, печаль;
  • золотой – богатство, справедливость;
  • серебряный – невинность.

Там, где невозможно было показать золотой и серебряный цвета, золотой заменяли жёлтым цветом, а серебряный – белым.

4. Игра “Гербы российских городов” (Слайд №9)

5. Герб Томска (Слайд №10-11)

Первый герб был совсем не похож на тот, который в Томске сейчас.

На нём был изображён человек в рудокопне, в руках рудокопательные инструменты, поле жёлтое.

Так как Томск входил в Тобольское поместничество, на следующем гербе в верхней части изображён Тобольский герб, в нижней – серебряная лошадь. Лошадь символизировала занятия населения Томска извозом по Московскому тракту.

Сейчас у Тоска два герба: повседневный и нарядный (праздничный).

6. Герб Белого Яра. (Слайд №12)

7. Задание. (Слайд №13)

Пользуясь знаниями о пользе гербов, символике цвета, символике качеств животных, растений и правилах их изображения, составьте герб нашего посёлка.

Вспомогательные материалы лежат у вас на партах.

IV. Самостоятельная работа учащихся.

Ребята работают в парах.

V. Итог.

Каждая пара защищает свой мини-проект.

Настоящее и будущее не может быть без прошлого. Наша современность основывается на традициях прошлого, как это происходит, мы увидели сегодня на уроке.

Традиции предков переходят к нам, а от нас к будущим поколениям. Мы связующая нить между прошлым и будущим. Мы наследники и хранители нашего народа. Об этом мы должны всегда помнить.

Список литературы:

  1. В.К.Романовский “Символы российской государственности”,- М.: “Русское слово” - 2002г.
  2. И.В.Можейко, Н.А.Сивова, Н.А.Соболева “Государственная символика России”, - М.: “ЦНСО” - 2003г.
  3. Сайт: www.geraldika.ru
  4. Сайт: www.excurs.ru