Интеллектуальное шоу для сильных учеников 6-х классов "Владения атмосферы"

Разделы: География, Внеклассная работа


Цели  и  задачи:

  • оценить и  проверить усвоение  материала раздела  «Атмосфера»,
  • привлечь  внимание  учащихся  к изучению  географии  через  внеклассное  мероприятие,
  • повысить  качество  знаний  по  предмету,
  • подготовить  к сдаче ЕГЭ.

Участники:

  • учащиеся  6 классов  имеющие   в 1,2 четвертях по  предмету  «4» и «5»;
  • преподаватели  школы;
  • старшеклассники,
  • участники  географических  олимпиад.

Зрители – учащиеся,  имеющие  по географии  по итогам  этих же четвертей «3», родители, учителя.

Место  проведения: актовый  зал  школы.

Оформление  зала:

  • иллюстрации  детей  по  заданной  теме (виды облачности и  осадков),
  • раздаточные листы  для  жюри,
  • бейджики ( для участников  обязательны),
  • таблички «да»,«нет»,
  • проектор,
  • экран,
  • магнитофон,
  • фотоаппарат.

Ход  мероприятия

1. Организационный  момент.

Музыкальное оформление:  песня  «Весенняя». Участники поднимаются  на  сцену.

Формируем  4 ряда  по  8  человек, в  зависимости от  качества  знаний  по  предмету (от 1 к 5).Среди  двух  сильнейших, по  итогам  четвертей,  выбираем  одного  в 5 ряд,  1- будет  главным  участником  шоу.

2. Интеллектуальное  шоу.

-Для  определения  сильнейшего  в 5 ряд необходимо 2 учащимся ответить на  вопросы, оставшийся  является главным участником  шоу, ответивший на вопрос окажется  в 5 ряду.

1. Назовите  самое  опасное  явление  тропосферы. (Озоновые дыры)

2. Что  называли  древние  мореплаватели  компасом? (Постоянные ветра)

3. Прибор  для измерения влажности  воздуха? (Гигрометр)

-1 тур: вопросы  участнику, он  даёт  ответ, а  учащиеся  из 1  ряда поднимают таблички «да» или «нет» ( Если  согласны  с его  ответом-«да» , если не согласны  или  есть  дополнения –«нет»)

1 ряду 

1. Что  такое  атмосфера? (Воздушная  оболочка Земли).

Рисунок1.

2. Где  формируется  погода  Земли? (В  тропосфере)

3. Где  может  содержаться до 30 г/м3  водяного  пара  и  более? (На  экваторе)

1. ряду 

1. Когда   сформировался  современный  состав  атмосферы? (50  млн. лет  назад)

2. Как дует  ночной  бриз, объясните? (С суши  на  море, т. к. море  ещё  тёплое  и поэтому  давление  над  ним  ниже,  чем  над сушей, а  ветер  всегда  дует  из  областей  повышенного  давления  в  области  пониженного.)

3.Все  ли  осадки  выпадают только  из облаков? (Нет, ещё  непосредственно  могут  выпадать из  воздуха)

3 ряду

1. Какой  вес  1  м3   воздуха  над  уровнем  моря? (1 кг. 300г.)

2. Что  значит анероид? (Безжидкостный)

3. В  каких  широтах  относительная  влажность   постоянно  меняется? (В  умеренных ,  в  зависимости  от господствующих  воздушных  масс.)

1 ряду.

1. Назовите  типы  климатов  сформировавшихся  в результате воздействия  океанов (Морской, умеренно- континентальный, континентальный  , резко- континентальный , мусонный)

2. Почему количество  росы  бывает  больше  в  ветреную  погоду? (Происходит перемешивание  воздуха,  ветер  уносит  воздух  уже  выделивший  влагу)

Что может  уменьшить  суточную  величину амплитуды  температуры? (Растительность,  лес.)

5  ряду.

1. В  воздухе  при  температуре  +300  содержится  15  г. Воды,  сколько  ему  не   хватает   до  насыщения? (15 грамм).

Жюри тщательно  следит за  отвечающими , выставляет баллы  и проводит  правильно  ответивших  во  второй  тур.

2-й ТУР.

Каждому  участнику 2  тура (их столько, сколько человек ответили  на  вопросы   правильно  в  1  туре) даётся   лист с 25  вопросами  по  теме «Атмосфера» и даётся  время  3  минуты,  затем   главный  участник  шоу  берёт  лист-вопросник  у  каждого  и  отвечает  на  любой  вопрос.  Учащийся  поднимает  табличку  «да»  если  согласен, и  «нет»  если  не  согласен, или  есть  дополнения  (ответы  контролирует учитель  и  члены  жюри), в  третий  тур  должны  пройти сильнейшие. Чем  их  меньше , тем   выгоднее для   главного участника. Регулировать число  вопросов   может   он сам,  задавая  по их  же  листам  более  сложные  вопросы.

Использование УМК

«Климаты Земли».

Вопросы  по  теме: «Состав  атмосферы».

  1. Что  такое  атмосфера?
  2. От  чего  она защищает  Землю?
  3. Главное  её  назначение?
  4. Есть  ли  атмосфера  на  Луне?
  5. А  если  бы  была?
  6. А на  других  планетах атмосфера  есть?
  7. Назовите  основные  газы  атмосферы.
  8. Что  влияет  на  содержание  углекислого  газа?
  9. Назовите  основные  слои  атмосферы.
  10. Характерная  особенность  тропосферы?
  11. Где формируется  погода Земли?
  12. Назовите  высокие  слои атмосферы.
  13. Когда  появилась  атмосфера?
  14. Когда  появился  кислород?
  15. Когда  сформировался  современный  состав  атмосферы?
  16. Главные  источники  загрязнения?
  17. К  какому  явлению  приводит  рост  СО2  в  атмосфере?
  18. Назовите  явление  в атмосфере  связанное  с сжиганием топлива.
  19. Где  выпадают  кислотные  дожди?
  20. Каковы  их  последствия?
  21. Влияет ли состав  атмосферы  на здоровье  человека.
  22. Назовите  заболевания  связанные  с  этим.
  23. Что делать, чтобы  атмосфера  стала чище?
  24. Назовите  самое  опасное  явление  в  стратосфере.
  25. Так что же  такое  «Прозрачное, лёгкое  покрывало»?

Вопросы  по  теме: «Суточный  и  годовой ход  температуры  воздуха».

  1. Что  показывают  наблюдения  за  температурой?
  2. В  какое  время  суток  температура  наибольшая?
  3. А  когда  наименьшая?
  4. В какое время  года  суточные колебания  больше?
  5. Каковы колебания температур  в умеренных  широтах?
  6. Что  такое  суточная  амплитуда?
  7. От чего  зависит  амплитуда?
  8. Где  амплитуда больше , над  морем или  степью?
  9. От  чего  зависят  годовые  колебания  температур?
  10. На одной  широте  амплитуда  одинакова?
  11. Где  изображают  годовой  ход  температур?
  12. От  чего  зависит  нагревание  воздуха?
  13. Почему  на  экваторе  температура выше , чем  в Павловском районе?
  14. Когда  Солнце  выше  всего?
  15. Как  найти среднесуточную  температуру?
  16. А как  определить  среднегодовую?
  17. Какая  жидкость  может  находиться  в  термометре?
  18. Когда  теплее в Москве, в марте или  в  октябре? Почему?
  19. Какова  особенность измерения  температур на  метеостанции?
  20. Каково строение  термометра?
  21. Будет  ли  лежать  снег  на   вулкане Килиманджаро (5895м.), если  у  подножия  +250?
  22. Что  быстрее  нагревается  вода  или  воздух?
  23. Назовите  основные  элементы  погоды.
  24. С  какой  стороны  открывают  дверцы  метеобудки?
  25. Какого  цвета  жидкость  в   термометрах?

Вопросы  по  теме: «Атмосферное  давление».

  1. Назовите  вес 1 м 3 воздуха  на  уровне  моря.
  2. А  на  Землю  давит?
  3. Назовите  прибор для  измерения давления.
  4. Назовите  учёного, который первым  изобрёл  прибор для  измерения  давления.
  5. На сколько  частей  разделена   метровая  трубка  Торричелли?
  6. Чему  равна  1  часть?
  7. Какова  единица  измерения  давления?
  8. Чему равно  нормальное  атмосферное  давление?
  9. 740мм,710мм, какое  это давление?
  10. Почему  при  подъёме  в  гору  трудно  дышать7
  11. Как  дословно  переводится  слово  барометр?
  12. Что  значит анероид?
  13. Главная  причина изменения  давления?
  14. Составные части  анероида?
  15. Везде  нормальное  атмосферное  давление  будет  равно  760мм.
  16. Каково  самочувствие  у  человека на высоте 300м?
  17. А на  высоте 400м?
  18. А  как же  в  самолётах?
  19. Зависит  ли  атмосферное давление от   воздушных  масс?
  20. Что происходит  с  внутренним  давлением  человека  с  высотой?
  21. А  чувствуют  ли     изменение  атмосферного давления животные?
  22. Есть  ли  ртуть в  барометре – анероиде?
  23. Что  фиксирует стрелка  барометра-анероида?
  24. Какова  масса  воздуха  давящая  на  человека?
  25. Так, что же  такое  атмосферное  давление?

Вопросы  по теме: «Ветер».

  1. Что  такое   штиль?
  2. Что  такое  ветер?
  3. Как  перемещается  воздух  в  тропосфере?
  4. Чем  больше  разница  в  давлении  тем ….?
  5. Почему  дым  от  камина  не  идёт  в  комнату?
  6. Какую  погоду  приносит  северный  ветер?
  7. А какую  из  засушливых  областей?
  8. Способ  изображения  ветров?
  9. Как определить  направление  ветра?
  10. Назовите  прибор  для  определения  направления  ветра.
  11. Как  ветер дует  днём  на  побережье?
  12. Что  такое  муссоны?
  13. Как муссон  дует  зимой?
  14. Что  такое  бриз?
  15. Почему  опасно плавать ночью?
  16. Ветер,  постоянно  дующий  вдоль  экватора?
  17. Как  называют  ветер,  благоприятствующий  переезду?
  18. Ветер, с  французского  «Времена  года».
  19. Романтичное название  в  теме «Ветер»?
  20. Где  в  России  дуют  муссоны?
  21. Почему  образуются  постоянные  ветры  Земли?
  22. В  каком направлении  дует  Ю-В  ветер?
  23. Назовите  причины  образования  ветров.
  24. Что  такое бора, фён, самум?
  25. По  какой  шкале  определяют  силу  ветра?

Вопросы  по  теме: «Водяной  пар  в  атмосфере».

Рисунок2.

  1. Что  произойдет,  если  классную  доску  вытереть  тряпкой?
  2. В  каком  состоянии  находится  вода  в  атмосфере?
  3. Видим  ли мы  водяной  пар?
  4. Что  такое  абсолютная  влажность?
  5. Единица  измерения абсолютной  влажности?
  6. Какие  явления  в  природе  увеличивают  количество водяного  пара  в  атмосфере?
  7. Прибор  для  измерения  влажности  воздуха?
  8. Выяви  зависимость содержания водяного  пара  в  атмосфере от  температуры.
  9. Что такое  относительная  влажность?
  10. Если  говорят, что абсолютная  влажность  = 15% , что  это  значит ?
  11. В  каких  широтах  относительная влажность  постоянно меняется?
  12. Почему  утром  появляется  роса , а  потом исчезает?
  13. Что  такое  туман?
  14. Как  называют  туман  в  смеси  с  частицами  дыма?
  15. Что  такое облако?
  16. Основные  виды  облаков?
  17. Самые  высокие  облака?
  18. Диаметр  облачной  капли?
  19. А  диаметр  дождевой?
  20. «Кучи  ваты», что  так  называют?
  21. Количество водяного  пара  в  воздухе при  температуре – 10  градусов?
  22. Как называется  воздух, если  при  температуре +300  он  содержит 30 г. воды?
  23. В  каком  слое  атмосферы  формируются  облака?
  24. Назовите  самые  лёгкие  облака.
  25. Где  больше  всего  облаков  и  почему?

Вопросы  по  теме: « Погода и климат»

  1. Что  такое  погода?
  2. Назовите  элементы  погоды.
  3. От  чего  зависит  изменение  погоды  в течение  суток?
  4. Какая  погода  на экваторе?
  5. Где  находятся  всемирные  метеорологические  центры?
  6. С  помощью чего  изображают информацию  о погоде на  картах?
  7. Можно ли  прогнозировать  погоду?
  8. Как  можно  предотвратить  град?
  9. А  как  можно  разогнать  облака?
  10. Назовите  признаки  ненастной  погоды.
  11. К какой  погоде птицы  перед  закатом  оживлены , поют?
  12. Назовите  2  типа  погоды.
  13. Что  такое  климат?
  14. Элементы  климата?
  15. Свет и  тепло  на  Земле  распределены  равномерно ?
  16. Где  ярко  выражены  4  сезона  года?
  17. Назовите  тепловые  пояса  Земли.
  18. Что  такое зенит?
  19. Что  такое полярная  ночь?
  20. Что  такое  полярный  день?
  21. Что  такое тропик?
  22. Где  на  Земле  день  равен  ночи круглый  год?
  23. Изменяется  ли  температура  с  географической  широтой?
  24. Как  влияют  тёплые  течения  на  климат?
  25. А  рельеф  влияет  на  климат?

Музыкальная  пауза.

3-й  тур.

Этот  тур проводит  учащаяся 11-го  класса,  которая  будет  сдавать  ЕГЭ  по  географии. «Географиня»   задает вопрос–термин, а  каждый ученик должен   написать  ответ  маркером  на   листе , ответивший  не  правильно уходит и так  до тех  пор ,пока не останется   3  человека.:

-Нижний  слой  атмосферы? (Тропосфера)

Рисунок3.

-Перемещение  воздуха над  поверхностью  Земли в  горизонтальном  направлении? (Ветер)

-Прибор для  измерения  атмосферного  давления? (Барометр)

-Прибор для   измерения  количества  осадков? (Осадкомер)

-Устойчивые  ветра  над  определёнными  областями   Земли,  дующие  летом  с  океана   на  сушу, а  зимой  наоборот? (Муссоны)

-Многолетний режим погоды,  характерный   для  какой-либо местности? (Климат)

-Период  времени,  когда  Солнце, определённое количество  суток  не  поднимается  над горизонтом? (Полярная  ночь)

-Разность  между  наибольшими  и  наименьшими значениями  температуры воздуха? (Амплитуда)

-Количество водяного  пара  находящегося  в  атмосфере, измеряется  в граммах  в 1 м 3  воздуха?  (Абсолютная  влажность)

- Тонкий слой  ледяных   кристаллов, осаждающийся  из  водяных  паров атмосферы   на  охлаждённой  поверхности  почвы,  травы, предметов? (Иней)

-Наивысшая   точка небесной  сферы над  головой наблюдателя? (Зенит)

-Туман,  поднявшийся на  определённую высоту? (Облако)

-Воздушная  оболочка  Земли. (Атмосфера)

- Прибор  для  измерения  температуры воздуха? (Термометр)

-Прибор  для  измерения  температуры  воздуха? (Термометр)

-Как  называется  воздух,  если  при  температуре + 30  0 он  содержит 30  грамм  воды. (Насыщенный)

- Газ, содержание   в  атмосфере   которого  78  %? (Азот)

-Состояние  тропосферы  в  данном  месте  за  определённый  промежуток времени? (Погода)

-Назовите  дни  весеннего  и  осеннего  равноденствия .(21 марта и 23  сентября)

- Назовите  дни  летнего  и   зимнего   солнцестояния. (22 июня  и 22 декабря)

Использование слайдов УМК .

«Атмосферные  осадки»

«Прогноз погоды».

Музыкальная пауза  «У  природы  нет  плохой  погоды».

4-й  тур.

Вопросы  задаёт  учитель  географии.

Сначала  на  листах  пишут ответ  3  участника  финального  тура, а  затем  отвечает  устно  главный  участник  шоу,  победителем  будет  считаться тот,  кто  ответит  правильно   на  большее  количество вопросов.

1. Кто  изобрёл  в  1643  году  прототип  нынешнего   барометра? (Итальянский  учёный Эванджелиста Торричелли).

2. Будет  ли  лежать   снег  на  горе  Косцюшко,  если  у  неё  подножия  температура  +140? (Нет, т.к. на  вершине будет  +40).

3. Если  температура  воздуха – 300 , толщина  снега  50  см. какова  будет  температура  почвы? (- 30).

4. Нормальное  атмосферное  давление для  г. Москвы? (748мм. ртутного  столба).

Музыкальная  пауза: песня  «География»

Подведение  итогов.

Слово членам  жюри.

Председатель жюри награждает  грамотой победителя  интеллектуального  шоу.

Под   музыку  песни   «Метель»   завершается  очередное  интеллектуальное шоу   

«33 шестиклассника».

Спасибо  всем  за  активное  участие.