Внеклассное чтение в 3-м классе. КВН на тему "Русские народные сказки"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • обобщить знания детей по теме «Русские народные сказки»;
  • пробудить интерес к чтению; расширить кругозор;
  • развить воображение, находчивость, смекалку.

Подготовка к уроку: дети заранее делятся на 2 команды, выбирают название и капитана, каждая команда получает домашнее задание – инсценировать любую русскую народную сказку.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Приветствие команд

– Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в сказочную страну. Полетим туда через моря, поля на сказочном ковре-самолёте. Но в эту страну принимают самых начитанных, самых сообразительных и самых находчивых. Вы должны пройти ряд испытаний.
– Прежде чем попасть к сказочным героям, посмотрите на эту палочку. Я взмахну этой волшебной палочкой и скажу заклинания. Вы должны повторить эти слова, и мы окажемся в сказочной стране: «Фри, Фри-флау, Фри-флау-фло!»
– Итак, мы в стране сказок. Здесь нас ждут сказочные герои и наши команды. Они уже готовы начать состязания.
– Команды, на сцену.

Приветствие команд. (См. Приложение 1)

3. Разминка

Вопросы задаются командам по-очереди.

– Какие слова говорил Иван – царевич, чтобы войти в избушку Бабы Яги?(«Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом!»)

Кто может словами Ивана позвать Сивку-Бурку? (Сивка-Бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!)

Какую песенку пел колобок?

(Я колобок, колобок,
 По амбару метён,
По сусекам скребён,
В жаркой печке печён,
 На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
А от тебя – то…
И подавно уйду!)

Какую песню пела коза своим козлятам?

(«Козлятушки – ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Бежит молочко по вымечку,
С вымечка по копытечку,
С копытечка во сыру землю!»)

4. Конкурс «Угадай героя сказки»

1. «В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась… Какое ей было житьё, какое приволье, какое раскошье! Всего много, всё есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце её ничему не радовалось». (Царевна Несмеяна)

2. «Выйдет бывало, она в поле,обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить – поживать». (Крошечка-Хаврошечка)

3. «… Сестрица моя,
Выплынь, выплынь на бережок!
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!...» (Братец Иванушка)

«Жил-был … со своей матерью. Ничего не делал, только песни пел да на печи сидел. Мать ему: «Пойди дров наруби!»
«Да чего-то неохота, матушка», – отвечает и лежит на печи.И так, что не попросит мать, на всё один ответ: «Неохота». (Емеля)

5. Конкурс на лучшее знание сказок

– Вы много читали сказок, поэтому вам легко будет ответить на вопросы викторины. Как называется сказка?

Вопрос 1. «Как взмахнул Иван своим булатным мечом раз – другой, так и снёс у Чуда-юда шесть голов. А Чудо-юдо ударил – по колени Ивана в сырую землю вогнал. Иван – крестьянский сын захватил горсть песку и бросил своему врагу прямо в глазища. Пока Чудо-юдо свои глазищи протирал да прочищал, Иван срубил ему и остальные головы. Потом рассёк туловище на мелкие части, побросал в реку Смородину, а девять голов под калиновый мост сложил. Сам в избушку вернулся. Лёг и заснул, будто ничего не случилось». («Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо)

Вопрос 2. «Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошёл Иван-царевич стеречь отцовый сад, и даже присесть боится, не то что прилечь. Как его сон задолеет, он росой с травы умоется, сон прочь с глаз. Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит – на яблоню села Жар-птица и клюёт золотые яблоки. Иван-царевич тихонько подполз к яблоне и поймал птицу за хвост. Жар-птица встрепенулась и улетела, осталось у него в руке одно перо от её хвоста». (Иван-царевич и серый волк)

Вопрос 3. Иван-царевич вошёл в дом. Девица его приняла, напоила-накормила и расспросила. Он ей рассказал, что пошёл доставать мать Кощея Бессмертного.
Девица говорит ему на это:
– Трудно вернуть мать, Иван-царевич! Кощей ведь Бессмертный – убьёт тебя. Ко мне он часто ездит… У него меч в пятьсот пудов, поднимешь ли его? Тогда ступай!
Иван – царевич не только поднял меч, ещё бросил кверху; сам пошёл дальше». («Кощей Бессмертный»)

Вопрос 4. «Царевич подал другое ведро. Кощей выпил и запросил третье, а как выпил третье ведро – взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал.
– Спасибо, Иван-царевич, – сказал Кощей Бессмертный, – теперь тебе никогда не видеть Марьи Моревны, как ушей своих. – И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил её и унёс к себе. А Иван-царевич громко-громко заплакал, снарядился и пошёл в путь-дорогу: «Что ни будет, а разыщу Марью Моревну!» («Марья Моревна»)

Вопрос 5. «Долго ли, коротко ли, в третий раз царь собирает пир, зовёт князей и бояр:
– Кто бы выбрался из охотников привезти молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я бы этому седоку пол царства отдал.
Тут опять большой хоронится за среднего, а средний за младшего, а от меньшего ответу нет.
Выходит Иван-царевич и говорит:
– Дай мне, батюшка, благословеньице, с буйной головы до резвых ног, ехать в тридесятое царство – поискать тебе молодильных яблок и живой воды да поискать ещё моих братьев». («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»)

Вопрос 6. «Растёт сынок у охотника, как тесто на опаре всходит, не по дням, а по часам. И вырос большой: умён, пригож, молодец молодцом. Вот ка-то раз пошёл отец по саду погулять, гулял он гулял и вышел к реке. В то самое время поднялся из воды человек: борода – по пояс, волосы –  до пят.Стал на воде и говорит:
– Что же, ты, обещать, скор и, забывать, скор? Припомни-ка, ведь ты должен мне.
Воротился охотник домой темней тучи и говорит жене: «Сколько ни держать нам при себе нашего Ивашку, а надобно отдать. Дело неминучее». («Василиса Премудрая»)

Конкурс «Угадай кроссворд» (См. Приложение 2)

Каждой команде выдаётся кроссворд – 5 минут.

7. Конкурс «Займи своё место»

Игра «Кошкин дом»

От каждой команды вызываются 3 «пожарных». Ставятся стулья (по количеству участников) на расстоянии друг от друга. На спинку стула накинуты пиджаки (наизнанку.) Обувь складывается посередине в общую кучу. По сигналу: «Пожар!» все «пожарные» бегут к стульям и одеваются. Побеждает та команда, которая первой выполнит все условия конкурса.

8. Домашнее задание (инсценирование сказок)

9. Подведение итогов

Слово жюри. Награждение.