«Воспитание дело трудное, и улучшение
его условий – одна из священных обязанностей
каждого человека, ибо нет ничего более важного,
как образование самого себя и своих близких»
Сократ
I. Цели:
- Максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие потенциальных талантов.
- Воспитание нравственного человека-личности, способной принимать решение в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, перед окружающими его людьми, своей страной и человечеством.
- Укрепление физического и психического здоровья учащихся.
Задачи:
- Формирование и развитие классного коллектива.
- Организация системы отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива.
- Создание условий для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.
- Способствовать развитию познавательных интересов учащихся.
- Защита прав и интересов обучающихся.
- Развивать творческую деятельность через КТД.
- Организация системной работы с коллективом класса.
- Гуманизация отношений между обучающимися в коллективе.
- Организация социально-значимой, творческой деятельности воспитанников в классном обществе через развитие ученического самоуправления.
- Создание ситуации защищенности, эмоционального комфорта, благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности.
Главное в воспитании: создание условий для саморазвития человека, как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Основа воспитания: ориентация детей на вечные абсолютные ценности:
- человек,
- семья,
- отечество,
- труд,
- знания,
- мир,
- культура,
- земля,
- жизнь.
Ведущие качества личности:
- Любовь к Родине
- Толерантность, готовность к диалогу с представителями разных культур
- Уважение ценности семьи, здоровья, окружающей среды
- Сформированность морально-нравственной позиции личности
- гуманность,
- требовательность,
- способность к сотрудничеству,
- любознательность,
- трудолюбие,
- честность,
- самостоятельность,
- бережливость.
Функции и содержание работы классного руководителя:
1. Организационно-координирующая:
- установление связи общеобразовательного учреждения с семьей;
- взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, другими специалистами общеобразовательного учреждения;
- учет и стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
- индивидуальное, воздействие и взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом как субъектами этой деятельности;
- ведение документации (классный журнал, дневники, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативная:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимся;
- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностическая:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
- определение состояния и перспектив развития классного коллектива.
Формы работы классного руководителя с детьми:
- Игровые.
- Дискуссионные.
- Состязательные.
- Творческого труда.
- Индивидуальные
- Тренинги
- Художественного творчества.
- Психологические (позволяющие ребенку осознать самого себя).
- Групповые.
- Коллективные
Полномочия классного руководителя.
Классный руководитель как административное лицо имеет право:
- регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье детей (данные вносятся в диагностику здоровья);
- контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;
- контролировать успеваемость каждого ученика;
- приглашать родителей в школу;
- разрабатывать (совместно с психологом, медиком и др.) программы индивидуальной работы с детьми.
- выносить на рассмотрение администрации, Методического совета или Совета школы согласованные с классным коллективом предложения;
Классный руководитель не имеет права:
- унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички и т.д.;
- использовать оценку для наказания или расправы над учеником;
- злоупотреблять доверием ребенка, использовать семью для наказания ребенка;
- обсуждать за глаза своих коллег, подрывая авторитет учителя и всего пед.коллектива.
Классный руководитель как административное лицо обязан:
- Организовать учебно-воспитательный процесс в классе.
- Вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими коллективами.
- Фиксировать психические и педагогические отклонения в развитии школьника, оповещать об этом администрацию и находить активные способы педагогической коррекции.
- Оказывать помощь ученику в решении его острых проблем.
- Вести документацию, отражающую ход и
результативность воспитательной работы:
- личные дела учащихся;
- классный журнал;
- план воспитательной работы;
- диагностику уровня воспитанности;
- дневники учащихся;
- диагностику здоровья;
- диагностику достижений учащихся (успеваемость, навыки учебного труда, общественный рост ребенка);
- работать в контакте с родителями и оказывать им помощь в воспитании детей;
- папки с разработками воспитательных мероприятий.
Критерии оценки работы классного руководителя
Основными критериями оценки работы классного руководителя является мера повышения уровня воспитанности учащихся, их развитие:
- интеллектуальное;
- нравственное.
Критерием оценки служит и мера развития классного коллектива, педагогическое мастерство классного руководителя и его активная жизненная позиция в жизни школы.
II. Планирование воспитательной работы
Задача планирования – так организовать жизнь коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно и с желанием участвовали в делах класса, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности постоянно, стремились к познанию самих себя.
Содержание плана воспитательной работы:
1. Данные о классе (использовать анкеты родителей).
2. Характеристика классного коллектива (использовать примерную схему составления характеристики классного коллектива).
3. Диагностика уровня воспитанности учащихся (сводная таблица – цель: выявить уровень воспитанности каждого ученика, в соответствии с которым строить индивидуальную воспитательную работу с учащимися и повышать уровень воспитания учащихся. Периодичность проведения диагностики: два раза в год (октябрь, апрель).
На практике использовать три уровня: высокий (В), средний (С), низкий (Н).)
Уровень воспитанности подводить по следующим параметрам:
- физическое развитие (группа здоровья),
- воспитанность (хорошие манеры),
- жизнерадостность (активность),
- гуманность (чуткость),
- творчество (возможность творческой деятельности),
- честность (правдивость),
- ответственность (чувство долга),
- общественное признание (положение в коллективе),
- прилежание,
- аккуратность,
- дисциплинированность,
- трудолюбие (продуктивность в работе),
- отношение к природе,
- самооценка (отношение к себе),
Воспитанность включает:
- запас нравственных знаний ученика (что он знает о нормах поведения и об отношении к обществу, к труду, к другим людям, к себе);
- нравственные убеждения (как ученик принимает эти нравственные нормы для себя лично – его смыслы, мотивы, ценности);
- реальное нравственное поведение (как ребенок воплощает нравственные знания и убеждения в своем поведении).
Воспитанность – это согласованность между знаниями, убеждениями и поведением, а не сумма частных свойств личности – честность, трудолюбие и владение внешними признаками поведения
4. Общественные поручения:
Каждая группа выполняет определенное поручение всю неделю, затем поручение меняется.
Староста класса – главный помощник учителя – выполняет отдельные распоряжения педагога. Вместе с активом класса участвует в организации жизни классного коллектива, контролирует работу в группах, выступает представителем класса в школе, (выбирается на 1 месяц).
Санитары класса – каждый день проверяют чистоту ребят (руки, уши, прическа), следят за наличием платочка, за классной аптечкой, помогают дежурным проветривать класс, поддерживать в нем порядок.
Цветоводы класса – ухаживают за цветами в классе, поливают, подкармливают растения. Организует подкормку птиц.
Хозяйственники класса (или дежурные) – следят за чистотой класса, после занятий приводят класс в порядок, раздают все необходимое, что нужно для уроков изобразительного искусства и технологии (клей, пластилин, шаблоны, ножницы, цветную бумагу, альбомы, картон и т.д.). В обязанности хозяйственников класса входит поддерживать порядок там, где хранится имущество класса: учебные пособия, книги, тетради.
Физкультурники и игровики – учат и показывают ребятам комплекс утренней зарядки, организуют игры на переменах (подвижные, настольные), проводят физкультминутки на уроках.
4. Диагностика здоровья учащихся (сводная таблица)
Периодичность проведения итогов по здоровью – (один раз в год после обследования детей Службой здоровья) В диагностику здоровья каждого ученика входит: рост, масса тела, осанка, острота зрения, диагноз врачей, оценка физического развития, группа здоровья, рекомендации врача, пропуски за год (по болезни). В конце учебного года заполняется сводная таблица диагностики здоровья, в которую входят положительные изменения и отрицательные изменения в здоровье ребят за год (в сравнении с прошлым годом). Итог диагностики здоровья подводить на первом родительском собрании (сентябрь), намечать пути улучшения здоровья детей данного класса (учителю, совместно с родителями).
5. Диагностика достижений учащихся:
- успеваемость,
- навыки учебного труда,
- общественный рост ребенка.
6. Определение цели и задач на новый учебный год на основе возраста детей, уровня развития классного коллектива, на основе всех диагностик.
7. Тематика классных собраний.
8. Тематика родительского всеобуча.