Цель: активизация познавательного интереса к истории и культуре своего народа.
Задачи:
- Познакомить учащихся с историей художественного промысла производства подносов Жостово.
- Развивать творческую и познавательную активность, фантазию, художественный вкус; формировать навыки работы с художественными материалами (кистью, красками).
- Воспитывать любовь и интерес к родной культуре, ее истории, традициям.
Оборудование и материалы:
- слайд-шоу;
- иллюстративный материал
- жостовские подносы.
- книжная выставка «Народные промыслы России».
Раздаточный материал: заготовки подносов из картона с предварительно нанесенным рисунком, гуашь, кисти, баночка для воды.
Форма проведения: урок творчества.
Основные этапы:
1. Беседа об истории жостовского
художественного промысла, разнообразие форм
подносов и вариантов построения цветочных
композиций.
2. Демонстрация основных приемов жостовского
письма. (Демонстрируется выполнение фрагментов
росписи, слайд-шоу).
3. Постановка художественной задачи.
4. Практическое выполнение задания.
5. Подведение итогов.
ХОД УРОКА
1. Беседа
Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами собрались на очередной библиотечный урок. Мы поговорим с вами об удивительном промысле – Жостово. (Приложение. Слайд 1 с названием урока)
Чтец читает стихотворение. (Звучит тихая русская народная мелодия).
«Жостовские кисти».
В тиши родного края,
Под сенью сосен древних
Живет одна простая
Российская деревня.
Проснется спозаранку
В любую непогоду
И стелет самобранку
Для праздника природы.
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака,
Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый…
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.
В садах никто не сможет
Собрать таких букетов
На сон цветной похожи
Живые самоцветы.
В тиши родного края,
Под сенью сосен древних
Находит их простая
Российская деревня.
Звучит музыка – Синявский А., сюита «Музыка русских узоров». (Приложение. Слайд 2 – деревня Жостово).
Учитель: Есть в Подмосковье деревня,
жители которой уже более полутора веков владеют
мастерством украшения всего одной вещи –
подноса.
История жостовского промысла своеобразна. Она
восходит к началу 19века, когда возникли
мастерские по изготовлению подносов. Сначала их
изготавливали из папье-маше. В середине и,
особенно во второй половине 19века производство
подносов увеличилось, причем папье-маше
заменило железо. Сейчас выпускают 26 различных
форм подносов: круглая, овальная, прямоугольная,
«гитарная», восьмигранная и др. (Приложение.
Слайд 3)
Жостовский поднос знают почти во всем мире. И не
удивительно. Букет, украшающий его, великолепно
вписан в форму предмета. Он прост и выразителен.
Основным мотивом росписи становится цветочный
букет из садовых и полевых цветов на чёрном (Приложение. Слайд 4 – поднос на чёрном
фоне) или красном фоне. Значительно реже фоном
служат другие цвета. Нередко цветы сопровождают
изображения фруктов, ягод или птиц. (Приложение.
Слайды 5 – фрукты, ягоды, птицы). Наносится
рисунок в определенной последовательности.
2. Демонстрация основных приемов жостовского письма
Поэтапное выполнение росписи:
Цветочную роспись жостовские мастера выполняют масляными красками свободным кистевым мазком без предварительного рисунка. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой. Эти этапы имеют свое название.
- Грунтовка. Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку, ее грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает черным.
- Замалевок. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев. (Приложение. Слайд 6 – замалевок)
- Тенежка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. (Приложение. Слайд 7 – тенежка)
- Прокладка. Плотными яркими красками «прокладываются» светлые места росписи. Уточняются многие детали. (Приложение. Слайд 8 – прокладка)
- Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объем. (Приложение. Слайд 9 – бликовка).Завершается роспись изящной графикой «чертежки» и «привязки».
- Чертежка. При помощи тонкой кисти наносятся штрихи – прожилки, кружевные края у листочков, прописываются “семенца” в центре чашечек. (Приложение. Слайд 10 – чертежка)
- Привязка. Прописываются стебельки и травинки. Букет объединяется в единое целое. (Приложение. Слайд 10 – привязка)
- Уборка. Борта подноса украшаются легким, ажурным орнаментом. (Приложение. Слайд 11 – уборка) После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой. Последняя операция – наводка зеркального блеска – выполняется ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка. И вот поднос готов. (Приложение. Слайд 12 – уборка). Каждый мастер использует свои приемы, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма. В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений. Во многих домах жостовские подносы являются как нужной, полезной вещью, так и украшением на столе или картиной на стене.
3. Постановка художественной задачи
– А сейчас ребята вы сами превратитесь в художников по росписи подносов. Я вам раздаю подносы разных форм, а вы разрисуете их, как вам понравится.Дайте вашим подносам название. И мы сделаем выставку из ваших подносов.
4. Выполнение задания
5. Подведение итогов
В конце урока на доске из лучших работ организуется выставка « России яркие букеты».
Литература:
1. Романова И.А., Крапивина И.А.
Альбом «Искусство жостова», М.: «Советская
Россия», 1987 г.
2. Троицкая Н.Б. «Нестандартные уроки и
творческие занятия», М.: Дрофа, 2003 г.
3. Энциклопедический словарь юного художника, М.:
Педагогика, 1985 г.