Внеклассное мероприятие по МХК по теме "Япония — Страна восходящего солнца. Чай из утренней сакуры"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: приобщить детей к японской культуре, через знакомство с чайной церемонией.

Задачи урока:

  • Научить детей разбираться в терминологии, символике японской культуры.
  • Вызвать интерес к творчеству японских художников, поэтов, музыкантов.
  • Воспитывать в детях чувство стиля, вкуса.

Тип урока: Урок-спектакль, церемония.

Оборудование: музыкальный центр, костюмы (кимоно), принадлежности к чайной церемонии.

Оформление кабинета – подготовительный этап к провидению урока.
Кабинет оформлен в японском стиле: центр кабинета – японский сад, где каждый комнатный цветок
на полу символизирует дерево сада. Маленькие столики, стоящие вокруг нашего сада, оформлены по-разному: морская стихия, осенние листья, бабочки. Обязательно в оформлении, ребята стремятся к миниатюрности и индивидуальности. На классной доске изображена цветущая вишня (гуашью), но на начало урока доска закрыта. Сбоку написаны иероглифы: "Благодарность чаю".

Сценарий урока.

Учитель:

Тяга к прекрасному
Может сказываться во всем,
Чем бы ни увлекался человек, –
Стихами, каллиграфией,
Живописью, музыкой, составлением экибаны,
Чайной церемонией.

Кикудзи: Я с волнением вступил на первый камень родзи – дорожки ведущей к чайному павильону (тясицу). Прикосновение к шершавой поверхности с прозеленью мха по краям, как всегда доставляет большое удовольствие.
(Ученик, играющий роль Кикудзи, движется медленно по саду)
Ученица: Дорожка сада как-то сразу настраивала Кикудзи на предстоящее действо, просветляющее ум и душу, в котором воплотились истинные жизненные ценности – красота простого естественность и чистота, сердечность и гармония.
(Свои слова ученики произносят сидя за столиками, как бы комментируя происходящее в центре)
Кикудзи: Чайный сад – сколько его помню, он остаётся неизменным, в своём вечнозелёном облачении, только осень и зима вносили некоторые изменения.
Ученица: Дядя Кикудзи посадил в саду клён – это было данью памяти великого чайного мастера Сэнно Рикю. Однажды, готовясь к чайной церемонии, Рикю просил своего сына:
Рикю: Сынок, уберись в саду.
Сын: Я тщательно подмёл, вымыл камни, сбрызнул мох водой.
Рикю: Этого недостаточно…
Сын: Но я не знаю, что еще убрать...
(Эта сцена представлена в одном из уголков нашего сада)
Ученик: Рикю укоризненно вздохнул, подошёл к клену и тряхнул его. Рассыпались листья, и сын понял, что чистота не должна быть показной, а листья это – не сор, а украшения.
(Кикудзи продолжает путь)
Кикудзи: Как проста и величава жизнь природы…
Поистине живое дыхание вечности…
Ученик: С каждым шагом Кикудзи чувствовал, как легче ему дышится.
Ученик: Пройдя, несколько шагов по тропинке сада, он увидел перед собой «запрещающий камень».
Кикудзи: Впереди пути нет! Нужно свернуть на боковую дорожку, она тоже приведёт к тясице.
Ученица: Но почему Кикудзи должен был идти по другой дорожке, что за таинственность?
Это напомнило слова дзэнского монаха: «Не люблю луну, если она не окутана облаками».
Недоговорённость, незавершённость, неясность связаны с сокровенным пониманием истины.
Кикудзи: Но, что это белеет и бросается в глаза, ярко выделяющееся на фоне почти однотонной зелени?
(Звучит фонограмма народной японской песни «Вишня», на японском языке. Девочка в кимоно открывает доску, где изображена вишня)
Ученица исполняет песню «Вишня» (на русском языке)
Другая ученица танцует, под эту песню танец с веером.
Кикудзи: Вот почему сегодня такой путь – сакура в цвету!
Ученик: Это не просто дерево, это воплощение молодости, женственности, красоты и обаяния.
Ученица: Кикудзи подошел к воротам. Ни какой ограды не было, ворота стояли сами по себе и отделяли внешнюю часть родзи от внутренней.
Ученик: Прохождение через ворота означало, что человек полностью оставляет позади себя все тревоги, заботы, волнения, всю жизненную суету и входит в мир покоя, уважения, доброжелательности и гармонии.
Ученик: А вот и куцубай – невысокий камень с выдолбленной ёмкостью в виде полусферы. Этот сосуд наполнялся водой перед приходом гостей.
Ученик: Символическое омовение от мирской пыли, было ещё одним важным шагом, перед вступлением в тясицу.
Кикудзи: Тясица!
Ученица: Это небольшой домик, с проёмом в стене, обычным путём в него не войти. Нужно было присесть на корточки и «влезать» на четвереньках, оставляя обувь.
Ученик: Вползая на четвереньках, со склонённой головой, гость проникался смирением, сознанием
равноправия всех участников церемонии.
(Кикудзи, сняв обувь, символически вползает в тясицу, усаживается на циновку напротив девочки, сидящей за столиком, и осматривается вокруг).
Кикудзи: Какой прекрасный свиток: «Благодарность чаю»!
(Он кланяется хозяйке тясицы, она наливает ему чай)
И все девочки разливают чай мальчикам и гостям в классе
(Подают чай и принимают чай с поклоном)
(Лучше, если чай будет разным: зелёный с жасмином, магнолией, каркадэ и т.д.)
Ученица: Кикудзи, не спеша, сделал несколько глотков. Взор его привлекла ваза, инкрустированная перламутровым цветом сакуры. Кикудзи охватил восторг.
Кикудзи: Как тонко выражена основная тема тяною.
Ученица: Дядя не стал ставить цветочную композицию, ведь все уже видели живые цветы. Он только дал возможность вспомнить и аромат цветов.
Кикудзи: Благодарность чаю!
Хозяйка тясицы: Благодарность чаю!
(Все говорят друг другу: «Благодарность чаю»!)
Ученица: Бесконечно много таят в себе эти два слова. За ними сокровенная душевная чистота, которую открывает человек в чайной церемонии.
Учитель: Чайная церемония может послужить источником наслаждения, только при условии, если и хозяин, и гости умеют ценить это искусство!