Цель урока: приобщить детей к японской культуре, через знакомство с чайной церемонией.
Задачи урока:
- Научить детей разбираться в терминологии, символике японской культуры.
- Вызвать интерес к творчеству японских художников, поэтов, музыкантов.
- Воспитывать в детях чувство стиля, вкуса.
Тип урока: Урок-спектакль, церемония.
Оборудование: музыкальный центр, костюмы (кимоно), принадлежности к чайной церемонии.
Оформление кабинета – подготовительный этап к
провидению урока.
Кабинет оформлен в японском стиле: центр
кабинета – японский сад, где каждый комнатный
цветок
на полу символизирует дерево сада. Маленькие
столики, стоящие вокруг нашего сада, оформлены
по-разному: морская стихия, осенние листья,
бабочки. Обязательно в оформлении, ребята
стремятся к миниатюрности и индивидуальности. На
классной доске изображена цветущая вишня
(гуашью), но на начало урока доска закрыта. Сбоку
написаны иероглифы: "Благодарность чаю".
Сценарий урока.
Учитель:
Тяга к прекрасному
Может сказываться во всем,
Чем бы ни увлекался человек, –
Стихами, каллиграфией,
Живописью, музыкой, составлением экибаны,
Чайной церемонией.
Кикудзи: Я с волнением вступил на
первый камень родзи – дорожки ведущей к чайному
павильону (тясицу). Прикосновение к шершавой
поверхности с прозеленью мха по краям, как всегда
доставляет большое удовольствие.
(Ученик, играющий роль Кикудзи, движется медленно
по саду)
Ученица: Дорожка сада как-то сразу
настраивала Кикудзи на предстоящее действо,
просветляющее ум и душу, в котором воплотились
истинные жизненные ценности – красота простого
естественность и чистота, сердечность и
гармония.
(Свои слова ученики произносят сидя за столиками,
как бы комментируя происходящее в центре)
Кикудзи: Чайный сад – сколько его помню,
он остаётся неизменным, в своём вечнозелёном
облачении, только осень и зима вносили некоторые
изменения.
Ученица: Дядя Кикудзи посадил в саду
клён – это было данью памяти великого чайного
мастера Сэнно Рикю. Однажды, готовясь к чайной
церемонии, Рикю просил своего сына:
Рикю: Сынок, уберись в саду.
Сын: Я тщательно подмёл, вымыл камни,
сбрызнул мох водой.
Рикю: Этого недостаточно…
Сын: Но я не знаю, что еще убрать...
(Эта сцена представлена в одном из уголков нашего
сада)
Ученик: Рикю укоризненно вздохнул,
подошёл к клену и тряхнул его. Рассыпались
листья, и сын понял, что чистота не должна быть
показной, а листья это – не сор, а украшения.
(Кикудзи продолжает путь)
Кикудзи: Как проста и величава жизнь
природы…
Поистине живое дыхание вечности…
Ученик: С каждым шагом Кикудзи
чувствовал, как легче ему дышится.
Ученик: Пройдя, несколько шагов по
тропинке сада, он увидел перед собой
«запрещающий камень».
Кикудзи: Впереди пути нет! Нужно
свернуть на боковую дорожку, она тоже приведёт к
тясице.
Ученица: Но почему Кикудзи должен был
идти по другой дорожке, что за таинственность?
Это напомнило слова дзэнского монаха: «Не люблю
луну, если она не окутана облаками».
Недоговорённость, незавершённость, неясность
связаны с сокровенным пониманием истины.
Кикудзи: Но, что это белеет и бросается в
глаза, ярко выделяющееся на фоне почти
однотонной зелени?
(Звучит фонограмма народной японской песни
«Вишня», на японском языке. Девочка в кимоно
открывает доску, где изображена вишня)
Ученица исполняет песню «Вишня» (на
русском языке)
Другая ученица танцует, под эту песню танец с
веером.
Кикудзи: Вот почему сегодня такой путь
– сакура в цвету!
Ученик: Это не просто дерево, это
воплощение молодости, женственности, красоты и
обаяния.
Ученица: Кикудзи подошел к воротам. Ни
какой ограды не было, ворота стояли сами по себе и
отделяли внешнюю часть родзи от внутренней.
Ученик: Прохождение через ворота
означало, что человек полностью оставляет позади
себя все тревоги, заботы, волнения, всю жизненную
суету и входит в мир покоя, уважения,
доброжелательности и гармонии.
Ученик: А вот и куцубай – невысокий
камень с выдолбленной ёмкостью в виде полусферы.
Этот сосуд наполнялся водой перед приходом
гостей.
Ученик: Символическое омовение от
мирской пыли, было ещё одним важным шагом, перед
вступлением в тясицу.
Кикудзи: Тясица!
Ученица: Это небольшой домик, с проёмом
в стене, обычным путём в него не войти. Нужно было
присесть на корточки и «влезать» на
четвереньках, оставляя обувь.
Ученик: Вползая на четвереньках, со
склонённой головой, гость проникался смирением,
сознанием
равноправия всех участников церемонии.
(Кикудзи, сняв обувь, символически вползает в
тясицу, усаживается на циновку напротив девочки,
сидящей за столиком, и осматривается вокруг).
Кикудзи: Какой прекрасный свиток: «Благодарность
чаю»!
(Он кланяется хозяйке тясицы, она наливает ему
чай)
И все девочки разливают чай мальчикам и
гостям в классе
(Подают чай и принимают чай с поклоном)
(Лучше, если чай будет разным: зелёный с жасмином,
магнолией, каркадэ и т.д.)
Ученица: Кикудзи, не спеша, сделал
несколько глотков. Взор его привлекла ваза,
инкрустированная перламутровым цветом сакуры.
Кикудзи охватил восторг.
Кикудзи: Как тонко выражена основная
тема тяною.
Ученица: Дядя не стал ставить цветочную
композицию, ведь все уже видели живые цветы. Он
только дал возможность вспомнить и аромат
цветов.
Кикудзи: Благодарность чаю!
Хозяйка тясицы: Благодарность чаю!
(Все говорят друг другу: «Благодарность чаю»!)
Ученица: Бесконечно много таят в себе
эти два слова. За ними сокровенная душевная
чистота, которую открывает человек в чайной
церемонии.
Учитель: Чайная церемония может
послужить источником наслаждения, только при
условии, если и хозяин, и гости умеют ценить это
искусство!