Класс: 7.
Тема: Второй признак равенства треугольников.
Цели:
- ознакомление учащихся с теоремой о втором признаке равенстве треугольников;
- совершенствование навыков решения задач на применение первого и второго признаков равенства треугольников;
- показ учащимся практической необходимости теоремы;
- совершенствование навыков грамотной устной и письменной математической речи;
- формирование аккуратного выполнения рисунков.
Оборудование: мультимедийный проектор, цветные мелки.
Литература: учебник «Геометрия 7-9» авторов И.М.Смирновой, В.А Смирнова. Издательство «Мнемозина». Москва, 2008.
План урока.
- Организационный момент.
- Целевая установка.
- Актуализация опорных знаний.
- Изучение нового материала.
- Закрепление.
- Итог.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Целевая установка.
3. Актуализация опорных знаний.
Устная работа.
- Какие два треугольника называются равными? (Два треугольника называются равными, если стороны одного соответственно равны сторонам другого и углы, заключенные между соответственно равными сторонами, равны).
- Обязательно ли сравнивать все пары сторон и углов двух треугольников, чтобы убедиться в их равенстве? (Нет. Можно использовать первый признак равенства треугольников).
- В чем заключается первый признак равенства треугольников?
- Задача по учебнику §8 № 16:
Чтобы измерить на местности расстояние между двумя точками А и В, между которыми нельзя пройти по прямой выбирают какую-нибудь точку С, для которой можно измерить расстояния АС и ВС, откладывают отрезки СD=АС и СЕ=ВС. Тогда расстояние между точками Е и D будет равно искомому расстоянию. Объясните почему.
Смотрите приложение 1 (Презентация Microsoft PowerPoint)
4. Изучение нового материала.
1) Лабораторная работа. Построим отрезок АВ=5 см, ∟А=60º, ∟В=45º. Точку пересечения их сторон отметим через С. Построим А1В1=5 см, ∟А1=60º, ∟В1=45º. Точка С1 – точка пересечении сторон углов.
Равны ли треугольники?
(Да равны, так как АС=А1С1, ВС=В1С1, ∟С=∟С1 или на основании первого признака проверить АС=А1С1 (ВС=В1С1)).
2) Теорема (Второй признак равенства треугольников). Если стороны и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.
Дано: ∆АВС, ∆А1В1С1, АВ=А1В1, ∟А=∟А1, ∟В=∟В1
Доказать: ∆АВС= ∆А1В1С1
Доказательство: по аксиоме, можно отложить ∆АВС от луча А1В1 в полуплоскости, определяемый вершиной С1.
Вершина А совместиться с вершиной А1. Так как АВ=А1В1, вершина В совместиться с вершиной В1. Так как ∟А=∟А1, сторона АС пойдет по стороне А1С1. Так как ∟В=∟В1, сторона ВС пойдет по стороне В1С1. Таким образом, ∆АВС совместиться с ∆А1В1С1. Следовательно, ∆АВС= ∆А1В1С1. Что и требовалось доказать.
5. Закрепление.
1) Устная работа. Доказать равенство треугольников, изображенных на слайдах. Смотрите приложение 2 (Презентация Microsoft PowerPoint)
2) Письменно.
По учебнику № 3 §9.
На рисунке дана фигура, у которой АD=СF, ∟ВАС=∟ЕDF, ∟1=∟2. Докажите, что треугольники АВС и DEF равны.
Смотрите приложение 3 (Презентация Microsoft PowerPoint)
3) По рисунку объясните, как можно найти расстояние от точки M до недоступной точки N, например дерева на острове.
Смотрите приложение 4 (Презентация Microsoft PowerPoint)
6. Итог.
Итак, мы на сегодняшнем уроке изучили второй признак равенства треугольников. Повторим ее.
7. Домашнее задание.
§9, № 1, 4, 5.