Задачи урока: дать учащимся первичные представления о системе органов человека (назвать и обозначить их функциональное назначение).
Оборудование и наглядные пособия: учебники "Окружающий мир", 4 класс часть 2, 2 класс часть 2, 3 класс часть 2.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Ребята откройте оглавление и назовите тему, которую нам предстоит изучить. И главу, посвященную этой теме.
(учащиеся читают, в это время учитель пишет на доске "Как устроен организм человека").
Ученики: Тема урока: Как устроен организм человека.
Глава называется: Человеческий организм.
2. Повторение учебного материала.
(на доске записана тема урока, учитель подчеркивает слова "организм человека")
Учитель: Вспомните, что такое живой организм?
Ученики: Организм - тело живой природы.
Учитель: Приведите примеры организмов.
Ученики: Грибы, бактерии, животные.
Учитель: Чем отличаются организмы от тел неживой природы?
Ученики: живые организмы рождаются, питаются, дышат, размножаются и умирают.
Учитель: Что необходимо живому организму для жизни?
Ученики: Живому организму для жизни необходимы воздух, вода, питательные вещества. Живые организмы дышат кислородом, а выделяют углекислый газ.
Примечание: Если ученики затрудняются, то можно воспользоваться учебниками за 2 класс (стр.43) и 3 класс (стр.54, 64).
3. Изучение нового материала.
Учитель: Человек живое существо, относящееся к царству животных. Больше всего сходство у человека с млекопитающими. Ребята, как вы думаете, в чем это сходство?
Ученики:
Кожа покрыта редкими волосами.
Человек кормит своего ребенка молоком.
Учитель: Но человек отличается от животных? Чем?
Ученики:
Человек ходит на двух ногах.
Руки могут выполнять сложную работу.
Большой палец противопоставлен остальным.
Человек разумное существо.
Учитель: Только человек умеет мыслить, думать, предвидеть результат своих действий. Он преобразует мир, в котором живет. Может устно и письменно излагать свои мысли. Дома, автомобильные и железные дороги, транспортные средства, приборы, одежда - все сделано человеком.
Учитель: Как устроен организм человека?
Ученики рассматривают рисунок на странице 9.
Учитель: Назовите основные части тела человека.
Ученики: руки, ноги, туловище, голова.
Учитель: А что же находится внутри человеческого организма?
Ученики: Сердце, почки, легкие, желудок, кости, мозг.
Учитель: Ребята, вы правильно назвали внутренние органы. (термин записывается на доске).
Какие же системы органов есть в организме? Какие общие задачи выполняют эти системы?
Чтобы ответить на эти вопросы ученики читают текст учебника с. 10-11.
Ученики: У человека в организме несколько систем органов. Это система кровообращения, дыхания, пищеварительная, нервная, мочевая, опорно-двигательный аппарат. Органы пищеварения снабжают организм человека питательными веществами и водой. Органы дыхания необходимы для газообмена. Органы кровообращения обеспечивают перенос кровью кислорода. Каждая система состоит из органов.
Учитель: Нервную систему посмотрите на с. 11. , систему кровообращения на с. 25, систему дыхания с. 30, систему пищеварения с. 22, опорно-двигательную систему с. 10.
4. Самостоятельная работа.
Для закрепления изученного материала ученики выполняют в тетрадях для самостоятельной работы № 1 -3.
5. Домашние задание.
Чтение учебника с. 9-11.