Цель общения:
- познакомить учащихся с понятием "культура мира" и раскрыть его составляющие;
- показать значимость образования в формировании у учеников положительной "Я"- концепции, позитивного отношения к окружающему миру;
- продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся
Подготовительная работа:
- Подбор аудиозаписей для музыкального сопровождения часа общения
- Составление схемы проведения
Оформление, оборудование и инвентарь:
а )плакат с темой занятия;
б) на листе ватмана изображён круг, с одной стороны круг поделён на 3 сектора, на которых написаны слова "Я", "Люди", "Природа";
в) горошины по числу учащихся в классе;
г) магнитофон;
д) слайды с изображением природы.
Ход проведения
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодняшний час общения проведу у вас я. А зовут меня Светлана Георгиевна.
2. Вступительное слово классного руководителя.
(играет спокойная музыка)
- Послушайте эту мелодию и протяните ко мне одну ладонь. ( учитель кладёт каждому на ладонь 1 горошину)
- Рассмотрите внимательно эту горошину и подумайте, на что она похожа.
(учащиеся предлагают свои варианты ответов)
- А мне эта горошина напоминает нашу Землю. Из космоса она видится такой же маленькой, как и эта горошина:
3. Сравнение горошины с планетой Земля.
- Ребята, вы ведь знаете людей, которые летают в космос? Как их называют? А кто первым полетел в космос?
- Если наша планета из космоса кажется такой маленькой, а видно ли нас с вами?
(нет, очень далеко) Правильно, мы кажемся даже меньше горошины.
4. Работа со схемой.
- А хотите стать более заметными? Может даже какой-нибудь инопланетянин вас заметит:
- Тогда активно помогайте мне, высказывайте свои мысли. А поговорим мы сегодня о культуре мира, о том каким надо быть человеком.
Итак, открывается 1-й сектор "Я".
- Расскажите, как вам живётся на Земле.
- А кто знает, сколько таких Я живёт на Земле? На нашей планете около 6 000 000 000 жителей. Много это или мало?
(число на доске - 6 000 000 000)
- Когда-то я услышала такие слова:
Ты, я, он, она -
Вместе целая страна.
Ты, я, он, она -
Вместе дружная страна.
И задумалась: А сколько же людей проживает в нашей стране? Может, вы знаете? 143 000 000
- Каждый человек - это целый мир. Мы не найдём двух совершенно одинаковых людей.
- Давайте поразмышляем:
- Какой Я? Что во мне хорошего? Напишите на листочках одним словом крупными буквами и покажите. (помощник прикрепляет на левую половину ватмана положительные черты личности)
Микроитог.
- Ребята, идеальных людей не бывает, но в каждом есть что-то хорошее. Нужно увидеть хорошее не только в себе, но и в окружающих нас людях. Давайте найдём хорошее в наших одноклассниках:
- Что хорошего в :.
(учащиеся ищут положительные черты у своих одноклассников)
А может ли человек прожить один? Кого мы видим на планете рядом с собой?.. (других людей)
5. Итак, открываем 2-й сектор "Люди".
- На Земле 6 000 000 000 жителей. Со всеми из них вы конечно не знакомы: Но вот в нашем школьном мире все ли ученики вам нравятся? Подумайте:
Предлагаю продолжить фразу:
- Мне не нравится, когда человек:
(заполняют 2-й столбик на листе ватмана - отрицательные качества личности)
- А от кого же зависит, как к нам будут относиться другие?
- В Библии записано "Не поступай с другими с другими людьми так, как не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе".
- Можете привести пример?:
6. Посмотрите ещё раз на свою горошину. Без чего жизнь людей на планете была бы невозможна?
(без природы)
- Итак, открываем 3-й сектор " Природа".
- Внимательно рассмотрите предложенные слайды. Какие чувства они у вас вызвали?
Давайте поразмышляем о поступках людей, плохо они поступают или хорошо?
Микроитог.
- Смотрю на глобус - шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой!
И шепчут мне материки:
"Ты береги нас, береги!"- В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
"Ты береги нас, береги!"- Смотрю на глобус- шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: "Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!"
- Сберечь Землю очень важно, но сделать это может только человек знающий и образованный, добрый и внимательный:
- А вы совершали добрые поступки не только для себя, но и для всей Земли?...
7. Итак, мы открыли 3 сектора - "Я", "Люди", "Природа" - а это всё входит в единое целое - "МИР" (читают дети).
Я - ЛЮДИ - ПРИРОДА - МИР
- Посмотрите ещё раз на ту горошину, которую я дала вам в начале занятия.
Сумели ли вы её сохранить?
- Горошина могла потеряться, разломиться на части. Так же трудно сохранить и наш мир. Для этого нужно быть внимательным и бережливым.
8. Рефлексия.
- Давайте посмотрим, какими же положительными качествами должен обладать человек, чтобы жить в дружбе с другими, любить и беречь этот мир?
9. Итог.
- Жить в мире с собой, в согласии с другими людьми, видеть красоту природы, беречь её - это значит владеть "культурой мира".
- Я хочу, чтобы вы научились беречь мир внутри себя. А если вам будет одиноко, грустно, возьмите эту горошину, посмотрите на неё, вспомните наш разговор, может быть вам станет радостнее и спокойнее. Я желаю вам мира.
- Встаньте, пожалуйста, возьмитесь за руки, давайте, соединим наш круг. Не забывайте, что только в дружбе и согласии можно сберечь наш хрупкий МИР.
(играет мелодия)
На этом час общения закончен. Спасибо за общение.