Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок решения учебной задачи.
Форма урока: заочный поход на природу.
Цели урока:
- сформировать у учащихся представление о луге, как о природном сообществе, на основе изучения живых организмов - обитателей луга.
- развивать у учащихся познавательную активность, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
- прививать любовь к окружающей природе, воспитывать экологическую культуру.
Формы организации деятельности школьников:
- фронтальная,
- индивидуальная,
- групповая.
Оборудование:
- гербарий,
- "Красная книга Ставропольского края",
- карта Ставропольского края,
- игрушка - кузнечик,
- музыкальное сопровождение,
- маршрутные листы,
- компьютерная презентация.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент | I. Психологический настрой на урок. | |
II. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности |
I. Лейтмотив урока. Звучит музыка песни "Золотое моё Ставрополье", на фоне музыки кадры компьютерной презентации - степи Ставрополья. Учитель говорит мелодикломацию
II.Формирование ключевых понятий:
- Ребята, а куда вы попали? - Почему вы думаете, что это степь? Учитель: Да, ребята правильно вы определили - это природная зона- степь. |
Учащиеся слушают музыку, слова учителя,
всматриваются в кадры компьютерной презентации.
Ответы учащихся на вопросы учителя |
III. Постановка учебной задачи | Богата Ставропольская степь
живописными лугами. А что такое луг, как вы
считаете. Помогите мне ответить на этот вопрос. - Мой вопрос вызвал у вас затруднения - обратитесь к учебнику с. 190 и прочитайте определение. - На один из таких лугов я предлагаю вам отправиться сегодня в поход чтобы: УЗ: сформировать у себя понятие о луге, как о природном сообществе. Тема нашего урока "Луг - природное сообщество". Ну что, рюкзаки готовы, настроение бодрое. Тогда в путь. (На фоне этого звучит музыка "У похода есть начало") |
Ответы учащихся |
IV. План - ход решения УЗ | I. Введение в урок персонажа - обитателя
луга- кузнечика. - Ребята, посмотрите, кто это? Да это же кузнечик. Он такой маленький и беззащитный. Наверняка заблудился. Не может найти свой дом. Давайте ему поможем. А для этого нам нужно хорошо изучить его место жительства - луг. (на фоне слов идёт кадр презентации - луг) II. Организация групповой работы учащихся. - Сегодня я предлагаю вам побыть в роли маленьких исследователей и доказать, что луг - является природным сообществом. - Каждая группа - ряд получает маршрутный лист своего движения в походе.
3 группа "Краеведы". Ведь мы с вами находимся на Ставропольском лугу и кузнечик у нас ставропольский (красивый, зелёный). Ребята получают особое задание. Им нужно определить какие животные и растения - обитатели луга занесены в Красную книгу Ставрополья? III.Физминутка.
IV.Защита творческой работы групп. |
Учащиеся слушают учителя.
Работа учащихся в группах.
Ребята осуществляют упражнения под руководством учителя. |
V. Организация промежуточного контроля | Организация промежуточного контроля в форме загадок. Защита 1 группы: 1.
2.
3.
- Защита 2 группы "Ботаники": Учитель задаёт вопросы-загадки: 1.
2.
- Защита 3 творческой группы "Краеведы". |
Учащиеся отгадывают загадки. |
VI. Организация Конструктивного разговора - диалога | 1. Почему некоторые виды шмелей попали в
Красную книгу? 2. Почему в Красной книге оказалась ромашка лекарственная? 3. Почему растения не могут обойтись без бабочек и шмелей? - А давайте составим цепи питания (с помощью рисунков, прикрепляют на доске) Мышиный горошек - мышь - сова Клевер - кузнечик - яшерица. - Ребята, посмотрите наш кузнечик загрустил. Что-то с ним случилось. Он чего-то боится. Давайте вместе с вами выясним , чего же боится кузнечик? Я предлагаю вам разгадать ребусы, которые помогут ответить на вопрос - чего же боится кузнечик и его друзья и почему? -огонь -ружьё -мусор Учащиеся объясняют ответ каждого ребуса. - Мы, увидели ребята, какое важное значение в данном сообществе имеет деятельность человека. Поэтому эта деятельность должна быть созидательной. Помогите мне выработать правила поведения человека, каждого из вас на лугу. Например: 1.Не кричи, не пугай обитателей луга; 2.Не рви цветы; 3.Не лови ради забавы бабочек, муравьёв; 4.Не поджигай траву; 5.Не сори; 6.Не стреляй птиц. Вывод: человек тоже часть всей природы, а в частности природного сообщества - луг. Да, действительно человек очень тесно связан с ним. Может быть, вы мне подскажете как? -украшают наш край - корм для животных - лекарственные растения - место отдыха - доставляют эстетическое удовольствие. |
Учащиеся составляют цепи питания.
Учащиеся разгадывают ребусы. Учащиеся вырабатывают правила поведения на лугу. |
VII. Рефлексия | Вот и подошёл к концу наш поход. Мы с
вами ребята помогли кузнечику, а также
познакомились с его местожительством - лугом.
Но, что самое главное, определили, что луг - это: Почему луг - является природным сообществом? И все его обитатели и даже человек тесно взаимосвязаны между собой. |
Ответы учащихся. |
VIII. Этап оценивания | Я хочу вручить вам дипломы: - юных ботаников - краеведов - зоологов За творческую, исследовательскую работу на сегодняшнем уроке |
Учащиеся получают дипломы. |
IX. Итог урока | Звучит музыка "Одинокий пастух" на её
фоне презентация луга. - Давайте ещё раз вместе с вами полюбуемся красотами луга. Каждый человек неповторим на земле, и я убеждена, что и каждая травинка на лугу, цветок, насекомое, так же неповторимы, как всё живое и живущее вокруг нас. |
Учащиеся слушают музыку, смотрят кадры презентации и слушают слова учителя. |