Не секрет, что изучение математики – процесс
нелегкий, пожалуй, в каждом классе есть ребята,
которым трудно дается программный материал,
зачастую у школьников вырабатывается страх
перед математикой. В своей 20-летней практике
стараюсь разнообразить преподавание математики
занимательными занятиями. Если учебная нагрузка
в 5, 6 классах позволяет вести дополнительный час
за счет вариативной части программы, преподаю
факультативный (элективный) курс “Наглядная
геометрия”, опираясь на замечательные издания
,
. Если такой возможности нет, преподаю
математический кружок по отдельным темам
наглядной геометрии, например, очень востребован
кружок “Оригами”.
Занятия факультатива имеют не только пропедевтическое, познавательное и развивающее значение, но и огромное воспитательное. Ребята дружны, доброжелательны, взаимно вежливы, всегда готовы прийти на помощь друг к другу. Общение учителя с детьми происходит в рамках товарищеского сотрудничества. Осуществляется связь с семьей, родителями, общественностью.
Такие занятия полезны, интересны, доставляет удовольствие всем участникам педагогического процесса: учащимся, родителям, учителю. В процессе такого общения учащиеся перестают боятся математики, а наоборот проявляют интерес к ее изучению. Одного недельного часа для такого общения недостаточно, поэтому в нашей школе проводятся внеклассные, внеурочные воспитательные мероприятия. Стало ежегодной традицией проведение Недели математики, во время которой каждый класс принимает участие в подготовке и проведении мероприятий разного уровня сложности.
Для учащихся 5, 6-х классов проводятся всевозможные турниры, КВНы, КВМы. Все задания: занимательные головоломки, задачи со спичками, конструирование Танграм, разгадывание кроссвордов и др. опирались на те знания, которые были получены на занятиях по наглядной геометрии. Интересно проходит игра “Поле чудес”, на которой даются зашифрованные имена сказочных героев, связанные со старинными мерами длины и веса: Дюймовочка, Фунтик и др. Стараюсь включать в задания вопросы на знание авторов учебников, по которым ребята учатся: Шарыгин, Ерганжиева, Виленкин.
В подготовке таких игр обязательно принимают участие старшеклассники, они выступают в качестве консультантов, помогают придумать название, девиз, костюмы, задания соперникам.
В игре “Звездный час”, “Счастливый случай” участвуют старшие сестры, братья, друзья, родители.
Как правило, математические мероприятия проходят ярко, весело. Ребята с удовольствием участвуют в организации и проведении “Ярмарки по продаже изделий собственного производства” с использованием старинных единиц измерения величин. Для того, чтобы сделать покупку в красочно оформленной лавке, необходимо решить задачу по расчету стоимости покупки в старых денежных единицах.
По окончании Недели математики обычно проводится анкетирование, результаты которой дают возможность лучше спланировать работу на будущее.
На протяжении двух лет я руководила кружком “Оригами” для разновозрастного состава учащихся со 2 по 6 класс. В основном, это были приезжие ребята из соседних деревень, обучающиеся в нашей школе (чтобы занять их до отправки автобуса), но с удовольствием посещали и местные дети.
Планирование и содержание опирается на экспериментальный учебник Афонькина С.Ю., Афонькиной Е.Ю. “Уроки оригами в школе и дома” (Москва, Аким, 1996).
Ребята были настолько увлечены искусством оригами, что поделки из бумаги использовались всюду. К каждому календарному празднику ребята учились делать что-то новое: к 23 февраля – самураев, к 8 марта – фигуры девочек, цветы, ко Дню Святого Валентина – конвертики-сердечки, к Новому году – игрушки для елки.
Старшеклассники, будучи вожатыми, на летней оздоровительной площадке, проводили занятия по оригами с малышами, а поделки использовали вместо призов.
“Оригами – это чудо, которое дети могут
творить своими руками. Создание из листа бумаги
разнообразных фигурок будит мысль, воображение,
формирует пространственные представления, также
развивает координацию движений пальцев”.![]()
Занятия оригами имеют огромное воспитательное
значение. Вместе с юными оригамистами я
проводила Акцию Мира: урок мира, на котором
учащиеся изготавливали фигуру журавлика,
вспомнили легенду о японской девочке
, разучили песню
“Японский журавлик”, а лучшие из получившихся
журавликов отправили по международной почте в
Японию, в Мемориальный Музей Мира, в городе
Хиросима. Школьники очень старались, но не до
конца верили, что их журавлики “долетят” до
Японии. Важным событием в жизни пятиклассников
было то, что сам директор музея, господин Minori
HATAGUCHI прислал нам в ответ благодарственное
письмо и проспект с фотографиями экспонатов
Музея. Он также сообщил, что наши фигуры
журавликов зачислены в число экспонатов Музея в
память о Садако. (Приложение 1).
Под впечатлением личной причастности к интернациональному делу в борьбе за мир, юные оригамисты сообщили об этом в районную газету, послав в редакцию свои фотографии с поделками. После чего ребята из других школ связались с нами, чтобы взять адрес Мемориального Музея Мира и принять участие в Акции Мира.
Внеклассная работа по математике является продолжением работы, начатой на факультативных занятиях. Большую помощь в организации работы оказывает материал, собранный из подшивки газет “Математика. Первое сентября” начиная с момента выпуска газеты, с 1996 года.
Конспект занятия по теме:
“Оригами. Японский журавлик”, 5-6 класс.
(Урок мира)
Цели:
Оформление:
На доске записана тема урока, представлена выставка работ юных оригамистов – кружковцев, на интерактивной доске представлены схемы выполнения этапов складывания базовой формы “птица”, схемы журавликов, а также готовые фигурки журавликов.
Оформлен стенд об “Акции Мира”: Конверт с адресом Мемориального Музея Мира в Хиросиме, книга с рассказом о японской девочке Садако, текст песни “Японский журавлик”.
На занятиях курса всегда имеются модели ранее изученных базовых форм, а также стенд: “Семь правил юных оригамистов”.
Оборудование:
АРМ учителя математики, интерактивная доска, Презентация (Приложение 1)
План урока:
- Приветствие, сообщение темы и цели урока.
- Историческая справка.
- Складывание базовой формой “птица”.
- Изготовление фигуры журавлика.
- Разучивание песни “Японский журавлик”.
- Акция Мира (письмо в Мемориальный Музей мира).
- Итоги урока.
Ход урока
1. Приветствие.
– Здравствуй, левая рука, здравствуй правая рука! Поработаем вместе. (Свести руки как японцы, наклонить голову вперед. Жестом усадить учащихся).
Сегодня на уроке я научу вас складывать из бумаги фигуру журавлика.
Оригами это конструирование из бумаги. Какие фигуры вы умеете складывать из бумаги? (Ребята называют те поделки, с которыми они знакомились в начальной школе: самолетики, тюльпаны, хлопушки, а ребята, занимающиеся на элективном курсе “Наглядная геометрия” называют те фигуры, которые уже изучены на курсе).
2. Историческая справка.
Бумага была изобретена в Китае, но Япония стала родиной искусства складывания из бумаги – искусства Оригами. Взгляните на выставку: здесь представлены самые красивые, оригинальные работы ребят: Кусудами, ирис, самурай, орнаменты, кубики, журавлики и другие.
“Оригами – это конструктор, в котором из одной только детали (квадратного листа бумаги) складываются сотни и тысячи разнообразных фигур. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир. Мир особый, радостный, веселый, добрый, ни на что иное не похожий. Искусство Оригами открыто всему миру.
Японский журавлик – символ удачи, счастья и
долголетия. Вторая мировая война придала древней
фигурке еще одно значение – символ мира.” ![]()
Вы, конечно, слышали легенду о японской девочке
Садако Сасаки – девочке, молившей о мире на Земле
после бомбардировки Хиросимы. В больнице Садако
складывала журавликов. По легенде для исполнения
ее желаний нужно было свернуть 1000 журавликов. Она
успела сделать 644…![]()
Но память о ней жива!
Дети и взрослые разных стран мира до сих пор посылают к подножию ее памятника все новые и новые фигурки журавликов.
“Смысл древней легенды состоит в том, чтобы подарить тысячу журавликов окружающим, разделить с ними радость творчества и получить 100 улыбок.
Быть может мир от этого станет чуть добрее…” ![]()
Ребята, хотелось бы вам помочь этой девочке?
Давайте сегодня на уроке постараемся научиться складывать журавлика, а самые удачные из них отправим в Японию в знак поддержки и солидарности Садако.
Прежде всего, я научу вас складывать еще одну базовую форму оригами: “птица”.
3. Складывание базовой формы “птица”.
Перед вами лежат готовые квадратные листы бумаги. Работаем поэтапно, сверяя каждый шаг со схемами:
1) Сложите базовую форму “квадрат”. Положите “глухим” углом кверху. Спереди согните две нижние стороны к центральной линии.
2) Перегните вниз верхний треугольник.
3) Отогните согнутые стороны.
4) Тяните кверху один слой бумаги, сгибая его по указанным линиям (обратите внимание – две долины должны стать горами).
5) Промежуточный этап работы.
6) Проверьте результат и повторите сзади действия 1-4.
7) Базовая форма “птица” готова.
Проверьте – у базовой формы внизу должны быть две “ножки”, а наверху два “крылышка”. Между “крылышками” посередине находится треугольный “горбик”. Он нам еще пригодится!
Теперь можно приступать к складыванию журавлика.
4. Изготовление фигуры журавлика.
1) Положите базовую форму “птица” “ножками”
вниз. Спереди и сзади согните нижние боковые
стороны к центральной вертикали.
2) Обе “ножки” согните наверх и немного в
стороны.
3) Проверьте их положение и опустите вниз.
4) Вогните внутрь обе “ножки” по намеченным
линиям.
5) Получились шея и хвост. На шее вогните внутрь
головку.
6) Опустите крылья вниз до упора и немного
расплющите “горбик” спины между ними.
7) Журавлик готов!
“Во всем мире такая фигура является символом оригами.
Фигуры журавликов бывают самые разные. Одни
сидят на гнезде, у других на головах красивые
хохолки, а третьи машут крыльями! Появление
движущейся фигуры в руках похоже на фокус.
Смотрите: журавлик, машущий крыльями”. ![]()
(Те учащиеся, которые успешно справились с работой, могут помочь остальным или по схемам самостоятельно выполнить фигуру журавлика, машущего крыльями).
5. Разучивание песни “Японский журавлик”.
Поднимите, пожалуйста, вверх журавлики, пусть они машут крыльями и летят в далекую Японию, к памятнику Садако. Учащимся раздают тексты песни, в которой легенда переложена на музыку.
Ребята стоя поют песню:
Японский журавлик.
1. Вернувшись из Японии,
Пройдя немало верст,
Японского журавлика
Товарищ мне привез.
И с ним была история
История одна,
Про девочку, которая
Была облучена.
Припев: Тебе я бумажные крылья
расправлю:
Лети, не тревожь этот мир, этот мир.
Журавлик, журавлик, японский журавлик,
Ты вечно живой сувенир.
6. Акция Мира.
Лучшие фигуры журавликов выбираются и отправляются в Мемориальный Музей Мира, в Японию. Учащиеся после урока должны сходить в отделение связи и оформить отправку письма по международной почте по указанному адресу:
Hiroshima Pease Memorial Museum,
1-3 Nakajima-cho, Naka-ku,
Hiroshima City 730, Japan. ![]()
7. Итоги урока.
Наше занятие подошло к концу. Предлагаю вам дома повторить складывание фигур журавлика по памяти, рассказать и показать родителям то, чему вы научились на занятии.
Разрешается ребятам взять поделки с выставки.
Список литературы
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким, 1996. -207 с.
- Смирнова Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии для 5-6 класса. – М.: Просвещение, 1999. – 80 с.
- Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.М. Наглядная геометрия: 5-6 классы. – М.: Дрофа, 1999. – 192 с.
- Романовская З.И. Живое слово: Учебник по чтению для 1 класса трехлетней начальной школы – М.: Просвещение, 1995.-352 с. (Яковлев Ю. Белые журавлики.)