"Искусства полезны лишь в том случае,
Если они развивают ум, а не отвлекают его".
Сенека Луций Аней младший
Сегодня почти в каждом доме есть произведения разных мастеров. Они входят в нашу жизнь, в первую очередь, как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением жилья. В этом выражается желание видеть вокруг себя не штамповые массовые изделия, а единственные в своём роде рукотворные предметы декоративного искусства с их естественностью и поэтичностью, а самое главное – доброй энергией умельца.
В педагогической практике встречаются разные курсы и программы по «Технологии» и «Искусству», но в течение последнего ряда лет я отдаю предпочтение курсу «Синтез искусств», автора Куревиной Ольги Александровны (по программе «Художественный труд и искусство»). Этот курс является интегрированным курсом, в котором реализуется содержание образовательных областей «Искусство» и «Технология». Интеграция рассматривается как образовательное пространство, структурно оправданное и неделимое, как отражение внутреннего мира ребёнка и процесса его развития.
Цели и задачи курса реализуются в учебно–методическом комплекте: учебника-тетради, рабочей тетради и методической рекомендации. Хочу обратить ваше внимание на замечательное название этого комплекта – «Прекрасное рядом с тобой»…
Уроки по данному курсу отличаются от уроков по другим школьным предметам. Они ориентированы на развитие творческих способностей, эстетического вкуса, интегративного мышления в рамках образовательных областей «Искусство» и «Технология».
Хотелось бы отметить несколько положительных моментов этого курса: он освещает познавательные темы для изучения и предлагает широкое разнообразие для деятельности учащихся; предлагает создание таких изделий как мозаика; композиция; панно; аппликация-коллаж; макет; проволочный каркас; роспись посуды; рисование портретов; рисование картин, выполненных разными техническими приёмами и т. д. Отрицательным моментом курса для творческого коллектива учащихся и учителя является трудность постоянно находиться в рамках предлагаемых учебником практических заданий. Но мы должны понимать, что в программе приводится примерный перечень практических работ, рекомендуемых для проведения с детьми, и легко можем справиться с этой проблемой, оставляя выбор конкретных материалов за собой. Исходя из этого, я рассматриваю «Синтез искусств» - как благодатную почву для развития воображения детей, обогащения их чувств и впечатлений. Детство - золотая пора сенсорного развития. А мы знаем, что сенсорное развитие (т. е. развитие чувств и ощущений) – это основа умственного воспитания.
На страницах этой статьи мне бы хотелось поделиться практическими знаниями о том, как работать с учащимися с природным материалом, развивая их творческие способности.
Природа как самый лучший художник воспитывает у своих зрителей подлинно художественный вкус. А флористика, или создание поделок, картин из природного материала, - одно из любимейших занятий детства. Ведь творческое воображение – ценнейшее приобретение детства, остающиеся с человеком навсегда. Природный материал разнообразен. Как неповторима природа, так неповторимо всё, что создано из её даров (смотри приложение 1).
В последние годы уроки технологии становятся уроками проектными, на которых решаются конструкторские задачи. В курсе «Технология» мы рассматриваем несколько видов учебных проектов в начальной школе (по Н.М. Конышевой):
- доконструирование изделия;
- переконструирование изделия;
- собственно конструирование изделия.
Я хотела бы остановиться на работе с третьим видом проектной деятельности учащихся. Эту работу предлагаю провести в три этапа.
I этап. 1 урок. Конструирование рамки для изделия.
Условия выполнения: - рамка должна быть выполнена в черно-белых тонах;
- она должна быть функциональна.
Приступая к работе, дети обсуждают:
- какой материал будут использовать в изделии (фактуру, размеры, форму);
- каким образом сделать, чтобы рамка была функциональна (вешать ли её на стену или ставить на стол, или хранить в альбоме);
- для чего или почему в задании указан конкретный цветовой тон материала (черно-белый).
В ходе обсуждения и выдвижения гипотез были приняты следующие решения и разработан план действий:
- Берём лист акварельной бумаги (формат А3) и делим его с помощью линейки и простого карандаша пополам вдоль листа. Разрезаем и получаем две полосы для двух рамок.
- Вычерчиваем из заготовки самую простую рамку, которую можно сделать без клея, но можно будет сразу поставить на стол. Для этого оставляем 20 см на саму рамку, а из остатка вычерчиваем ножку.
- Вырезаем фигуру, похожую на лопату. Отступаем от края рамки, напротив ножки, 1 см и делаем прорезь канцелярским ножом. Загибаем на себя ножку рамки, вставляем в прорезь и вытягиваем её с обратной стороны. Подставка готова.
- Дети приступают к выполнению эскизов рамки. Они проектируют форму самой рамки и форму чёрного фона. Когда эскизы готовы, тогда учащиеся завершают изделие (обрезают края рамки и наклеивают чёрный фон).
- Готовую рамку кладут под пресс и оставляют высыхать её на сутки (смотреть приложение 2).
На этом первый урок заканчивается.
II этап. 2 урок. Создание…(конкретная работа с природным материалом).
Самое важное в мастерении из природного материала – это умение увидеть в природной форме какой-то образ. Для этого приготовьте для ребят сюрприз. Заготовьте с лета листочки декоративного однолетнего клумбового растения – цинерарии. Если у вас нет такой возможности, то может быть, в вашей природной зоне произрастает такое же по фактуре листа растение – тополь серебристый (приложение 3).
-Ребята, откройте конверт с сюрпризом для вас.
-Что вы в нём нашли? Вам знакомы эти листочки?
От какого растения они достались нам в подарок?
-Обратите внимание на форму, цвет и фактуру этих листочков: колючие они или мягкие, шершавые или гладкие?
В данный момент у детей пробуждаются ассоциации, и начинается развитие ассоциативного мышления – это помогает выстраивать прочный мостик к самостоятельному творчеству.
-А теперь внимательно рассмотрите листок (смотреть приложение 4).
- Что больше всего он вам напоминает?
Вспомните, какое сейчас время года.
Дети: Сейчас зима. На улице очень холодно. Стоят морозы. И эти листочки похожи на заснеженные деревья. Мороз укутал их в одежды из снега и инея. Они спокойно спят в своём наряде.
-Наверное, каждый из вас уже увидел картинку зимнего пейзажа. Сейчас с помощью простого карандаша на белом листе бумаги зарисуйте ваши мысли, то есть сделайте эскиз зимнего пейзажа.
Где и как на будущем фоне будет располагаться ваше зимнее дерево? А может оно будет не одно. Что будет вокруг (вверху, внизу, по бокам)?
(смотреть приложение 5)
Когда эскизы готовы, учитель спрашивает детей:
-Что лежит у вас на столе?
(Вата, ножницы, клей ПВА, кисть для клея, салфетки, стакан с водой.)
-Как вы думаете для чего вам понадобиться вата?
(Мы будем с помощью неё изображать снег, снежинки, сугробы и т. д.)
Ребята, перед вами стоит задача, используя свои эскизы, оборудование и природный материал создать зимний пейзаж.
Учащиеся приступают к самостоятельному творчеству. Техника выполнения ничуть не сложнее, чем аппликация из бумаги. Даже ещё проще. Ничего не надо вырезать, остаётся лишь «художественно» наклеить на чёрный фон, чтобы получился красивый зимний коллаж. Целесообразно напомнить детям способы работы с клеем. Они зависят от того, с каким материалом они работают.
- Если это засушенный листок растения, то положите его на салфетку вверх изнаночной стороной, аккуратными движениями нанесите клей с помощью кисточки. Затем переверните листок растения и, опираясь на ваш эскиз, приложите к тому месту на фоне, которое вы ему определили.
- Если вы работаете с ватой, то клей вы наносите кисточкой на места фона, где будет располагаться снег или снежинки. А затем, формируя задуманные вами пейзажи, приложите к ним вату и приклейте, прижимая салфеткой.
Завершающим моментом творческой деятельности учеников должны стать:
- Рассматривание поделки вблизи и на расстоянии, любование изделием.
- Рассказывание о поделке или сочинение мини-историй на зимнюю тему (III этап работы).
Готовое изделие необходимо положить под пресс до высыхания клея ПВА.
В итоге нашей творческой мастерской мы получили замечательные работы (смотреть приложение 6).
Кто-то укутал свои зимние деревья в снежные сугробы. У кого-то рядышком уснул на зиму пенёк, другие ловко скрутили из ваты силуэт дятла, или спрятали под свое сказочное деревце зайчика. Кому-то в голову пришло поселить в свой пейзаж снеговика, ловко скатав из ваты комочки. И вот на ночном зимнем небе засияли звёзды, и где-то пошел редкий снежок. Сказка ожила…
Из собранных и засушенных листьев можно круглый год создавать картины, подарки, сувениры.…Эти занятия помогут Вам, уважаемые коллеги, в художественном, нравственном и экологическом воспитании маленького человека. Он научится любоваться гармонией природы, создавать красоту своими руками и дарить её близким. А жизнь листьев, веточек, семян, трав, шишек и другого природного материала продлится в декоративных изделиях.
III этап. 3 урок. Сочинение зимних сказок.
Сочинение-описание сюжета сделанного своими руками немаловажный этап в обучении и воспитании ребёнка. Я предлагаю отнестись к нему со вниманием. Вы можете даже не догадываться, какие талантливые дети учатся у вас в классе. Откройте ребёнка, как книгу. Надо видеть, как загораются его глаза, и не упустить этого момента. Самое главное, чтобы он чувствовал себя частью чего-то необычного, которое создаётся на его глазах и его мыслями и действиями. Ведь он вкладывает в работу частичку своей души, создаёт настроение. И, может, через несколько лет эти дети, став взрослыми, откроют такую же книгу для кого-то другого.
Начать работу я советую с любования поделок и определения темы. У моих ребят получились довольно разнообразные названия: «Открывшиеся чудо», «Неведомый мир», «Лунная ночь», «Зимний пейзаж», «Причудливые деревья»…
Затем мы перечислили всё, что они отобразили в своих работах: зима и небо, снег и деревья, сугроб и пенёк, дятел и зайчик, месяц и ночь, звёзды…
Следующим пунктом мы подобрали ряды однокоренных слов к каждому выбранному предмету и добавили ряд прилагательных, которые помогут более точно передать колорит пейзажа. И началась творческая мастерская (смотри приложение 7).
Вот что у 3-клашек получилось:
Моя сказочка.
«Пришла зима тихо и спокойно. Утром уже лежал белый, искрящийся снег. Деревья надели свой снежный наряд. До чего же кругом всё красиво, свежо и чисто, как в сказке! Во дворе уже стоит снеговик и снежная баба. Скоро прибежит сюда ребятня, будет кругом смех, веселье, румянец на щеках. Все довольны и счастливы!
Такая красота стояла бы всю зимушку, не чернел бы снег, не дул бы холодный ветер…» - Данкин Артём
Зимний вечер.
«Я смотрю в окно и вижу красивый зимний пейзаж. Кругом необыкновенно чистый снег, деревья укутаны серебристым инеем, как тонкой шалью. Чувствуется, что за стеклом свежий воздух. Вверху замечательное звёздное небо. По снежным сугробам пробегают зайчики и убегают вне куда. Вечерние чары околдовали всё вокруг. И мне начинает казаться, что этот вечер сказочный. Я думаю, что где-то там, в тёмном лесу происходят чудеса. И неожиданное чудо озаряет всё каждую ночь» - Бурцева Юлия
Снежный сон.
«Однажды ночью, когда я случайно проснулась, мне показалось, что я в сказке. Деревья были все снежные. Вокруг ели бегали шустрые зайцы, снеговик и снежная баба, которых мы смастерили с сестрой, ожили. У снеговика была деревянная метла, а у снежной бабы была красивая, сделанная из снега, метлушка. Но вдруг появился злой колдун. Он заколдовал ёлочку-красавицу. Она стала вся ледяная. А Снегурочка и Дед Мороз освободили ёлочку от холодного плена, а колдуна превратили в большой сугроб.
Вот так и прошла сказочная ночь. Или это был только сон?… Не знаю…» - Ряполова Анастасия
Зимний вальс.
«Однажды зимой я долго наблюдал за вальсом снежинок. Потом прилетел снегирь и заметил, какими причудливыми стали деревья. Они были сказочно красивы. Там были пушистые ели, высокие сосны, кудрявые пихты. Все они уже закутались в белоснежные шубы. А снежинки всё продолжали свой белый танец. И когда упали последние снежные пушинки, вальс, наконец-то, закончился, а всё утопало в серебристом снегу» - Больц Никита
Ночной звездопад.
«Зима. Зайчик прыгает под заснеженными деревьями. Повсюду лежит белый снег. В вечернем небе тускло светит заснувший месяц. Начинает падать снег. А около нарядных деревьев стоят снеговики и улыбаются. Они радуются новому снегопаду. Белые снежинки похожи на падающие звёзды. Всё начинает блестеть. Это похоже на звездопад. Как звёзды могут скапливаться в млечный путь, так и снежок может надеть землю звёздным покрывалом. Если смотреть издалека, то всё кажется ещё красивее» - Логинов Антон
Волшебный лес.
«Зимой лес бывает необыкновенно красивый, а иногда мне кажется, что зимой лес ещё и волшебный. Серебряный снег, живописные деревья и лунные отблески на снегу – всё это порой напоминает волшебную сказку. И такие сказки иногда случаются…
Однажды зайчонок гулял с семьёй по лесу. Засмотрелся он на снежную елочку и отстал от всех. Стало зайке одиноко и холодно. Вдруг зайчишка увидел звездопад на небе и загадал желание. Белоснежная ель превратилась в Снегурочку и сказала: «Зайка, ты потерялся? Давай я тебя отнесу домой!» Зайчик запрыгнул на руки Снегурочке. Скоро он уснул, а проснулся уже возле дома. Снегурочки уже не было, а возле дома стояла та самая ель.
В снежном лесу и не такие чудеса происходят!» - Чупринова Дарья
Тихий вальс.
«Наступила зима. Деревья заснули зачарованным сном. Светит загадочная луна. Только маленький зайчик прыгает возле елки. Деревья словно танцуют снежный вальс. Рядышком стоит снеговик и как будто притопывает. Не останавливаясь, кружится искрящийся снег. Наступает ночь. Живописные деревья так и остались стоять заколдованные сном. Стихает. Скоро утро. Наверное, здорово прогуляться по такому лесу!» - Смышляева Анастасия
Снежный лес.
«Зима. Леса покрыты белоснежным необыкновенным нарядом. Ночью деревья сияют серебряными искорками, как гирлянды на ёлке. Снежинки, падая с небес, спешат добавить к ним красивые огоньки. Снежным ковром укрыла Зима весь лес. Здесь в снежной берлоге мишки спят всю зиму. Месяц с неба смотрит на землю и думает о красоте заснеженного леса. Необыкновенное чувство радости переполняет душу» - Иваненко Тимур
По этому материалу были проведены мастер-классы для учителей, родителей и детей. Желаю успехов всем творческим личностям!
Литература:
- Куревина О. А., Лутцева Е. А. Учебник «Прекрасное рядом с тобой» - М: Баласс, 2006 г. (Образовательная система «Школа 2100»)
- Конышева Н. М. «Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии». – Смоленск: Ассоциация XXI века, 2006 г.
- Данкевич Е. В., Жакова О. В. «Большая книга поделок для девочек и мальчиков». – ООО «Кристалл», М: ОНИКС, 2000 г.