Цели урока: дать представление о комплексе по производству конструкционных материалов, как о части межотраслевых комплексов народного хозяйства России; показать его роль и значение в жизни и хозяйственной деятельности человека.
Задачи урока:
- Развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельности обучающихся на уроках обобщения полученных знаний.
- Развитие познавательного интереса, элементов исследовательской, проектной деятельности на уроках и в ходе совместной подготовки уроков обобщения.
- Совершенствование практических умений и навыков в работе с учебником, картами различного содержания, дополнительной художественной и научно-популярной литературой, ресурсами Интернет, мультимедийными средствами.
- Применение новых форм и приемов обучения для повышения мотивации обучающихся, развития их творчества, инициативности, вовлечение в активный познавательный процесс.
Методы обучения:
– Объяснительно-иллюстративный;
– репродуктивный;
– частично-поисковый.
Тип урока: интегрированный урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации
Значимость компьютера на уроке географии:
– структурность;
– системность;
– продуктивность;
– эффективность контроля.
Личностно)ориентированная модель:
– мотивация;
– рефлексия;
– действие;
– эмоции.
Формы контроля:
– взаимоконтроль;
– самоанализ.
Предварительная подготовка к уроку:
– создание компьютерных презентаций силами учащихся по заданию учителя
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, карта социально-экономического развития России.
Ход урока
I. Вопросы к классу:
– какие комплексы народного хозяйства России вам известны?
– существует ли связь между ними?
– машиностроительный комплекс производит машины и оборудование, что является основным сырьем для получения продукции машиностроения?
– правильно: металл, пластик, пластмасс, стекло и т.д., а какой комплекс производит данную продукцию? Верно. Это комплекс по производству конструкционных материалов.
И цель нашего урока: подвести итог изученного материала по данному комплексу, его проблемам и перспективам развития. В этом нам помогут работы, выполненные вашими одноклассниками.
II. Представление проектов
1 проект: “Состав комплекса” (представление работы автором проекта с корректировкой учителем основных положений)
2 проект: “Черная и цветная металлургия” (представление автором своего проекта с комментарием учителя)
3 проект: “Химическая промышленность” (представление учащимся своего проекта)
– При изучении черной и цветной металлургии была представлена работа по “Новолипецкому металлургическому комбинату, выполненная в виде буклета (приложение 4)
– При изучении химической промышленности была представлена работа, выполненная в виде раскладушки о ОАО “Каустик” г.Волгограда
III. Итоговый контроль:
Обобщающий тест по теме “Комплекс по производству конструкционных материалов”
1. Основными продуктами черной металлургии являются:
А) чугун;
Б) чугун и сталь;
В) чугун, сталь и прокат.
2. Группа металлургических заводов, использующих общие источники сырья и топлива, называются:
А) топливная база;
Б) сырьевая база;
В) металлургическая база.
3. К местам дешевой энергии и топлива тяготеет производство:
А) цветной металлургии;
Б) черной металлургии.
4. Из отраслей химической промышленности на сырье ориентировано производство:
А) калийных удобрений;
Б) серной кислоты;
В) пластмасс.
5. Более энерго- и водоемким является производство:
А) пластмасс, химических волокон;
Б) серной кислоты и удобрений.
6. Из отраслей химической промышленности на потребителя ориентировано производство:
А) калийных удобрений;
Б) серной кислоты.
7. Железная руда является сырьем металлургического предприятия:
А) полного цикла;
Б) передельной металлургии
8. Бокситы, нефелины являются сырьем для получения:
А) меди;
Б) алюминия;
В) цинка.
9. Где находятся годные к эксплуатации лесные массивы нашей страны:
А) северные районы;
Б) юг Западной и Восточной Сибири.
10. В состав лесного комплекса входят:
А) заготовка древесины;
Б) механическая обработка;
В) химическая переработка;
Г) все перечисленное выше.
11. Эксплутационные леса занимают от всех лесных ресурсов:
А) 8%;
Б) 70%;
В) 22%.
12. Основная масса лесных ресурсов расположена:
А) в Западной части страны;
Б) в Восточной части страны.
13. К комплексу по производству конструкционных материалов относятся отрасли:
А) черная металлургия;
Б) химическая промышленность;
В) цветная промышленность;
Г) лесная промышленность;
Д) все ответы верны.
(Самоконтроль по данному ключу)
Ключ к тесту:
1. В | 8. Б | 12 – 13 б – “5” |
2. В | 9. А | 9 – 11 б – “4” |
3. А | 10. Г | 6 – 10 б – “3” |
4. А | 11. Б | 0 – 5 б – “2” |
5 А | 12. Б | |
6. Б | 13. Д | |
7. А |