Сегодня, как никогда, наша страна нуждается в компетентных специалистах. По мнению В.В.Гузеева, заведующего кафедрой Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Москва), ведущей компетенцией, которая формируется к окончанию основной школы, является способность к созданию собственного продукта, выполненного и предоставленного с ориентацией на восприятие другим человеком.
А.Н.Дахин,кандидат педагогических наук, доцент Новосибирского государственного педуниверситета, трактует образовательную компетенцию как уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования…Ключевая часть образовательной компетенции проходит через все образовательные области и призвана объединить их в единое, целостное содержание. В ней также получают свое концентрированное воплощение все компоненты общепредметного содержания образования: общие и общеучебные умения, навыки, обобщенные способы деятельности и др.
Исходя из сложившегося опыта мы считаем, что сотрудничество – наиболее эффективный метод организации учебного процесса, который является основой формирования компетенции
школьников. Учебное сотрудничество представляет собой разветвленную сеть взаимодействия (С.Г.Якобсон, Х.И.Лиймете):
– учитель – ученик – ученики;
– ученик – ученик (в парах-диадах, в тройках-триадах);
– общегрупповое взаимодействие членов учебного коллектива;
– учитель – учительский коллектив;
– ученик сам с собой (Г.А.Цукрман).
При правильной организации совместной деятельности увеличивается объем усваиваемого материала и глубина его понимания; растет познавательная активность, меняется характер взаимоотношений между учащимися; учитель получает возможность индивидуализировать процесс обучения.
Таким образом, учебное сотрудничество способствует полноценному формированию знаний и умений, в результате чего школьника можно назвать компетентным.
Существует ряд факторов, влияющих на организацию учебного сотрудничества, которые помогают сформировать компетентную личность.
Первым фактором является компетентность самого педагога, которую характеризуют следующие составляющие:
- Прекрасное знание того дела, которым занимается педагог.
- Умение видеть перспективы педагогической деятельности, предвидеть результаты.
- В каждый момент уметь определять те ключевые задачи, которые сейчас, сегодня, решают успех в продвижении общего дела.
- Знание индивидуальных способностей и возможностей детей.
- Продуманность материально-технического оснащения процесса обучения.
- Умение организовать учет и контроль в ходе выполнения деятельности, подвести итоги по её окончании.
Помимо этих умений учителю необходимы определённые личностные качества: он должен быть принципиальным, стремиться к гармонии интересов коллектива и каждой личности. Деловитым, способным быстро решать возникающие по ходу дела вопросы, самому показывать пример исполнительской дисциплины и оперативности в работе; выдержанным, терпимым, уметь пробудить инициативу учащихся, предоставить им право самим отвечать за принятые решения. Общительность, направленная на становление и развитие товарищеских отношений с детьми – ещё одно качество, необходимое педагогу.
Вторым фактором, способствующим организации учебного сотрудничества, является педагогическое требование. В практике сложились два основных вида требования: непосредственное и опосредованное.
Непосредственное требование обращено к тем детям, от которых учитель хочет добиться определённых действий.
Опосредованное требование учителя вызывает у школьников их последующие требования к своим товарищам.
Требование может быть прямым и косвенным. Оно должно быть позитивным (вызывать определённые действия) и инструктивным (однозначным, ясным, чётким). При умелом использовании данного фактора, учитель не только стимулирует многообразную деятельность учащихся, но и практически руководит развитием своих отношений с ними.
Третий фактор – отмена принуждения. Учение без принуждения характеризуют:
– требовательность без принуждения, основанная на доверии;
– увлечённость, рождённая интересным преподаванием;
– замена принуждения желанием, которое порождает успех;
– ставка на самостоятельность и самодеятельность школьников;
– применение косвенных требований через коллектив.
Четвёртым фактором является формирование положительной “Я– концепции” личности ученика, включающее систему его осознанных и неосознанных представлений о самом себе, на основе которых он строит своё поведение. Для формирования положительной “Я – концепции” необходимо:
– видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, принимать и верить в нее;
– создать ситуацию успеха, поддержки, доброжелательности;
– исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ученика;
– проектировать ситуации, позволяющие школьникам реализовать себя в совместной или самостоятельной деятельности.
Следующий фактор – умение организовать общение с детьми, которое, по мнению Г.А.Цукерман, строится с учетом следующих правил:
- Если кто-то из детей высказывается на уроке, он говорит это каждому ученику.
- Когда один ученик хочет возразить другому, он должен использовать диалогическую форму общения.
- Чтобы разговор 2-3 учеников не выпал из поля зрения всего класса, учитель должен добиваться непосредственной реакции каждого ученика на реплику товарищей: свое согласие или несогласие дети выражают жестами или другими знаками.
- Для культурного диалога обязателен интерес к собеседнику, который начинают развивать в 1 классе. Если ученик, отвечая запутался, то помощника выбирает себе сам.
- Каждый учится слушать собеседника.
Всё выше сказанное позволило сделать следующий вывод: организация совместной деятельности учителя и учащихся – это процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучающегося формируются определённые знания, умения, навыки, опыт деятельности, поведение. Из всего этого и складывается образовательная компетенция школьника.
Для оценки эффективности сотрудничества в процессе формирования образовательной компетенции учащихся мы провели исследования на базе 2 “В” и 2 “Г” классов МОУ “Средняя общеобразовательная школа №19” г. Кемерово.
Классы были условно разделены на три группы, отбор в которые проводился по результатам учебной деятельности, по степени активности ученика на уроке.
В период с 2007-2008 нами были использованы перечисленные выше виды взаимодействия, а также следующие методы, способствующие активизации творческого самовыражения, позволяющие ребёнку выступать в активной позиции по отношению к учебной деятельности:
- Ролевая игра.
- Дискуссия.
- Метод свободного выбора.
- Свобода творчества.
Наиболее эффективно данные методы реализуются в сочетании со следующими приёмами:
1.Соединение учащихся в группы по схеме:
При этом учитываются индивидуальные особенности учащихся, а также их предпочтения при выборе партнёра.
2.Расстановка парт:
а) верная
б) неверная
Нижеприведённый фрагмент урока наглядно показывает, как в процессе сотрудничества используются методы дискуссии и ролевой игры.
Окружающий мир. 2 класс.
Тема: “Жизнь животных”
Рассказ учителя:
– Разные животные питаются различной пищей. Животные, которым нужна растительная пища, называются растительноядными. Те животные, которые едят насекомых, называются насекомоядными. На более крупную добычу охотятся хищные животные, или хищники. Есть всеядные животные. (Рассказ сопровождается построением схемы-опоры, <Рисунок 1>)
Совместная работа.
Учитель предлагает каждой группе конверт, в который вложены изображения различных животных.
Задание:Рассмотрите и назовите животных. Распределите их по группам в зависимости от того, какую пищу они употребляют.
На работу отводится 1–2 минуты. Затем один ученик от каждой группы выходит к доске и рассказывает о результатах общей работы, располагая рисунки животных на доске. <Рисунок 2>
Руководствуясь методом свободного выбора, проиллюстрированного в следующем фрагменте урока, ученик выполняет задание, соответствующее уровню его подготовленности.
Математка. 1 класс
Тема “Табличное сложение в пределах десяти”
На II этапе урока детям предлагается два задания:
1. 10 9 8 2 х + 4 = 7; 2 + у = 7
– Какое задание вы бы выполнили в первую очередь?
Основываясь на результатах проведённого педагогического эксперимента, можно сделать вывод, что учебный коллектив, в котором в течение учебного года использовались различные формы совместной деятельности, показал более высокие результаты, чем в начале исследования. <Рисунок 3, Рисунок 4>
Следовательно, при использовании и правильной организации совместной деятельности (сотрудничества) учителя и учащихся повышается уровень успешности, интерес к обучению, качество знаний, что способствует формированию образовательной компетенции младших школьников.
Литература
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация педагогического процесса / Ю.К. Бабанский, М. М. Поташник. – Киев: Радяньска школа, 1982. –С.172-195.
- Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении /В.К.Дьяченко. – М.: Просвещение,1991.
- Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. – М.,1983.
- Цукерман, Г.А. Зачем детям учиться вместе? / Г.А.Цукерман. – М.: Знание,1985.-С.50-52
- Чередов, И.М. Система форм организации обучения в общеобразовательной школе / И.М.Чередов. – М.: Педагогика, 1987. – С. 6-15.