Еще совсем недавно все дети, которым исполнялось семь лет, автоматически становились школьниками. В последние годы родители подрастающих малышей стали чаще задумываться о возможностях развития своих чад. Они хотят, чтобы их дети хорошо учились, много читали, чтобы интерес к учению не пропал при первых же трудностях, то есть были успешными. Однако родители не всегда задумываются о возрастных и психологических особенностях детей.
Готовность детей к системному обучению в школе они видят, прежде всего, в умении ребенка читать, считать (и хорошо, если до 100), способности запоминать. Готовность же к школе сегодня это в первую очередь следующие компоненты:
- психофизиологический, определяющий созревание организма;
- педагогический, определяющий все, чему научили ребенка;
- психологический, определяющий особенности формирования и развития ребенка.
От того, как будет организовано предшкольное образование, зависит успешность на последующих этапах обучения. Дети обладают уникальными способностями и огромной познавательной активностью. Если эти способности не будут вовремя востребованными, то с возрастом могут быть безвозвратно утеряны. Психологи утверждают, что если человек в первые десять лет своей жизни терпит неудачи (а эти годы приходятся на обучение в начальной школе), то к десяти годам от его уверенности не остается и следа, мотивация пропадает, человек мирится с неудачами.
Каждая школа желает получить хорошо подготовленных к системному обучению в школе первоклассников. Но все ли школы принимают активное участие в их подготовке? Что могут предложить родителям в решении этой проблемы? На протяжении восьми лет в нашей школе целенаправленно ведется подготовка дошкольников к системному обучению в созданной на базе начальной ступени «Школе малышей». Создавая «Школу малышей» коллектив педагогов ставил следующие цели:
- помочь родителям обеспечить функциональную готовность ребенка к школе;
- обеспечить преемственность в обучении и воспитании дошкольников;
- создать условия для благоприятной адаптации дошкольников к школе;
- способствовать развитию у детей познавательной активности, индивидуальных интеллектуальных и творческих способностей.
Занятия в «Школе малышей» позволяют повысить интерес детей к процессу обучения, сформировать мотивацию на интеллектуальную деятельность в будущем. Активно развить мелкую моторику, внимание, память логическое, геометрическое и творческое мышление в соответствии с возрастом ребенка. Сформировать интеллектуальные навыки, необходимые для успешного обучения в школе, развить математические способности ребенка.
Ребенок, умеющий без большого напряжения, с интересом учиться, сохранит здоровье, легче адаптируется к школьной жизни. Исходя из этого, педагогами, кроме обучающих, были поставлены такие задачи занятий:
- Заложить у ребенка основы восприятия, внимания, памяти и мышления.
- Развитие у ребенка зрительно-моторной координации, мелкой моторики.
- Формирование навыков речевого общения.
- Формирование знаний об окружающем мире.
- Привитие самостоятельности и умения строить отношения со сверстниками и взрослыми.
Занятия с дошкольниками включают:
- Обучение грамоте.
- Развитие математических представлений.
- Знакомство с окружающим миром.
- Развитие речи.
- Психологические развивающие игры.
Продолжительность учебного года: октябрь – май. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия 30 минут. Количество детей в группе 15–17 чел. Принимаются дети 5,5 – 6 лет.
Содержание программ в «Школе малышей» направлено на формирование:
- Интеллектуальной готовности – это принятие новой социальной позиции, когда у ребенка появляется новый круг обязанностей, новый вид деятельности. Если это не сформировано, то даже при наличии определенного уровня ЗУН ребенку будет трудно в школе.
- Социально-психологической готовности – формирование таких качеств, которые помогли бы ребенку общаться с одноклассниками и учителями. Это поможет ему легче и быстрее адаптироваться в коллективе (умение слушать, слышать и выполнять инструкции взрослого, умение принять помощь учителя или товарища, адекватно реагировать на замечания).
- Речевой готовности. Вершиной познавательных процессов является мышление и речь. Чем лучше развита речь, тем быстрее ребенок овладеет чтением и письмом. В работе с детьми в первую очередь обращается внимание:
- на правильность произношения звуков;
- на умение различать звуки речи на слух;
- на владение элементами звукового анализа;
- на словарный запас, связную речь
- Готовности детей к письму – включает в себя развитие мелкой моторики через штриховку, рисование бордюров, закрашивание, письмо элементов букв, печатание, выкладывание букв из мелких предметов.
Обучение в «Школе малышей» ведут учителя начальных классов и педагог - психолог по курсам: обучение грамоте, формирование математических представлений, развитие речи, окружающий мир, развивающие игры. По все курсам учителями школы были разработаны программы, рассчитанные на обучение и развитие детей 5,5 -6 лет в условиях подготовительных классов.
Программа «Развивающие игры» решает задачи психического развития ребенка. Направлена на совершенствование его восприятия, внимания, памяти, мышления, речь, двигательную сферу, т. е., на развитие тех функций, которые позволят ребенку быть успешным в школе.
Основные задачи программы:
- Развитие зрительной, слуховой и смысловой памяти;
- Развитие воображения и логического мышления;
- Формирование умения внимательно и точно выполнять указания взрослого, действовать по образцу;
- Расширение общего кругозора; формирование положительного отношения к школе.
В ходе работы по программе проводились психологические диагностики, которые показывают положительную динамику развития каждого ребенка, посещающего «Школу малышей». Общие результаты диагностик (диаграмма 1) в начале и в конце обучения в 2007 – 2008 учебном году показывают:
- уменьшение в 2,5 раза детей с низким уровнем функциональной готовности к школьному обучению;
- увеличение в 1,9 раза детей с высоким уровнем функциональной готовности.
Диаграмма 1
Программа «Преемственность» включает следующие курсы:
- Обучение грамоте.
- Подготовка к освоению письма.
- Формирование математических представлений.
Основные задачи программы:
- Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития способностей ребенка.
- Развитие памяти, внимания, воображения, вариативности мышления.
- Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться.
В течение года дети учились делать звуковой анализ слов, различать печатные буквы в текстах, писать буквы по образцу, дополнять рисунки, вписывать изображения предметов в ограниченное пространство. Для обучения ребенка анализу и синтезу, обобщению и сравнению, развитию его творческого воображения, фонематического слуха использовался занимательный материал. На занятиях по формированию математических представлений дети учились не только считать, складывать и вычитать числа, различать геометрические фигуры, но и развивали внимание, восприятие и воображение, память и мышление, учились сравнивать, делать простые обобщения, логически рассуждать.
В обучении использовался комплект пособий «От слова к букве», 2 части, Н.А. Федосова, «Математические ступеньки» С.И. Волкова.
Программа «Ознакомление с окружающим миром» носит характер межпредметного, познавательного направления. В работе использовались комплекты пособий нескольких авторов.
Основные задачи курса:
- Обогащение сознания детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире, готовит его к элементарному осмыслению понятий.
- Знакомство детей с конкретными знаками, символами, знаковыми системами; систематизация накопленной и полученной информации посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).
- На основе опыта детей формировать у них личную заинтересованность, желание учиться.
Программа «Развитие речи» носит характер межпредметного, познавательного направления.
Основные задачи курса:
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Развитие диалогической и монологической речи.
- Развитие интереса и любви к книге.
В ходе занятий дети учились дифференцировать звуки, близкие по звучанию и произношению, определять позицию звука в слове, подбирать пары рифмующихся слов, вводить в речь детей синонимы, слова и словосочетания, относящиеся к речевому этикету, употреблять разные конструкции простых и сложных предложений. Правильно согласовывать слова во времени, роле, числе, падеже, учились отвечать на вопрос в соответствии с его формой, задавать вопросы, высказывать свое мнение, а также учились пересказывать небольшие тексты.
В течение года дважды проводился мониторинг знаний детей. Анализ полученных результатов в конце года показал следующее:
Справились с заданиями:
Формирование элементарных математических представлений (диаграмма 2)
Обучение грамоте (диаграмма 3)
Развитие речи (диаграмма 4)
Ознакомление с окружающим миром (диаграмма 5)
Дошкольники в подавляющем большинстве освоили счет в пределах 20, научились читать, слушать и выполнять инструкции с первого раза, классифицировать предметы по общему признаку, устанавливать причинно-следственные связи соответственно возрасту.
В течение года с родителями дошкольников было проведено четыре собрания: организационное и четыре тематических («Психологические особенности старших дошкольников», «Особенности программ, реализуемых начальной школой», деловая игра «Готов ли ребенок идти в школу», «Первый раз в первый класс»). В течение года родители получили в виде памяток различные рекомендации по взаимодействию с детьми. Еженедельно родители могут проконсультироваться у учителей об успехах своих детей.
Диагностическое обследование детей педагогом - психологом (диаграмма 6) показало следующее: 77% детей умеют внимательно слушать и точно выполнять инструкции взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий; 16% детей допустили ошибки при выполнении графического диктанта и самостоятельном продолжении узора; 7% детей не справились с заданием.
Диаграмма 6
Анализ психолого-педагогической готовности к началу школьного обучения (диаграмма 7) показал следующее:
- 74% дошкольников готовы к началу обучения в школе.
- 13% дошкольников условно готовы к началу обучения в школе.
- 7% дошкольников условно не готовы к началу обучения в школе.
- 6% дошкольников не готовы к началу обучения в школе.
Диаграмма 7
Учитель, кабинет с партами, поднятая рука, как показатель готовности к ответу на вопрос учителя – основные атрибуты школьной жизни. Важно и то, что окончание одного занятия и начало другого сопровождается звонком. Такая организация занятий приближена к школьной жизни. Дошкольники привыкают к такому режиму, и при переходе к системному обучению в школе у них значительно сокращается адаптационный период. На первое сентября классы комплектуются так, чтобы дети из групп «Школы малышей» оказались вместе. Они уже не испытывают чувство страха перед неизвестным: дети в классе им уже знакомы, среди них у каждого есть друг, приятель, подруга. Родители тоже уже знают друг друга. Они уже активно взаимодействуют, помогают учителю в организации внеклассной работы.
Анализ проделанной работы позволяет сделать вывод:
- Организованно проводимые развивающие занятия с детьми способствуют развитию функциональной готовности детей к школьному обучению.
- «Школа малышей» наилучшим образом помогает дошкольникам адаптироваться в условиях массовой школы.
- Дошкольники получают необходимый для обучения в школе запас знаний.
- «Школа малышей» практически решает вопрос качественного набора детей в первый класс.