Тема урока: Функция вида и её график.
Цель урока: познакомить учащихся с новой функцией , построить график этой функции, выяснить, что такое область определения и область значений данной функции.
Ход урока
Урок сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы приступаем к знакомству новой функции (слайд 1); (слайд 2) выясним, как выглядит график данной функции, и познакомимся с новыми определениями.
Но сначала давайте решим устно несколько задач и проверим их решение с помощью ПК.
(Слайд3)
Задача 1: Пешеход путь S проходит со скоростью V за t часов. Выразите время пешехода через путь и скорость. (Решение демонстрируется на этом же слайде).
(Слайд 4) По данной формуле заполните таблицы. (Проверить заполнение таблиц можно на этом же слайде).
Посмотрите внимательно на таблицы и скажите, как изменяется скорость? (Скорость увеличивается). Одновременно со скоростью как ведет себя время? (Оно уменьшается). Задаются такие же вопросы по второй таблице.
(Слайд 5)
Задача 2: Площадь прямоугольника со сторонами х и у равна S . Выразите у через х и S. (Проверить заполнение таблиц можно на этом же слайде).
(Слайд 6) Посмотрите внимательно на таблицы и скажите, как изменяется х? (х увеличивается). Как ведет себя у? (у уменьшается). Задаются такие же вопросы по второй таблице.
Таким же образом работаем со слайдами 7 и 8.
Итак, (слайд 9) функция вида называется обратной пропорциональностью, где к - коэффициент пропорциональности.
Давайте выясним, как выглядит график этой функции. Для этого построим график функции
Так как мы не знаем «внешний вид» функции, поэтому построим таблицу на несколько значений, чем больше, тем точнее график (слайд 10). Множество значений Х образуют область определения, множество значений Y образуют множество значений. Таблица готова, строим точки на координатной плоскости. Точки соединяем плавной линией и получаем график функции . (Слайд 11).
По такому же плану строится график функции . (Слайды 12, 13).
Затем с помощью графиков делается вывод об их расположении. (Слайд 14)
Закрепление материала: решение задач из учебника № 172, 177, 178.
Домашнее задание: № 173, 176, 179.