Цели:
- помочь учащимся в определении наиболее привлекательного для каждого уровня профессионального образования и уровня самостоятельности в труде;
- развить у учащихся умение выделять общее в различных видах трудовой деятельности;
- повысить у учащихся знания о мире профессионального труда.
Подготовительная работа.
- Провести опрос учащихся по методике “Перекресток-2” [5].
- По итогам опроса выделить две группы ребят по 3-4 человека в каждой, которые и станут героями ток-шоу.
- Поставить конкретную задачу перед каждой группой. Помочь основным участникам более четко сформулировать свои мысли по данной теме.
- Выдать обеим группам домашнее задание по составлению цепочек профессий.
- Продумать музыкальное сопровождение и музыкальные паузы.
- Пригласить на мероприятие гостей различных профессий.
- Украсить класс.
Ход мероприятия
1 часть
Перед участниками и гостями стоят шесть учащихся. Все начинается со стихотворения В. Маяковского “Кем быть?”[4].
1 уч. У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
2 уч. Нужные работники –
Столяры и плотники!
3 уч. Столяру хорошо,
А инженеру – лучше,
Я бы строить дом пошел,
Пусть меня научат.
4 уч. Инженеру хорошо,
А доктору – лучше,
Я б детей лечить пошел,
Пусть меня научат.
5 уч. Докторам хорошо,
А рабочим – лучше,
Я б в рабочие пошел,
Пусть меня научат.
6 уч. Книгу переворошив,
Намотай себе на ус –
Все работы хороши,
Выбирай на вкус!
Учащиеся расходятся в стороны и проходят на зрительские места. На доске большими буквами тема ток-шоу.
Ведущий:
Добрый день! Выбор профессии – важное и ответственное дело! И сегодняшняя наша встреча станет первым шажком в этом направлении. Уже через год вы встанете перед выбором: идти ли вам в 10 класс или попрощаться со школой. Некоторые для себя этот выбор уже сделали, есть колеблющиеся, а некоторые вообще еще не задумывались. Это подтверждают результаты опроса по определению уровня профессионального образования.
Зачем я вообще учусь? Чем буду заниматься после окончания школы? Где я буду работать? Эти вопросы, наверняка, уже мелькали у вас в голове. Хотя, может быть, нечетко, неясно, неконкретно.
Что это за будущее дело под названием “работа” и нужно ли для него высшее образование. Попробуем в этом разобраться.
Итак, я представляю наших героев, которые после девятого класса хотят уйти из школы. И ребят, решивших окончить школу и пойти учиться в вуз.
Первый вопрос к ребятам, решившим окончить только девять классов.
– Раз вы уходите после девятого класса, значит, вы выбираете среднее специальное образование. Почему?
(Ответ)
– Вы считаете, что для вашей специальности высшее образование ни к чему? (Ответ)
Вопрос всем:
– Есть ли специальности, в которых без высшего образования не обойтись? (Ответ)
Вопросы второй группе героев:
– Что вас привлекает в высшем образовании? (Ответ)
– Проблема высшего образования сегодня заключается в том, что это модно. Вы с этим согласны? (Ответ)
– В последние годы очень популярно стало “косить” от армии. Саша, может, для тебя это тоже способ уклонения от армии? (Ответ)
Вопрос обеим сторонам:
– Ради чего вы хотите приобретать профессию и работать? (Ответ)
– Делаете ли вы сейчас что-нибудь для реализации своих планов? (Ответ)
(По ходу беседы можно задавать наводящие вопросы.)
– А теперь давайте выслушаем мнение наших одноклассников. ( Мнения присутствующих)
Вывод:
Как заключение к первой части нашей встречи я хочу сказать, что высшее образование не является залогом успешной карьеры. Вуз – всего лишь один из кирпичиков. И этого кирпичика вполне может и не быть. Просто каждый должен знать, чего он хочет и как этого добиться.
И сейчас я с удовольствием представляю человека, который уже определился со своей будущей профессией, который прилагает немало усилий для развития своих творческих способностей (поет ученица этого же класса, занимающаяся вокалом).
2 часть
Ведущий:
Мир профессий очень велик. И хотелось бы узнать, насколько вы имеете представление об этом мире. Сейчас я буду предлагать некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени данной характеристике соответствуют.
- Самая зеленая профессия;
- Самая сладкая профессия;
- Самая волосатая профессия;
- Самая неприличная профессия;
- Самая детская профессия;
- Самая смешная профессия.
Ну вот, мы немного продвинулись в мире профессионального труда. А согласны ли вы, что независимо от уровня образования, каждый должен уметь логически мыслить, проявлять сообразительность, обладать чувством юмора?
Обеим сторонам заранее было выдано домашнее задание: составить цепочку профессий, объединенных по какому-либо сходству между собой. Давайте посмотрим, что у них получилось, и попробуем установить связь между предложенными профессиями. (Ответы. Например, металлург – повар – сварщик – сантехник – …) Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями говорят о том, что людям, выбирающим свой профессиональ-ный путь, не стоит ограничиваться только одним выбором. Ведь часто то, что ищет человек в одной профессии, может оказаться в других, более доступных.
Нашей встрече не хватает мнения взрослого опытного человека. И сегодня у нас в гостях человек, имеющий не одно образование, владеющий не одной специальностью. (Выступление гостя).
Ну что ж, наша первая встреча подходит к концу. Впереди их будет еще много. В следую-щий раз мы поговорим о профессиях ваших родителей. Свои пожелания по поводу будущих встреч, объединенных девизом: “Все работы хороши, выбирай на вкус”, вы можете опускать в специально заведенный для этого ящик.
Спасибо за участие всем и сейчас для вас выступает наша танцевальная группа, которая своим танцем сделает сегодняшний день более ярким и запоминающимся.
Список литературы
- Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Средняя и старшая школа. 5-11 классы+Новые собрания. М.: “ВАКО”, 2005-256с.
- Классные часы/беседы, устный журнал, уроки мужества, ток-шоу/.1-11 классы/Авт.-сост. С.В. Шевченко и др. – Волгоград:Учитель, 2004-70с.
- “Классный руководитель”. Научно-методический журнал №7,2002год.
- Маяковский В.В. Песня-молния: Стихи-М.: Дет. лит., 1987-32с.
- Пряжеников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: “ВАКО”, 2005-288с.